Петербург – культурная и, в частности, музыкальная столица. Раз в году он превращается в столицу композиторскую. Это происходит, когда в город приходит «Ленинградская музыкальная весна» – легендарный фестиваль, который посвящен творчеству композиторов города на Неве. Сейчас он проходит при поддержке Министерства культуры РФ и Союза композиторов России.
Созданный по инициативе Андрея Петрова фестиваль существует 60 лет, и не секрет, что своим авторитетом одного из важнейших форумов современной музыки он обязан мастерам, ушедшим в историю, среди которых Шостакович, Слонимский, Соловьев-Седой, Баснер, Фиртич, Тищенко, Петров, Фалик…
Однако многие более молодые, амбициозные проекты в области современной музыки растворились в потоке времени, а «Ленинградская весна» остается с нами. В каком качестве – как почтенная традиция, раритет, милый сердцам музыкантов и меломанов, или же как органичная часть современности, ее живой и деятельный элемент? По словам художественного руководителя фестиваля, председателя Петербургского отделения Союза композиторов России Антона Танонова, «настоящая – искренняя, живая – современная музыка является лучшим отражением нашего времени. Она требует погружения, осмысления. Посещение концертов фестиваля “Ленинградская музыкальная весна” дают эту возможность».
В нынешнем году фестиваль, проходивший в течение мая, развернул перед публикой спектр разнообразных возможностей. Девять концертов «Весны» позволили, погрузившись в современную петербургскую музыку, услышать, насколько она многолика. Авангардность, элитарность, интровертность, стремление к остросовременным решениям или пребыванию вне времени – и ясно читаемая преемственная связь с прошлым, адресация широкой аудитории, общительность, непосредственный резонанс с пробегающими сквозь нас волнами времени.
Музыка для трех различных оркестров (симфонического, эстрадно-симфонического, народного) – и музыка камерная. Музыка философичная – и музыка развлекательная… И весь этот спектр светится интенсивностью творческого накала. Вообще, много энергии, увлеченности, устремленности. Композиторская креативность, как бы переливаясь через край собственно музыкального творчества, реализуется в концептуальных решениях концертов. Фестиваль открылся симфоническим концертом в Большом зале Петербургской филармонии. Слово «симфонический» живо ассоциируется с масштабом и традицией. В согласии с этой ассоциацией, концерт оказался демонстраций ленинградской-петербургской музыкальной культуры на почти столетнем отрезке ее существования. Произведения композиторов, принадлежащих четырем поколениям этой культуры, вошли в программу: симфоническая поэма «Остается лишь свет…» Игоря Воробьева, Четвертый фортепианный концерт Николая Мажары, Фортепианный концерт Бориса Клюзнера и 29 симфония Сергея Слонимского. Самое раннее из них (концерт Клюзнера) было впервые исполнено в 1941 году, самое позднее (концерт Мажары) увидело свет в 2023 году.
Три жанра симфонического класса, представленные в концерте, составляют основу филармонической жизни на памяти многих поколений. И они же более века являются средоточием помыслов петербургских композиторов. Время от времени кто-нибудь говорит: симфония умерла. (Также можно было бы утверждать exitus letalis существования концерта и симфонической поэмы). На открытии нынешней «Весны» любой мог услышать: ни симфония, ни ее родственники не умерли, вот они, полные жизни, уверенно и деятельно присутствующие в современности. Ведь сколько энергии, мысли, творческого энтузиазма композиторы вкладывают в эти жанры!
Подлинное открытие – петербургская премьера 29-й симфонии Сергея Слонимского. Симфония – одно из произведений, ставших завещанием мастера. Суть этого завещания – единство музыкальной традиции, ее всеохватность, ее неразрывная связь с творческим поиском. Многое удивительно в этой музыке, и прежде всего – богатство музыкальной речи, скрытое в простоте и ясности, сила индивидуальности, личности, присутствие которой с первых же звуков ощутимо, как электричество в атмосфере.
Ключевой темой нынешней «Весны» стало 80-летие Великой Победы, отраженное как в особых программах, так и в наиболее масштабных концертах фестиваля.
Поэма Игоря Воробьева, посвященная героям Сталинградской битвы, – взгляд из наших дней на важнейшее в истории сражение, дань преклонения перед героями, нанесшими коричневому злу решающий удар. Но в еще большей степени содержание поэмы Воробьева – память, вечное пребывание победителей фашизма, их подвига в наших сердцах.
В концерте «А ночи здесь белые» (Дубовый зал Дома композиторов) память о Великой Отечественной выразилась в музыкальных раздумьях, имеющих глубоко личностную окраску. В камерных сочинениях композиторы говорили о войне с доверительностью трогательной и проникновенной. Среди сочинений, представленных в программе, особой серьезностью, ответственностью решения выделяется соната для аккордеона «Вочеловечение» Елизаветы Панченко, прозвучавшая во вдумчивом и эмоциональном исполнении Артема Малхасьяна.
Программа «Хронос» в Концертном зале Мариинского театра, как и следует из названия, воплотила идею времени, связи времен. В открывающих концерт «Траурно-триумфальных фанфарах» Александра Радвиловича это – связь традиционной и современной музыкальной речи, современности с эпохой Великой Отечественной. Композитор обращается в «Фанфарах» к трагедии блокадного Ленинграда. Особенно располагает то, что трагизм «Фанфар» совершенно чужд уныния, нытья. Чувствуется присутствие духа, светлая бодрость, которая проявляется в неизменном изяществе, вообще свойственном музыке Радвиловича, в собранности, высокой организованности мысли.
