Постановка посвящена уникальному свердловскому феномену – четырем сестрам Назмутдиновым, посвятившим жизнь художественной гимнастике и добившимся выдающихся результатов. В центре истории – судьба старшей сестры, Лилии (многократной абсолютной чемпионки СССР, призера первых международных соревнований, более десяти лет – капитана советской сборной и тренера собственных сестер). Именно с нее, в десять лет пришедшей в местный Дворец пионеров заниматься тогда молодым видом спорта, началась выдающаяся спортивная династия. В восемнадцать лет Лилия стала первым в истории мастером спорта; десять лет спустя – заслуженным мастером, за подготовку своей сестры Альфии, ставшей чемпионкой мира. Все три сестры Лилии – в числе героев спектакля, двух младших исполняют артистки балета, а Розалия – роль «певческая». Безупречно точная Ирина Макарова и непосредственно-трогательная Жанна Бирючинская, а вместе с ними – опытный Алексей Литвиненко и юный Даниил Кузнецов (в качестве оператора Шурика и друга Розалии) создают идеальный образ дружной компании, беззаветно преданной героине и ее делу.
Завязка такова: молодой кинорежиссер (Лев) приезжает в Свердловск, с тем чтобы снимать кино о подающей надежды спортсменке – на пленку попадают самые важные события ее жизни. Лев – герой вымышленный, необходимый для обязательной в мюзикле lovestory. В исполнении опытного Евгения Елпашева он современен и импозантен; молодой солист театра Даниил Огнев замечательно попадает в плакатный типаж «хорошего советского парня». Оба артиста неподражаемы в сцене «звонка Гагарина»: ария «Человек космический», отсылающая к запретным образам королей рок-н-ролла, – музыкально-постановочный хит спектакля, далеко не единственный.
Обе исполнительницы главной героини – Анастасия Ермолаева и Валентина Воронина – героически вживаются и в образ, и в телесность своей героини. Одновременно со своими актерскими задачами и исполнением непростых вокальных партий они выполняют гимнастические комбинации с предметами (обручами, лентой, шарфами), цитируя элементы программ Лилии Назмутдиновой. Освоением основ спортивной техники артистки занимались два месяца под руководством опытного тренера Ксении Метельской. К счастью, художественная гимнастика – это не просто спорт, это еще и искусство пластической и музыкальной выразительности, а этими качествами обе исполнительницы обладают более чем.
«Сложить» на сцене музыкального театра байопик реального человека не так-то просто: надо и некоторую достоверность сохранить, но и законы жанра соблюсти. Даже такой опытный и востребованный драматург, как Олег Богаев, не смог избежать здесь некоторых «допущений», при которых простая человеческая логика нарушается. Далеко не сразу, но вдруг Лев и Лилия осознают, что знают друг друга с детства. Оказывается, Лев далеко не первый раз в Свердловске: ребенком он был здесь в эвакуации, родители Лилии воспитывали его вместе со своими детьми. Маленький «Галчонок» помогал юной Лилии, мечтавшей о танце-полете, поверить в себя, что, кстати, дает повод к прекрасному номеру – детскому дуэту с рефреном хора «Есть в этом мире некая сила…». Красивая мелодия отзывается музыкально-смысловой аркой в спектакле еще не раз. Все это прекрасно, но не похожи ли герои, внезапно вспомнившие друг друга, на персонажей ситкома, для которых каждая новая серия начинается с чистого листа?
По своей природе «Полет» – это спектакль-эпос, спектакль-дифирамб. События жизни героини и ее близких, реальные и вымышленные, предстают вне реальной хронологии, а как бы во вневременном континууме «золотого советского века». Посему главными героями спектакля становятся еще и город Свердловск (ему спектакль посвящен), и само время – эпоха 1950–1970-х годов. Это время главных спортивных достижений Лилии Назмутдиновой – от первого призового места на первенстве родного города до звездных побед союзного и международного уровня и открытия Детско-юношеской спортшколы по художественной гимнастике. И это же время значимых страниц нашей истории, к которому авторы относятся с огромным пиететом как ко времени «великого романтизма, больших надежд, выдающихся свершений и открытий». Конечно, страна, представленная в коллажированной структуре спектакля, – это не совсем СССР, о чем говорит режиссер спектакля Филипп Разенков. К слову, ему удалось найти для героев нормальные человеческие интонации и черты: на сцене мы видим живых людей. Опираясь на исторические факты, постановочная команда реконструирует образ страны, мифологизируя его. «Полет» здесь – и ключевая метафора, и событие (первый полет человека в космос), определяющее всю систему ценностей. Наверное, поэтому слово «полет», также как и слово «мечта», словно заклинание, твердится в диалогах и ариях. «Если сможешь птицей стать, научи меня летать!»; «Если страстно мечтаешь, сильные ты обретаешь крылья за хрупкой спиной!» – автор стихотворных текстов Ирина Колесникова чутко «слышит» время и поэтику спектакля.
