Композитор и режиссер Александр Белоусов ловко сочетает новаторское звучание и традиционные театральные жанры. Амбассадор акусматической музыки и куратор сразу нескольких проектов в Электротеатре Станиславский, он создает миры, где естественным образом сосуществуют андеграундная электроника, мелодекламация, средневековые песнопения и хип-хоп. Помимо музыки к фильмам или драматическим спектаклям, значима его деятельность на территории современной оперы – дилогия «Маниозис» или музыка к оперному сериалу «Нонсенсорики Дримса», отмеченная Московской Арт Премией (2023). Опера «Книга Серафима» на основе фрагментов романа «Бесы» Достоевского и поэмы Блейка «Книга Тэль» была представлена сразу в семи номинациях театральной премии «Золотая Маска» (2021). С 2024 года Александр Белоусов (АБ) сотрудничает с петербургским Домом Радио, но не забывает и про Электротеатр Станиславский. О работе над новым проектом «Пик Ник, или Сказки Старого Ворона», изоритмическом рэпе и о том, как связаны акусматика и музыка поездов, композитор рассказал в интервью Владимиру Жалнину (ВЖ).
ВЖ В «Антигоне», твоем недавнем спектакле для Дома Радио, главная героиня оказалась раздвоенной: драматическая артистка и музыкальный голос. Почему именно такой жест оказался важным?
АБ Сначала я мыслил «Антигону» как драматический спектакль с развитыми хоровыми эпизодами и взаимодействием актеров и хора. Но когда осознал возможность работы с солисткой musicAeterna Элени-Лидией Стамеллу, гречанкой по происхождению, то не удержался от соблазна сочинить и развитые партии солистов. Получилась почти опера, в которой речь акторов, так или иначе, отрегулирована партитурой, но противопоставлена музыкальному изложению материала. Антигона говорящая (Ольга Белинская) и Антигона поющая (Элени) условно являются символом этого противостояния.
ВЖ Элени-Лидия Стамеллу безупречно исполнила главную музыкальную партию на премьере.
АБ Работать с гречанкой над Софоклом – все равно, что играть Баха по уртексту. На первых этапах хотелось, чтобы вокальная часть спектакля была связана лишь со стихией языка. Однако современному зрителю недостаточно просто текста, чтобы подключиться к некоторым тематическим пластам. Да и сам жанр трагедии в основе музыкален. В этом смысле текст Ницше «Рождение трагедии из духа музыки» появился не случайно.
ВЖ Ты обращаешься к миру поп-музыки и хип-хопу – в оперном сериале Электротеатра «Нонсенсорики Дримса» или пьесе «Ленин: МАРКС», которую ты написал специально к десятилетию ансамбля N’Caged. Как появился этот вектор в творчестве?
АБ В юности, как и многие, я слушал неакадемическую музыку по MTV. Однажды там передавали какой-то удивительный инди-рэп, но тогда я даже не понимал, как описать этот стиль. Позже солист N’Caged Сергей Малинин показал мне трек Эминема Godzilla – с этого момента я серьезно «заболел» хип-хопом. Первый большой эксперимент случился в «Нонсенсориках». Решил уложить отведенный мне фрагмент текста полностью, не меняя порядка слов, в размер. Только размер взял 5/4 с переменными слабыми долями, чего в хип-хопе не бывает. Тематический материал (это привычно для бита в рэпе) заимствовал. Правда, обратился к городскому романсу XIX века. Выбор пал на Александра Варламова, родившегося в Москве. Выбрал его не случайно: ангел Дримс по тексту поэмы Юхананова спускается на землю – и дальнейшие его приключения продолжаются в Москве.
ВЖ Какую роль ты занял в проекте «Пик Ник, или Сказки Старого Ворона», театральная премьера которого совсем скоро состоится в Электротеатре? В опере «Книга Серафима», к примеру, ты был заявлен и как композитор, и как режиссер.
