Международная школа вокального мастерства Елены Образцовой уже не первый год дарит молодым певцам бесценную возможность учебы у «первых лиц» оперного мира – именитых педагогов, действующих певцов, дирижеров, языковых коучей и не только. В этом сезоне творческий процесс был реализован в двойном объеме: на базе школы впервые состоялась лаборатория «Оперная критика», учрежденная Фондом Образцовой по инициативе Сергея Буланова.
Современная реальность предъявляет множество требований к музыкальному критику: он должен ориентироваться в социокультурном контексте, знать разные жанры и варианты анализа творческого результата, однако среди этих компонентов начинающие критики нередко забывают о главном. Грамотно оценить исполнительскую работу артиста можно, только если сам владеешь базовым музыковедческим инструментарием и терминологией, а также хорошим и «воспитанным» музыкальным вкусом. Лаборатория позволила критикам стать свидетелями работы певцов и педагогов над музыкальным материалом и понять основные трудности, неизбежно возникающие на этом пути.
Мастер-класс художественного руководителя Молодежной оперной программы Большого театра профессора Дмитрия Вдовина показал, что проблема качества музыкального образования в России по-прежнему актуальна. Например, в погоне за «выигрышным» крепким репертуаром педагоги часто вредят еще не сформировавшемуся аппарату своих учеников, что крайне быстро приводит к голосовым проблемам (испорченность тембра, тремоляция). Многие участники индивидуальных уроков исполняли не только чрезмерно сложные для своего уровня подготовки произведения, но и в целом брались за несоответствующие амплуа, поскольку некоторые даже не знали о дифференциации. Существует, например, не только привычное русскому уху центральное меццо-сопрано, но и еще несколько вариантов этого голоса; именно поэтому – от отсутствия знаний – нередко колоратурное меццо для барочного и россиниевского репертуара ошибочно записывается недальновидными педагогами в категорию «сопрано», разновидностей которого, в свою очередь, тоже немало.
Правильное вокальное произношение на иностранных языках и работа с текстом также заняли существенную часть работы: каждый певец имел определенные трудности с позиционной точностью гласных и особенностями согласных (в итальянском языке, но не только). Практика показала, что соблюдение фонетических правил позволяет певцу найти путь к правильной и удобной технике, быть понятым носителем языка. Фонетическая грамотность кардинально меняет звучание голоса, раскрывая его природные возможности.
Звезда мировой оперной сцены Кристина Мхитарян также поделилась хитростями вокального искусства. Она говорила о тех же проблемах, наиболее часто встречающихся среди студентов, и давала аналогичные ключи к их решению, однако акцент делала на актерской интерпретации и работе с образом. Стремление к технической безупречности должно быть неразрывно связано с интерпретацией истории героя. Кристина помогала юным певицам рассмотреть характеры героинь «в движении», следила не только за исполнительской точностью, но и за эмоциональным окрашиванием каждого спетого ими слова. Например, в процессе работы над арией Клеопатры из оперы Генделя «Юлий Цезарь в Египте» оттачивалось интонационное разнообразие в повторяющихся фразах, что, безусловно, и делало исполнение интересным.
Главный дирижер Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Феликс Коробов перед практическими занятиями прочел лекцию о выборе репертуара и отметил, что за этой задачей стоит требование современного театра – необходимость за студенческие годы выучить не только «пять арий», но и полноценные партии для активного включения в работу театра. Кроме того, Феликс Павлович обращался к важности саморазвития и накопления собственного «культурного капитала», ведь тогда человек сможет всегда оставаться в форме и быть психологически гибким для проживания множества жизней своих героев. Форма физическая также играет немаловажную роль в подготовке артиста – об этом ранее говорила и заместитель директора театра «Новая Опера» Анастасия Разумовская в рамках специальной лекции о внутреннем устройстве российского театра, выпуске спектаклей и прохождении кастингов.
Вокальные мастер-классы стали важнейшим трамплином не только для вокалистов, но и для критиков. За несколько дней начинающим специалистам удалось расширить границы собственного восприятия исполнительского искусства, научиться слушать и слышать человеческий голос иначе, ориентируясь на профессиональный аналитический подход.
Гала-концерт лучших участников мастер-классов, который состоялся в Музее современной истории России, стал ярким завершением творческой школы. Стоит обратить внимание на важность акустики: новый зал раскрывал певцов иногда с неожиданно выгодной стороны, но кого-то, напротив, в менее выигрышном свете.
Девятнадцатилетняя Олеся Мирошниченко поразила педагогов и слушателей еще на этапах работы над материалом: юная, крайне одаренная девушка работала над арией Моцарта Non mi dir, чем поначалу вызвала много вопросов ввиду несоответствия партии возрасту и технической подготовке. Однако сделав выбор в пользу арии Клеопатры, на концерте ей удалось произвести настоящий фурор – нельзя не отметить филигранное исполнение, ровность и насыщенность тембра.
Вероника Мешкова проявила себя как крайне внимательная, умная и технически оснащенная певица. Ей удалось учесть почти все замечания Кристины Мхитарян, полученные во время индивидуального мастер-класса. Девушка отлично справилась с арией Адины из «Любовного напитка» Доницетти, создавая искусный узор из сложнейших колоратур.
И без того большой, объемный голос другой певицы, Дианы Валиевой, звучал на концерте нарочито крупно, нарушая стилистику исполняемой ею Каватины Розины из «Севильского цирюльника» Россини, требующей иного подхода. Сопрано Амра Барганджия, напротив, покорила прозрачной нежностью и хрупкостью своего голоса, который, казалось, вылетал куда-то за пределы зрительного зала. Чувственное и выразительное исполнение арии Царевны Лебедь из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» погрузило слушателей в пространство целостного спектакля.
Открытием концерта стала Анастасия Волкова, в чьем исполнении прозвучала ария Лизы из оперы Чайковского «Пиковая дама». Поразила в первую очередь актерская интерпретация певицы, сопряженная с тембральной ровностью и насыщенными бархатными обертонами, что вызывало сопереживание и способствовало погружению в драматические переживания ее героини.
Еще одним фаворитом вечера стал Александр Сусин. Ария Старого цыгана из оперы «Алеко» произвела почти магическое впечатление на зал: казалось, певец окутывает все вокруг своим роскошным и богатым голосом словно в плотный вельвет. Еще на мастер-классе Дмитрий Вдовин отдельно отметил столь редкий тембр, который, при должном труде и работе над преодолением технических шероховатостей, может подарить своему обладателю серьезную карьеру.
Международная вокальная школа Елены Образцовой завершилась с большим успехом. Для молодых критиков эта образовательная неделя оказалась не только беспрецедентно насыщенной и полезной, но и во многом открыла множество дорог для профессионального развития. Возможно, не всем, но некоторым участникам точно удалось «забрать» с собой нечто особенно ценное – твердую уверенность в готовности служить искусству и желание с достоинством нести это служение через всю свою жизнь.