Художник-постановщик Елена Вершинина нашла идеальные визуальные решения. Сталинская эпоха сменяется оттепелью: первая же «картинка» – массивная дверь московского метро на фоне которого двое будущих знаменитых режиссеров Марлен (!) и Эльдар (!) подтрунивают над своим однокашником, «сосланным» по распределению в Свердловск. Сакральные фигуры сварщиков и сталеваров сурово взирают на артистическую молодежь с нависшего над сценой фронтона (прямая цитата барельефов станции «Электрозаводская»). Впрочем, барельефы, фронтоны, а еще – время от времени опускающиеся с колосников гипсовые статуи в духе Шадра и Иодко – это не всё. Визуальная доминанта зрелища – иконические советские мозаичные панно 1960–1970-х, с их цельными героями, устремленными к светлому будущему. Герои спектакля – подтянутые гимнастки в купальниках, платьях-туниках и спортивных костюмах, рабочие в касках и комбинезонах, космонавты, военные, пионеры – словно вышли на сцену прямо с них. Хореография массовых сцен, физика их синхронных жестов, имитирующих производственные процессы или массовое веселье, статуарные позы и поддержки «подсмотрены» балетмейстером спектакля Натальей Москвичевой там же.
Музыка – движущая сила этого проекта. Евгений Кармазин мастерски пользуется разными музыкальными ключами. О стилистике мюзикла, с целым фейерверком запоминающихся тем, уже сказано. Здесь и современная академическая музыка: встретив необычную девушку в первый же день приезда, Лев устремляется за ней и попадает… на концерт в филармонию. Здесь ему приходится выслушать развернутый дуэт на стихи Гийома Аполлинера «Золотой сон» (солисты труппы Маргарита Левицкая, Наталья Пичурина, Олег Прохоров открываются как качественные исполнители серьезной камерной музыки). Импрессионистски-завораживающая лирика этого номера-состояния – вторжение иной звуковой реальности в мир героев. Лилия словно грезит наяву и видит танец двоих, отсылающий к античным стилизациям и свободной пластике босоножек начала XX века. Авторы как бы дают нам гиперссылку: предтеча художественной гимнастики, сложившейся в отдельную дисциплину в 1930-е годы в стенах Ленинградского института физкультуры имени Лесгафта, – «танец будущего» Дункан.
Но в первую очередь композитор стремится к воплощению героики послевоенного строительства, патетики освоения космоса, энтузиазма спортивных достижений. В лучезарном вступлении ощутимы шумы и ритмы производственных процессов, вращающихся турбин, энергия масс. Духоподъемные танцевально-хоровые сцены (хормейстер – Светлана Асуева) поддержаны поэтикой советских маршей, массовых танцев; в связи с приездом… Фиделя Кастро возникает зажигательная сальса. В какой-то момент увлеченность композитора звучаниями, исполненными пафоса, форте, барабанов, медных труб (дирижер-постановщик Антон Ледовский старается удерживать эту стихию, стремящуюся выйти из-под контроля), иногда кажется чрезмерной. Дело доходит даже до гимна СССР, во время которого зритель, не ожидающий такого «перформативного поворота», лихорадочно соображает: вставать или не вставать?
Особого драматизма в спектакле нет: понятно, что, пройдя все испытания судьбы, герои сумеют «взлететь». «Зло» в этом мире – источник не столько конфликта, сколько искрометных шуток и пародий. Это товарищ Арбузов, за время спектакля «вырастающий» из директора киностудии в высокопоставленного чиновника (со своей арией «со списком» дел и забот градоначальника), и его секретарша Тамара. Она пытается «приручить» своего вечно занятого начальника и в ироничном танго в паре с «мужчиной мечты» видит себя «мэршей». Оба дуэта (Светлана Кадочникова – Леонид Чугунников, Ирина Цыбина – Павел Дралов) находят свои оттенки в шаржировании этой парочки, показывая высокий класс на грани оперы-буфф/опереточного гротеска.
Полагаю, до премьеры «Полета» большинство зрителей не смогло бы ответить на вопрос, кто такие сестры Назмутдиновы (к стыду своему, я бы не смогла). Ценность этого мозаично-яркого, необычного, хотя и небеспроблемного, спектакля – в обращении к истории. Не только всей страны, но и города, в котором живешь. В обращении к тем истинным проявлениям высоты человеческого духа и воли к жизни, которые, как показывает время, нам жизненно необходимы сегодня.