Балетам быть! События

Балетам быть!

В Петербурге обсудили стратегии создания новой балетной музыки

На первый взгляд, в российском балетном театре с современной композиторской музыкой все в порядке. МАМТ недавно представил «Перигелий» на музыку Владимира Горлинского, в «Новой Опере» с успехом продолжаются показы «Свадебки» Стравинского с искусной инкрустацией пролога и эпилога Николая Попова, а петербурженка Настасья Хрущева усиленно работает над своей восьмой балетной партитурой. Балетный театр дал старт карьере Юрия Красавина, ньюсмейкера прошлого театрального сезона, когда сразу три балета с его музыкой увидели свет на Исторической и Новой сценах Большого театра в Москве, сцене Нижегородского театра оперы и балета имени А.С. Пушкина. Эти факты, однако, не исчерпывают проблем, которые давно назрели в балетном театре с новой музыкой. Обозначу самые «горячие».

Проблема первая. Выпуск спектакля – качественно сложный и многоплановый процесс. Взаимодействие творческих людей (хореографа, композитора, художников-постановщиков, дирижера, а иногда и приглашенного режиссера) зашкаливает, отчего в паре хореограф – композитор благоприятный творческий исход не всегда на стороне последнего. Увы, не всегда человек, безупречно разбирающийся в танцевальной стихии, может расслышать тонкие звуковые идеи, предложенные композитором.

Проблема вторая. Директора российских музыкальных театров заинтересованы в новых именах. Парадоксально, но факт – руководители театров жаждут заполучить молодых композиторов с опытом театральной работы. Но вот незадача, где взяться такому опыту? Даже самым талантливым авторам (тем более, если это недавние выпускники консерваторий!) необходимо понимание процессов и погружение в театральное закулисье.

Решением может стать специализированная балетная лаборатория, которую задумали Союз композиторов России и международный фестиваль «Дягилев P.S.». Для обсуждения направлений этой лаборатории представители двух институций встретились в Петербурге с ведущими композиторами, хореографами, кураторами и директорами театров. В уютном пространстве Гранд-отеля на Мойке, 22 прошел открытый паблик-ток, модерировал дискуссию директор Александринского театра Александр Малич.

Каждый из участников паблик-тока поделился соображениями о том, какой может стать новая балетная лаборатория и как сделать ее максимально полезной. Художественный руководитель Нижегородского театра оперы и балета имени А.С. Пушкина Алексей Трифонов и хореограф Ольга Цветкова отметили значимость фигуры драматурга (к слову, в европейских театральных спектаклях это полноправный участник процесса, как и композитор, хореограф, дирижер или режиссер). Цветкова рассказала, как в разговоре с драматургом Михаилом Дурненковым смогла описать для себя взаимодействие двух сил: «Вы – хореографы – создаете облака, а мы – драматурги – говорим, на что они похожи». Как точно и красиво сказано!

Композиторы Настасья Хрущева и Дмитрий Мазуров поделились опытом коллективной работы над музыкой к спектаклю «Сказки Перро». Хореограф Максим Петров и его соавтор Богдан Королёк предоставили композиторам четкую план-партитуру с конкретными задачами, драматургией и набором танцевальных номеров. Работа получилась слаженной и четкой – композиторы спокойно реагировали на то, что написанную для оркестра музыку важно приспособить под новаторскую хореографию. В апреле этого года «Сказки» с успехом были показаны в екатеринбургской «Урал Опере», в ноябре – с неменьшим успехом на фестивале «Дягилев P.S.» в Петербурге.

Ксения Тернавская, Настасья Хрущёва, Николай Попов, Максим Петров, Ольга Цветкова, Дмитрий Ренанский, Дмитрий Мазуров

Композитор и руководитель Центра электроакустической музыки Московской консерватории Николай Попов рассказал о нюансах диалога между оригинальной композиторской работой и «чужой» музыкой. Он привел в пример опыт взаимодействия со «Свадебкой» (1923) Игоря Стравинского, а также обратил внимание на непростую коммуникацию с командой театра, где проходила премьера. Артисты «Новой Оперы» не сразу приняли новаторские решения Попова и его звуковые эксперименты.

Музыкальный куратор Дома культуры «ГЭС-2» и программный директор Пермской оперы Дмитрий Ренанский отметил, что сейчас то самое время, когда новое искусство рождается в недрах знакомого и известного. На ум приходят кейсы Пермской оперы – пролог и эпилог Валерия Воронова для оперы Бартока «Замок герцога Синяя Борода» или интро и аутро Владимира Горлинского к опере Пуленка «Человеческий голос». Теперь дело за балетным театром? Вопрос дискуссионный.

Владимир Горлинский, один из самых востребованных российских композиторов, впервые ступил на территорию балета лишь в этом году. Спектакль «Графит» (хореограф – Антон Пимонов) – уникальный пример коллаборации Дома культуры «ГЭС-2» и театра «Урал Опера». Новый балет был показан на обеих площадках: в первом случае как отдельный ивент, во втором – «Графит» обрамляли два других одноактных балета на музыку Антонио Сальери и Отторино Респиги. «Перигелий» (хореограф – Слава Самодуров) – балет, написанный Горлинским по заказу Театра Станиславского.

Владимир Горлинский: Создаю молекулу движения в звуках

С позиции колоссального композиторского опыта на территории contemporary dance, кураторства танцевальной лаборатории фестиваля Context Дианы Вишнёвой в 2023-м и опыта создания сразу двух балетов в 2024-м Владимир Горлинский акцентировал такое понятие, как «ресёрч»: «Это практически отсутствующее понятие в процессе постановки, но крайне важное. Это время для эксперимента с артистами балета и музыкантами, когда создаются и проверяются новые идеи. Далее идеи отбираются творческой командой, и дальнейший процесс постановки может происходить как обычно. Но начало с исследования, ресёрча, позволит привлекать в работу совершенно новые энергии».

Новой балетной лаборатории в 2025-м быть! Здорово, что причастные к балетному театру профессионалы смогли сформировать векторы для нового проекта. «Идея танцевать под сонаты/симфонии/концерты за сто лет амортизировалась, – резюмировал мысль коллег Богдан Королёк, музыкальный критик, драматург и помощник худрука по балету екатеринбургской «Урал Оперы», – специальных партитур (высокого качества) мало. Пришло время заказов, мы возвращаемся к здоровому ремесленному производству. Композиторам, хореографам и театральным директорам нужно учить профессиональные словари друг друга – и действовать. Диалог фестиваля “Дягилев P.S.” и Союза композиторов России затеян вовремя. Уверен, скоро получится перейти от слов к делу».

Столкновение противоположностей События

Столкновение противоположностей

В «Зарядье» прозвучала музыка Брамса и Шостаковича

Ремонт старых поездов События

Ремонт старых поездов

В рамках «Ночи искусств» на Рижском вокзале состоялся концерт неоклассики

Прыжки между безднами События

Прыжки между безднами

Завершился Шестой сезон фестиваля Союза композиторов России «Пять вечеров»

Вокализ страны улыбок События

Вокализ страны улыбок

В «Зарядье» состоялся концерт южнокорейской оперной дивы Суми Чо