Его площадка, расположенная в Концертном пакгаузе на Стрелке, в течение месяца принимала публику, с равным интересом посещавшую концерты не только серьезные и раритетные, но и юбилейные, и… познавательно-развлекательные.
Разностильные программы шестой по счету «Стрелки» в пространстве Концертного пакгауза сообщали каждому сюжету неповторимость и очарование. Звуковые эпохи от Ренессанса до немецкого кабаре и от «Песни о Земле» Малера до киномузыки Шнитке, казалось, не выпадали, а, наоборот, по-умному встраивались в новую реальность. Стрелкой издавна названо место слияния двух рек – Волги и Оки. Со времен знаменитой Нижегородской ярмарки оно ассоциировалось с процветанием купечества, затем – русской буржуазии, именно здесь идентифицировавшей себя в европейском качестве, под стать участникам какой-нибудь Парижской промышленной выставки. Ажурные металлические конструкции двух пакгаузов (архитекторы – Паукер и Вышнеградский) настолько внятно зарифмованы с конструкциями Эйфелевой башни, что чего уж говорить! В 2020 году эти конструкции идеально обыграл архитектор Сергей Чобан, придумавший для Выставочного и Концертного пакгаузов зеркальную обшивку и технологически современную «начинку». И теперь два здания-призрака с отражаемыми в них небом, облаками и музейной графикой металлоконструкций, ошеломляют невесомостью наружных форм и плотностью «внутреннего содержания». В Выставочном пакгаузе публику встречает великолепная выставка «Русская ярмарка» (последний кураторский проект историка искусства Аркадия Ипполитова), а в Концертном – VI Международный фестиваль «Стрелка».
В девяти фестивальных программах, кроме свежайшего букета голосов Нижегородской оперы (сопрано – Мария Калинина и Татьяна Иващенко, меццо – Наталия Ляскова, Валерия Горбунова, Карина Хэрунц, тенора – Сергей Кузьмин и Сергей Писарев, баритоны – Константин Сучков и Тигрий Бажакин), приняли участие пять дирижеров: петербуржец Федор Леднёв, москвичи Иван Великанов и Федор Безносиков, нижегородец Игорь Бобович и живущий в Берлине француз Клеман Нонсьё. Программой музыки Леонида Десятникова предсказуемо воодушевил публику пианист Алексей Гориболь: на сей раз к вокальному циклу «Любовь и жизнь поэта» на стихи Хармса и Олейникова удачно подключилось выступление Вениамина Смехова в качестве чтеца обэриутской поэзии. В формате «Моцарт-гала», помимо прочих, блеснула бесподобным исполнением арии Царицы ночи одна из лучших российских сопрано – Надежда Павлова. Российский национальный оркестр с фирменным симфоническим шиком почтил 90-летие Альфреда Шнитке четырьмя сюитами из музыки к фильмам «Экипаж», «Маленькие трагедии», «Мертвые души», «Сказка странствий». Тем самым фестиваль «Стрелка» в альянсе с Союзом композиторов России начал юбилейные акции памяти композитора, происходившего, как известно, из «поволжских немцев»: в рамках августовского Фестиваля современной музыки в том же Нижнем Новгороде ожидается реконструкция Первой симфонии мятежного позднесоветского авангардиста.
Абсолютным «гением места» на фестивале предстал оркестр Нижегородского оперного театра La Voce Strumentale, чья нынешняя прописка только добавляет ему «очков» в смысле принадлежности к долгожданному «региональному чуду». Музыканты коллектива, первоначально ассоциировавшегося с барочной мастеровитостью инструменталистов musicAeterna, оказались универсалами, которым по силам всё: дивный Моцарт и его предшественник – мечтатель и один из основоположников оперы-буффа Перголези; немецкий кабаретный гений ХХ века Курт Вайль и трагический Малер. Причем всей музыке этих авторов, как выяснилось, очень «идет» открывающийся со стеклянного задника сцены вид на противоположный нижегородский берег с величественной панорамой Кремля и помпезной набережной. «Распахнутость в сегодня» (вообще-то, для академических фестивалей – редкий гость) сообщает фестивалю «Стрелка» нюанс актуальности. Право же, когда под изумительные звуки мотета Перголези Salva Regina (солистка – Яна Дьякова) за стеклянным задником сцены видишь резвящуюся ребятню, трудно отделаться от чувства, что более актуальной сценографии тексту древнего марианского гимна «Радуйся, Царица небесная» и не придумать. Ну а в малеровский или моцартовский вечера панорама Нижнего Новгорода воспринимается в неожиданно «зальцбургской» оптике, ведь на главном в мире оперном фестивале что-то очень похожее открывается взору по выходе от Фестшпильхауса к набережной Зальцаха. В общем, хоть стой, хоть падай!
Шесть лет фестивальной истории «Стрелки» – срок очень обозримый и именно поэтому обезоруживающий неправдоподобностью случившихся перемен. Если первая «Стрелка» была недолгой и запомнилась, прежде всего, накрывшим публику ливнем, то шестая одаривает совершенно европейским ощущением акустической безупречности, кастинговой точности и репертуарной продуманности, усиленной эстетской составляющей (художественный руководитель фестиваля – Алексей Трифонов). Тот же Перголези, в наших широтах известный единственной Stabat Mater, вдруг преподносится большой монографической программой, в частности, с двумя совершенно разными версиями мотета Salva Regina в идеальном исполнении двух совершенно разных певиц – Диляры Идрисовой и Яны Дьяковой, а еще – пожалуйте вам три кантаты, одна из которых – «Орфей» – написана на «сквозной» для большой истории музыки сюжет. Самое удивительное, что в соседнем пакгаузе на выставке «Русская ярмарка» дух захватывает от аналогичных комментариев главной – ярмарочной – темы «сквозными» для большой истории искусства сюжетами, в частности, живописной и оформительской стратами эпохи Серебряного века.
Подобным же сочетанием «высокого» и «низкого» ошеломил заключительный фестивальный концерт «Курт Вайль. Happy End». Автора знаменитой «Трехгрошовой оперы» представили не столько создателем более-менее популярного театрально-полемического полотна «Махагони», сколько вдохновенным «поэтом характеров», в живописании которых ему действительно не найти равных. Допустим, зонги из «Трехгрошовой оперы» были на слух так или иначе узнаваемы, но восемь песен, созданных на родине и в изгнании (1927-1934, на стихи от Брехта до Кокто), – это уже вызов. Вызов, после которого открывшую рот публику ждало – и дождалось! – настоящее лирическое чудо: музыка к парижскому спектаклю 1934 года «Мария Галанте», которую с упоительным артистизмом исполнили нижегородские красавицы Мария Калинина, Валерия Горбунова, Наталия Ляскова и ансамбль музыкантов La Voce Strumentale с тремя саксофонами под высоковольтным управлением Клемана Нонсьё.