«Пифагорейский гимн» Александра Попова – это выход на связь с первоосновами музыки, осмысленными в Античности. Леонид Резетдинов в своем «Болеро-Либеро» вступает в диалог с прошлым в лице его знаменитого представителя – «Болеро» Равеля. Александр Чайковский, взяв из былых времен темы двух популярных серенад («Маленькой ночной» Моцарта и Струнной Петра Чайковского), вовлекает их в полный коллизий и перипетий диалог, озаглавленный Grande serenade. «Богатырский концерт» Евгения Петрова – былинный мир русской классики, услышанный заново, переосмысленный современным композитором.
Особняком в программе стоит Концерт для органа и домры с оркестром «Хронос» Антона Танонова. Пять частей концерта посвящены пяти советским и российским моделям часов, включая «Штурманские», сопутствовавшие Гагарину в его полете, и «Колобок» – шедевр Константина Чайкина, сравнительно недавно восхитивший отечественный гламур. Но главное в концерте Танонова – современность и ее музыкальный дух. Танонов схватывает довлеющее в современном мире восприятие музыки – то, как большинство людей слышат, представляют себе музыку. Интуиция композитора улавливает музыкальную ауру наших дней и обобщает ее.
Как и на открытии «Весны», все сочинения прозвучали во впечатляющей интерпретации дирижера Анатолия Рыбалко, в ходе фестиваля выходившего к двум прославленным оркестрам – Академическому симфоническому оркестру СПб-филармонии и Оркестру Мариинского театра.
Под заглавием «Формула любви» в Екатерининском собрании прошел концерт молодежного оркестра «Терема». Формула проста: оркестр русских народных инструментов плюс неожиданное для этого состава стилевое разнообразие музыки. С широкой эмоциональной щедростью, полетной виртуозностью коллектив под управлением Андрея Долгова воплотил палитру стилей – от привычно сочетающегося с тембрами домр и балалаек задорного скоморошества («Веселый торжок» Вадима Бибергана) до раннего барокко в духе Монтеверди (энергичную стилизацию которого представила Елизавета Панченко в своей сюите «Из жизни одного арлекина»).
Ожидаемо резонансным оказался ивент под названием «Неискусственный интеллект». В Зале Стравинского Мариинского театра композиторы – интеллекты естественные – вступили в состязание с ботом: публике предлагалось вычислить ту единственную пьесу, которую сочинил интеллект искусственный. Сочинения живых авторов были сплошь отмечены ясно читаемыми душевными и творческими порывами. Нашлось место и весьма психологичному акционизму (Memory Алексея Крашенинникова), и лирике («Тихий океан» Василия Михеенко – композиция, в которой мелодия и фактура дышат живо и вольно, как дышат моря). Тем не менее только три слушателя смогли верно определить композицию, принадлежащую «перу» ИИ, сплошь построенную на довольно примитивных паттернах. Судя по тому, что сочинил ИИ, ему далеко еще до порабощения человечества. Таким образом, результат состязания можно считать утешительным.
Еще одна формула – «Формула весны». Она читается так: классика и современность петербургской песни плюс аранжировки Светланы Нестеровой. С импровизационной свободой и просчитанной эффектностью песенные мелодии – от почетных гостей из советского прошлого до рожденных в наши дни (среди их авторов сама Нестерова, Танонов, Мажара) – перенесены в звуковую ауру ансамбля, балансирующего на грани джаз-бэнда и академической камерности.
И самый парадоксальный концерт – «Застольные песни». Русский фольклор, звуковое лихачество молодых композиторов, классика жанра («Посошок на дорожку» Соловьева-Седого) – все это соединилось… И получился гибрид капустника и монографического концерта на тему «Песня в русском и советском застолье». Как украшение – восхитительная по изяществу письма и остроумию «Соль на раны» Светланы Лавровой, композиция, в которой разительная несуразность известной постперестроечной песни, вливаясь, как струя чернил, в прозрачную постмодернистскую среду, образует причудливые узоры.
Фестиваль в соответствии с его разнообразием и насыщенностью завершился, по сути, двумя финалами. Первый из них – «Песни войны и мира», программа, прозвучавшая в Центральном военно-морском музее, которую ее создатели определили как «эхо отгремевшего 9 мая Великого праздника нашей страны – Дня Победы». Герои концерта – Сергей Екимов, выступивший в тройном качестве хормейстера, композитора и автора аранжировок, хормейстер Лариса Яруцкая и хоровые коллективы: концертный хор «Перезвоны» ДШИ имени М.И. Глинки и камерный женский хор «Римский-Корсаков».
Яркое и проникновенное звучание хоров, высокое мастерство дирижеров, воссозданные музыкой образы неизбывного горя, скорби и гордости («Огонь Хатыни» Сергея Екимова, «Медаль “За оборону Ленинграда”» Якова Дубравина), единение силы духа и душевной теплоты в песнях Богословского, Блантера, Таривердиева слились в незабываемом впечатлении, которое аплодирующий зал приветствовал стоя.
И другой финал – «Симфоджаз» в театре ЛДМ. В исполнении симфонического оркестра «Таврический» под управлением Максима Голикова прозвучали композиции многих авторов, разнообразные по образности и стилистике, сплетаясь в венок, возложенный на голову короля симфоджаза Анатолия Кальварского, 90-летие которого мы недавно отметили. Прозвучавшая в концерте подборка композиций самого Кальварского подобно вспышке позитива и мастерства осветила воображаемый занавес, который опустился, скрывая за собой фестивальные дни.