АБ В «Пик Нике» несколько музыкальных креаторов. Николай Попов сочинил композицию для вокалистов и электроники, Роман Жауров создавал аудиопейзажи и акустические среды, а я фактически выступил битмейкером. Написал рэп, отталкиваясь от текстов одного из американских драматургов XX века. Все это дополняет Реквием Моцарта, который звучит полностью. Режиссером действа выступил Борис Юхананов.
ВЖ Моцарт и рэп не конфликтуют?
АБ Нет, звучит свежо. Юхананов выбрал запись хора musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса, и мне в какой-то момент стало любопытно поработать с ней. Сделал больше двухсот битов на основе Реквиема. После «Нонсенсорик» это стало логичным продолжением моего интереса к хип-хопу.
ВЖ Кто исполняет твои рэп-композиции в спектаклях?
АБ Четыре актрисы: Мария Беляева, Алла Казакова, Ирина Савицкова и Мария Чиркова. Помимо рэп-читки я сделал два музыкальных номера: один – на текст «Гретхен за прялкой» Гёте и рекомпозицию одной из самых знаменитых песен Марлен Дитрих Wenn ich mir was wünschen dürfte.
ВЖ Как эти музыкальные референсы соотносятся с литературными источниками?
АБ В текстах, на которых основаны мои рэп-композиции, действие происходит в конце 1930-х, незадолго до Второй мировой войны. Немецкий след проявлен в персонажах, выходцах из Германии. Американские драматурги хорошо знали и про бит-поколение, поэтому конфликт бытового благополучия и свободного духа также считывается. В «Пик Нике» рэп – конструкция дополнительная. Если в «Нонсенсориках» калейдоскоп треков покрывал весь текст и выстраивал единую форму, то в «Пик Нике» треки включены в нарратив всех трех спектаклей в виде музыкальных номеров. Возможно, из них вполне мог бы получиться отдельный рэп-альбом.
ВЖ Рэп-читка проясняет смысл текста?
АБ Несомненно. В прологе оперы «Книга Серафима» из одной изоритмической мысли у меня вырастает около двадцати ритмических моделей, которые звучат на протяжении всего спектакля. Туда вписан и текст Достоевского, разложенный на диалоги. Получается нечто, напоминающее рэп.
ВЖ Изоритмический рэп?
АБ Может быть. Но такое решение возникло естественным образом. Если я пишу оперу, то всегда мыслю пространственно – герой, кто он и откуда, почему появился на сцене, что с ним будет происходить. Сценографии может еще не быть, но драматургия уже работает.
ВЖ Думаю, ты не случайно заговорил о пространственности, ведь тебе близка акусматическая музыка. Как давно ты открыл для себя это явление?
АБ Однажды я ехал в поезде, долго не мог уснуть. В какой-то момент мне открылась «музыка машин» – услышал колеса, суставы, сочленения, скрип дверей. Внимание спокойно перемещалось от электровоза до самого последнего вагона и рельсов, пролетавших мимо телеграфных столбов и зданий. Я испытал восторг и ужас одновременно! Подумал, как передать все это при помощи нотной или аудиозаписи? Звучало всe это невероятно красиво. Так и появился интерес к акусматической музыке. Многое в ней похоже на то, что я услышал в поезде: источник звука учитывается пространством, а взаимодействие между источниками происходит на уровне волн. Звуковые искажения и миражи – часто звучит то, что реально не извлекается из источников.
ВЖ В каких проектах Электротеатра Станиславский можно познакомиться с акусматикой?
АБ На «Электростатике» и «Электродинамике», к примеру (регулярные программы концертов электроакустической музыки, проходящие на Электролестнице театра. – В.Ж.). Курирую эти проекты, и там мы предлагаем музыкантам взаимодействовать с восьмиканальным звуком, получать максимум удовольствия от работы с пространством. Аура звука и его следа – всегда потрясение.