Анастасия Дружинина: Когда ты что-то делаешь искренне – получается попадание в яблочко Персона

Анастасия Дружинина: Когда ты что-то делаешь искренне – получается попадание в яблочко

Анастасия Дружинина – одна из самых ярких молодых региональных композиторов. Выпускница Московской консерватории, член Союза театральных деятелей РФ, Союза композиторов России и Союза композиторов Республики Бурятия, она успешно развивает карьеру у себя на родине, в Улан-Удэ. Ее балет «Земля Веры – Баргуджин Тукум», созданный на исторический национальный сюжет, стал победителем конкурса к столетию Республики Бурятия и лауреатом III Всероссийского конкурса молодых композиторов «Партитура» в номинации «Балетная музыка». Надежда Травина (НТ) узнала у Анастасии Дружининой (АД) о том, как сегодня можно создавать эпические сочинения и что происходит с современной музыкой в Бурятии.


НТ Анастасия, ваше имя стало известно во многом благодаря балету «Земля Веры – Баргуджин Тукум». Как выстраивался процесс взаимодействия с либреттистом и режиссером, как формировалась музыкальная канва сочинения?

АД Изначально на создание этого балета, посвященного столетию Республики Бурятия, был объявлен конкурс. Сначала либреттистов, потом композиторов. Мы разбились на команды и должны были представить одну сцену, которую потом воплотил режиссер-хореограф. И так получилось, что я победила в этом конкурсе. Мне дали пятнадцать месяцев на то, чтобы написать музыку целиком. Либреттистом балета стал бурятский писатель Геннадий Башкуев – мы с ним потом, кстати, продолжили сотрудничать, работали над спектаклем «Халхин-Гол» в Бурятском театре, который сейчас номинирован на «Золотую Маску». Прочитав либретто, я поняла, что мы сможем достаточно ярко и образно показать биполярность шаманизма и буддизма. Первый акт у нас условно шаманистский (здесь раскрывается образ главной героини), второй – буддийский (ее возлюбленный украл со свадьбы и привел в свой мир). Мы стремились наиболее полно отразить эти два мира, бурятскую историю Ромео и Джульетты.

НТ В «Земле Веры» звучит такой необычный инструмент, как моринхуур. Какую роль он играет в партитуре?

АД Моринхуур – это монгольский смычковый музыкальный инструмент. На самом деле в балете есть и другие бурятские народные инструменты – сухахуур, хомус, иочин, ятаг. Моя задача состояла в том, чтобы за счет специфического звучания тембров передать национальный дух, погрузить в атмосферу действия. Эти инструменты словно воспроизводят мир шаманизма, олицетворяют главных героев оперы.

Танцуя в пространстве бурятского мифа

НТ Критики отмечали ваше совершенное владение бурятским мелосом. Используется ли каким-либо образом в балете бурятский фольклор?

АД Да, в балете звучат цитаты двух народных бурятских песен. Одна из них возникает в сцене призывания дождя – там поет народный ансамбль (мы включаем запись). Вторая сопровождает обряд расплетания-заплетания кос, в сцене, где главную героиню выдают замуж. Остальная музыка – полностью авторская, но воспринимается она как подлинная архаика. Возможно, потому, что я родилась и выросла в Бурятии и своего рода впитала в себя народное искусство. Также я уже десять лет работаю в Бурятском академическом театре драмы, а там все спектакли идут на бурятском языке и с фольклорной музыкой.

НТ В балете звучание натуральных инструментов и голосов особым образом сочетается с шумами и электронными сэмплами. Для чего вам понадобилось здесь использовать электронику?

АД В театре, к сожалению, не было возможности задействовать весь арсенал инструментов – они просто не помещались в оркестровую яму. Поэтому было принято решение заменить живое звучание искусственным – электроникой, саунд-дизайном. Это привычная для меня ситуация, поскольку я работаю в театре, где в принципе нет ни оркестра, ни ансамбля и вся музыка идет в записи. К тому же грех не воспользоваться талантами мужа – он саунд-продюсер, аранжировщик.

