Остров Канта в финальные выходные лета уже в седьмой раз превратился в огромный открытый концертный зал под стенами величественного Кафедрального собора. В эти три вечера остров перекрыли для обычных посетителей, чтобы принять фестивальную публику, численность которой неизменно растет. Если в прошлом году ежевечерне здесь собиралось полторы тысячи человек, в этом – уже две. Но и эта цифра явно не предел: билеты по цене 2-4 тысячи раскупили молниеносно, организаторам пришлось дополнительно еще и входные продавать. Интерес понятен: «Территория мира – территория музыки» – незаурядное для города событие, которое ждут и его жители, и многочисленные туристы (их соотношение, по наблюдению художественного руководителя Собора Веры Таривердиевой, примерно 70/30). А незаурядное потому, что это прежде всего фестиваль имен, фестиваль звезд, фестиваль первых. Кстати, многие из них выступают здесь впервые, так что подзаголовок, который мы видим в афише, – «Первые» – можно трактовать двояко: и как «лучшие», и как «выступающие здесь впервые». Каждый раз приглашают и новый оркестр-резидент: нынче это был Российский национальный, за пульт которого вставали по очереди дебютанты данной локации Ярослав Забояркин, Клеман Нонсьё и Дмитрий Юровский. И РНО подтвердил свой высокий статус, сумев три совершенно разные программы с тремя разными дирижерами и целым сонмом солистов представить в наилучшем виде, причем в режиме нон-стоп: днем репетиция, вечером концерт, и так три дня. Солисты отмечали, насколько им всем комфортно играть с этим коллективом. Понятно, почему: ведь, как точно подметил Денис Мацуев, «этот потрясающий оркестр органичен в любой музыке».
Хедлайнер вечера-открытия скрипач Вадим Репин был полон эмоций: «У меня теперь редко бывает премьерное место, премьерная сцена, но вот сейчас это так. И я нахожусь под большим впечатлением от острова Канта. Буду с нетерпением ждать следующего приглашения». Вадим исполнил свои коронные номера – Первый концерт Бруха и «Цыганку» Равеля, на любимой скрипке Страдивари, которую считает своими «голосовыми связками». Действительно, несмотря на всю проблемную акустику опенэйровского формата, его скрипка звучала необычайно певуче, как человеческий голос. Оркестр под руководством дирижера Санкт-Петербургской филармонии Ярослава Забояркина добавил в программу фрагменты прокофьевских балетов «Золушка» и «Ромео и Джульетта», а также редко исполняемую Рапсодию для кларнета с оркестром Дебюсси, по стилистике напоминающую «Фавна». Солист РНО кларнетист Сергей Елецкий проявил себя в этой пьесе и как виртуоз, и как чуткий, тонкий музыкант.
Первый фестивальный концерт, как и все последующие, предварял трубный глас, доносившийся откуда-то свыше, будто с неба. На самом деле это «Патриотическая песня» Глинки (гимн России в 1990-2000 годах), которую играл трубач, находившийся на верхнем ярусе собора. После трех звонков такой вот своеобразный last call к ивенту – новая фестивальная традиция, навевающая ассоциации с Байройтским фестивалем (там духовики с театрального балкона зазывают публику в зал лейтмотивами вагнеровских опер). Вообще, собор и впрямь, по меткому определению министра Калининградской области Андрея Ермака, является одним из главных действующих лиц проекта. Невероятная по энергетике декорация!
Второй день прошел под знаком XVII Международного конкурса имени П. И. Чайковского. В сопровождении РНО выступили его лауреаты: виолончелистка Мария Зайцева, скрипач Равиль Ислямов, баритон Максим Лисиин, флейтистка София Виланд, трубач Семен Саломатников, пианист Сергей Давыдченко и обладательница Гран-при меццо-сопрано Зинаида Царенко. Что-то сыграли из конкурсной программы – прежде всего, конечно, Чайковского (Pezzo capriccioso, части Скрипичного и Первого фортепианного концертов), что-то из внеконкурсного репертуара. Не обошлось без казусов: к примеру, Равиль Ислямов, темпераментно начав сольное вступление к финалу Концерта Чайковского, почти сразу порвал струну… Однако молодой музыкант не растерялся: после секундного замешательства он выхватил из рук концертмейстера оркестра Ольги Ирхиной ее скрипку и сумел на чужом инструменте достойно исполнить эту виртуозную музыку. Недаром накануне Вадим Репин, председатель скрипичного жюри XVII конкурса Чайковского, высказываясь о лауреатах, особо выделил Равиля и еще нескольких его молодых коллег: «Эта новая поросль войдет в обойму совсем скоро».
