Печатная машинка, раковины, пила и даже мокрая тряпка – такие объекты представил ансамбль «Студия новой музыки» на своей выставке в арт-пространстве «Артемьев». Вместе с Центром современной музыки Московской консерватории в этом сезоне они отмечают свое тридцатилетие. Собранные куратором Александрой Кобриной и командой фестиваля предметы – даже не совсем реди-мейды, а настоящие музыкальные инструменты. Звонкий звук капающей с тряпки воды – основной элемент в произведении австрийца Петера Аблингера, раковины у композитора Венедикта Пеунова играют важную роль в пьесе по детскому поэтическому шедевру «Мойдодыр».
В разных уголках «Артемьева» выставлялись костюмы из сценических произведений: декорации «Красной шапочки» Жоржа Апергиса и фрак из Boxing Pushkin – коллективной оперы на ринге, одиозного проекта нулевых годов. Наиболее радикальные объекты были связаны с инсталляцией памяти композитора Георгия Дорохова, трагически ушедшего десять лет назад. Его скрипка со следами перформанса – подпиленными краями корпуса и царапинами – хоть и не использовалась с момента смерти автора, но выглядела устрашающе и завораживающе, от нее буквально невозможно было оторвать глаз.
На фотографиях 1990-х годов, распечатанных в формате А4 как будто бы в студенческом стиле, в еще юных лицах не сразу угадывались будущие профессора и востребованные сейчас композиторы. «Студия» создавалась, как и положено всяким студиям, усилиями молодых: инициаторами ее появления стали композитор Владимир Тарнопольский, музыковед Александр Соколов и дирижер Игорь Дронов.
В экспозиции передавалась атмосфера доинтернетного мира, где афиши рисовались от руки, а письма отправлялись по факсу.
Концерт-открытие «СтудияФеста» в Рахманиновском зале продолжил ретроспективную линию выставки. Ансамбль с самого основания занимался не только новой музыкой, но и почти что археологией: исполнением забытых сочинений раннего СССР. Благодаря музыкантам произведения обретали вторую жизнь, и именно ими открыли первый вечер фестиваля. На концерте прозвучали хрестоматийные работы 1920-х годов: «Завод» Александра Мосолова и «Рельсы» Владимира Дешевова. Несмотря на то, что они представлялись в камерных версиях, звучание у ансамбля под управлением Сергея Акимова получилось мощным и истовым, особенно в партиях ударных и медных, слишком грубого помола для столь хрупкого небесно-голубого зала.
Следующим эпизодом программы стали две пьесы 2005 года, объединенные не только временем создания, но и темой переосмысления авангардных явлений начала XX века. В «Посвящении Онеггеру» Юрий Каспаров составил геометричный коллаж из разных сочинений классика урбанистической музыки. У Алексея Сюмака прообразом для произведения послужил революционный символ – паровоз. Его пьеса Parovoz-Structures, как призрак, проносилась по залу: в очень тихом диапазоне звучаний, с широким дыханием и поскрипываниями у инструментов. Первое отделение завершалось сочинением Владимира Тарнопольского «Форсаж» – эффектной пьесой, в которой ансамбль картинно передавал работу сверхшумных двигателей.
Второе отделение было целиком отдано триптиху Фаусто Ромителли Professor Bad Trip – знаковой работе начала нулевых. Здесь тембры инструментов слились с электроникой, исполнение получилось энергичным, но не совсем точным по эстетике. «Студия новой музыки» воспринималась слишком академичной для такой экспрессивной и психоделической партитуры. Да и стиль Ромителли располагает к другому оформлению концерта: лучше всего его музыка воспринимается в лофтовых пространствах с почти полным отсутствием света.
До конца октября на «СтудияФесте» представят несколько сочинений композиторов старшего поколения и знаковых авторов ХХ века, концерт участников семинаров «NEформат», а также одну мировую премьеру – специально написанную для ансамбля пьесу Владимира Горлинского.