НТ Вы один из немногих молодых композиторов, кто, можно сказать, продолжает традиции русской и даже советской композиторской школы. Почему вы выбрали именно этот путь, а не пошли по «авангардным стопам»?

АД Вы знаете, я как-то не задумывалась о том, по какому пути пойти. После окончания Московской консерватории у меня, как и у всех выпускников, были сомнения – что делать и какую музыку писать. Я работала над разными проектами и пробовала себя в экспериментальных жанрах. Но осознание того, что я нашла нечто свое, наверное, появилось после успеха балета «Земля Веры». Когда ты что-то делаешь искренне и профессионально, получается то самое попадание в яблочко. Если то, что ты пишешь, действительно нравится слушателям, находит у них отклик в сердце, то у тебя уже не остается никаких сомнений, ты понимаешь, что все было не зря.

Каждый композитор в разные моменты жизни испытывает определенные мучения – то его гложет, что он не пишет, то он сомневается в том, интересно ли это кому-то.

НТ Наверняка в этом есть и заслуга вашего педагога Александра Чайковского, который, как мы знаем, мастерски создает симфонические произведения крупной формы на исторические сюжеты….

АД Да, безусловно. Я с теплотой вспоминаю годы учебы у Александра Владимировича. На занятиях он довольно редко хвалил – ну сделала работу и сделала. Но вот если он говорил, что ты молодец и написала что-то «более или менее», вот это можно было считать настоящей похвалой. Гениальность Александра Чайковского как педагога в том, что он изначально видел перспективу твоего сочинения, – то, как ты сможешь довести его до конца, какие для этого могут быть способы, чего можно избежать и так далее. То есть он всегда мыслил и направлял глобально, масштабно. Его одного совета хватало на долгие годы.

Александр Чайковский: На народных инструментах можно играть современную, суперавангардную и вообще любую музыку

НТ Вы закончили Московскую консерваторию, но не остались работать и писать музыку в Москве, а уехали обратно в Улан-Удэ. Обычно у молодых композиторов из регионов происходит ровно наоборот. Что побудило вас вернуться на родину?

АД На самом деле у меня не было задачи прямо вернуться – получилось как-то само собой. Как и любому студенту, окончившему консерваторию, мне потребовалось большое количество времени, чтобы понять, где и как я могу реализовать свое творчество. Три года я вообще ничего не писала. Каждый композитор в разные моменты жизни испытывает определенные мучения – то его гложет, что он не пишет, то он сомневается в том, интересно ли это кому-то, и так далее. Очень хочется, чтобы всякий раз было удовлетворение от проделанной работы, удовольствие и радость, я желаю этого всем своим коллегам.

НТ Что сейчас происходит с современной музыкой в Бурятии? Молодые композиторы получают какую-либо поддержку?

АД Я могу сказать, что молодые композиторы активно принимают участие в мероприятиях Бурятского отделения Союза композиторов (ему в этом году исполняется восемьдесят пять лет). В частности, это Денис Хоров, с которым мы учились в колледже у одного педагога, Роман Хозеев, тоже выпускник Московской консерватории. Когда появляются новые лица, то жизнь потихоньку двигается. У нас есть частичная поддержка от Министерства культуры Республики Бурятия, Союза композиторов России, и это нам, безусловно, помогает. Но пока многое держится на энтузиазме самих молодых авторов.

НТ Над чем вы сейчас трудитесь? Где вашу музыку можно будет вскоре услышать?

АД В данный момент я пишу новые сочинения для проектов Союза композиторов «Ноты и квоты», «Пять вечеров». Состоялась премьера моей пьесы, написанной по заказу Московского ансамбля современной музыки. Также продолжаю сотрудничать с местными коллективами, ансамблями. И, конечно, театр по-прежнему занимает большое место в моей творческой деятельности: у меня появляются новые предложения, знакомства с режиссерами. Моя цель – написать как можно больше хорошей профессиональной музыки.

Там, где нет страха и боли