Не совсем штатно прошло и выступление Сергея Давыдченко с первой частью хрестоматийного Первого концерта Чайковского. С самого начала мне показалось, что играет он медленнее, чем обычно. Поинтересовалась у Клемана (дирижера), почему взят такой темп, на что он ответил: «Это темп солиста, не мой». Решила прохронометрировать запись, и оказалось: в данном исполнении музыка шла 22 минуты, а, скажем, Клиберн, Аргерих и Мацуев играют ее примерно за 20 минут 30 секунд. Да и сам Сергей в третьем туре конкурса уложился в 21 минуту, а тут зачем-то замедлился, отчего музыка не всегда была узнаваема, хотя ноты вроде те. Жаль.
Самыми виртуозными, полетными в тот вечер показались София Виланд с Блестящей фантазией Бизе – Борна на темы оперы «Кармен» и Семен Саломатников с финалом Концерта для трубы Щедрина. Вполне удалась и оперная часть программы: с Арией Елецкого и Каватиной Фигаро выступил участник Молодежной программы Большого театра, ученик Дмитрия Вдовина Максим Лисиин. Придраться было не к чему: Максим хорош не только голосом, но и внешностью, – такой красавец-баритон – серьезная конкуренция оперным тенорам. Ну а Зинаида Царенко представила два других оперных хита – сцену гадания Марфы и арию Далилы. Серьезная певица с достаточно сильным стабильным голосом и внушительным послужным списком. В родной Мариинке она и Ольга («Онегин»), и Любаша («Царская невеста»), и Эболи («Дон Карлос»), Иоанна д’Арк («Орлеанская дева»), Кончаковна («Князь Игорь»), ну и, само собой, Марфа («Хованщина»). Чуть ли не все главные партии меццо. Хотелось бы увидеть Зинаиду на сцене, чтобы оценить ее артистические способности: по выступлению на «Территории мира» судить о них трудно.
Проект со свежеиспеченными лауреатами Чайковского стал логичным продолжением прошлогоднего бенефиса победителей Конкурса Рахманинова – Ивана Бессонова и Ивана Никифорчина. Теперь за дирижерским пультом стоял как раз рахманиновский лауреат – Клеман Нонсьё, который очаровал всех не только обаянием и профессионализмом, но еще и неплохим русским языком. А ведь еще месяц назад, когда я общалась с ним в Москве, он знал лишь несколько слов. Ай да француз!
Все описанные события происходили при чудесной летней погоде: +25 градусов. А вот финал фестиваля оказался не столь безоблачным: похолодало, небо заволокло тучами, в атмосфере «повис» дождь, при этом прогноз менялся каждый час. Буквально перед началом концерта стало накрапывать. Но Денис Мацуев успокоил: «Даже если дождь пойдет всерьез, мы его прекратим». И это ему «почти удалось», во всяком случае, оркестровые номера – увертюры Мендельсона «Сон в летнюю ночь» и «Ромео и Джульетта» Чайковского, а также фортепианная Бурлеска Рихарда Штрауса – прошли под едва ощутимые осадки. Но на Рапсодии на тему Паганини стихия разгулялась, залило даже верхний регистр рояля. Исполнителям пришлось поволноваться, но, как сказал Дмитрий Юровский, «заставить музыкантов прекратить играть очень сложно, ведь нам в любом случае лучше, чем публике: сцена же под крышей». Но публика, облаченная в разноцветные плащи, которые совершенно бесплатно раздавали организаторы, досидела до конца, с энтузиазмом выслушав и бисы Дениса: «Вокализ» Рахманинова и джазовую импровизацию на тему «Пера Гюнта» Грига. Словом, все завершилось к общему удовольствию, настоящая гроза разразилась только через час после концерта. А команда Веры Таривердиевой между тем уже готовит XIII Международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева и фестиваль «Орган+», которые пройдут на острове Канта с 3 по 9 сентября.