Ярослав Забояркин: Хороший дирижер – друг оркестра Конкурс Рахманинова 2025

Ярослав Забояркин: Хороший дирижер – друг оркестра

В первом туре Конкурса Рахманинова своей профессиональной и честной работой с Государственной академической симфонической капеллой России многим запомнился Ярослав Забояркин (ЯЗ) из Санкт-Петербурга. Когда конкурсные страсти отшумели, Екатерина Шелухина (ЕШ) получила большое удовольствие от умной и глубокой беседы с ним.


ЕШ На конкурсе у вас появились поклонники среди публики и, что существенно, среди артистов Госкапеллы. Они заслуженно пожурили нас, критиков, что мы не уделили вам достаточного внимания. А как вы относитесь к рецензиям?

ЯЗ Я думаю, что главное для художника и критика – следовать одной цели и прислушиваться друг к другу. В правильном споре может родиться истина или что-то близкое к ней. Если можно спокойно выслушать конструктивную критику, сделать выводы и превзойти самого себя, то это хорошо. На самом деле я всегда относился к критикам с большим уважением, потому что понимал, насколько вам сложно описывать музыку словами.

Дирижер как хирург. Все движения точные, информативные. Никто ведь не скажет с восхищением: «Какой это энергичный хирург!»

ЕШ Но и дирижеру не чужды эти навыки, когда в процессе репетиции нужно высказать свои пожелания оркестру.

ЯЗ В зависимости от условий. Одна ситуация – полноценный репетиционный цикл. И совершенно другая – сорок минут выступления на конкурсе. Когда времени так мало, особенно важно выражать свои намерения не словами, а жестом. За короткий промежуток времени нужно показать, как ты умеешь добиваться от оркестра быстрой обратной связи, нужен прогресс в работе. Но приходится учитывать, что при первом знакомстве с коллективом не все дирижерские знаки читаются. Тогда прибегаешь к словесным аргументам, это неизбежно. Естественно, что оркестр, который видит дирижера впервые и не знает, какой у него мануал, что означает тот или иной жест, может на него и не отреагировать. Оркестру нужно время, чтобы привыкнуть к «новой руке». Другое дело, если оркестр и дирижер прекрасно знают друг друга. Здесь уже необходимо мастерство – чему мы, собственно, и учимся, – показывать все руками, а не вести продолжительные беседы. Но во всех случаях мой принцип работы такой: говори максимально емко и по делу, без лишних слов – сэкономишь свое время и время музыкантов.

ЕШ С таким же расчетом вы построили выступление на конкурсе?

ЯЗ Я не думаю, что у меня вообще был расчет. Просто я вышел и показал свою работу, – что умею и что могу сегодня. В этом смысле мне очень важно понять, для чего на конкурсе дается классическая симфония? Конечно, не для того, чтобы ее «прогнать» от начала и до конца. Она нужна – во всяком случае, как я это вижу, – потому что на классике мы все вырастаем. И, к сожалению, нужно признать, что в репертуаре больших оркестров по всей стране отсутствуют, например, симфонии Гайдна. А Гайдн – это основа всей оркестровой артикуляции. У Моцарта, скажем, симфонические произведения «оперные», там больше характеров, образов. В каком-то смысле это легче. А вот у Гайдна симфонии структурированы просто совершенно. И каждая лига – это жизнь и смерть, каждая фраза рождается и умирает. Бетховен, чьи симфонии в первом туре выбирали чаще, – композитор, который во многом пошел по стопам Гайдна. Первая, Вторая, Четвертая – абсолютно гайдновские симфонии. Роберт Шуман говорил про Четвертую, что она похожа на «эллинскую девушку между двумя северными исполинами» (Третьей и Пятой). Поэтому я убежден: классические симфонии, особенно Бетховен, даются на конкурсе именно для того, чтобы показать, насколько дирижер владеет формой, артикуляцией, штрихом, прикосновением, стилистикой и вообще музыкальным языком. На немецкой классической симфонической традиции воспитывается все остальное. И это дает ключ к работе с другой музыкой. В «Утесе» Рахманинова мне в последний момент в голову пришла мысль начать с конца, и я попросил оркестр сыграть сперва последние такты. Потому что в начале написано форте, но оно не может быть сразу очень большим. Нужно помнить о кульминации, о завершении, нужно к чему-то идти. Этому-то и учит классика, потому что в любом произведении Бетховена, от первого и до последнего аккорда, эта линия должна быть соблюдена.

ЕШ Все, о чем вы просили оркестр, было откликом на возникавшие здесь и сейчас задачи. Это особенно ценно, поскольку нередко видишь (и не только на конкурсе), что к оркестру выходят дирижеры с «домашними заготовками».

ЯЗ Да-да, они уже заранее все придумали, о чем попросят оркестр – вот здесь и здесь. Это я хорошо знаю по своему опыту оркестрового музыканта, за четырнадцать лет работы в Заслуженном коллективе Санкт-Петербургской филармонии. Вспоминаю слова Неэме Ярви: «Вот, вышел дирижер. Две минуты – и все понятно: или мы пропали, или сейчас будет музыка!»

ЕШ Не так давно в интервью со мной дирижер Димитрис Ботинис сказал, что мы живем в эпоху маркетинга. И в общем-то, на мой взгляд, это лишает музыканта права на ошибку. Все время нужно «продавать» привлекательный «продукт». А творческий процесс – нечто другое. Здесь неудача – такой же важный элемент, как и успех. Как это помирить?

Димитрис Ботинис: Мы живем в «эпоху маркетинга»

ЯЗ Задача любого коллектива и любой организации – не в том, чтобы привлечь нового слушателя, а в том, чтобы этот слушатель потом вернулся и захотел возвращаться снова и снова. Привлечь нового легче. Маркетинг, любая яркая афиша, звезды, что угодно. Таких «инструментов» очень много. Но заложить вот это стратегическое развитие коллектива на годы вперед, чтобы выбрать какую-то нишу и следовать ей, и завоевать своего зрителя, и воспитать его в определенном смысле, – это большая работа. Работа от сезона к сезону, от концерта к концерту. В конце концов, я уверен, что в наше время, когда все быстро – все невероятно быстро! – и когда приходит новый зритель, он должен понять: а почему он, собственно, должен замедлиться, почему ему должно быть интересно сидеть и слушать целый час симфонию? Нет ни представления на сцене, ни декораций, ни костюмов… Симфоническая музыка в этом плане глубже, но она в менее выгодном положении, потому что нет визуализации, которая сейчас везде.

ЕШ Можно быть гениальным перформансистом, как Теодор Курентзис. Я, кстати, думаю, что такая оценка его творчества – самая точная. Ведь он вдохновенно занимается действом вокруг музыки.

ЯЗ Но в данном случае он оказывает большую услугу симфоническому репертуару, потому что своей популярностью, своим именем привлекает к классической музыке нового слушателя. А что касается именно такого стратегического планирования в наше время, то это целый комплекс, для чего у нас, собственно, существуют разные абонементы, которые отвечают за современную музыку, за классическую, за популярную, за так называемые шлягеры. Невозможно одновременно одинаково хорошо «продать» Ленинградскую симфонию Шостаковича и, скажем, «Кавказские эскизы» Ипполитова-Иванова или симфонию Гречанинова (у меня был проект под названием «Русское симфоническое наследие»). Если провести аналогию с живописью, то просто потому, что в музее недостаточно помещений, некоторые хорошие картины лежат в запасниках и пылятся. Поэтому не исполняются тот же Гречанинов, Черепнин, Танеев – даже Танеев! Некоторые симфонии Глазунова, Ипполитова-Иванова…

ЕШ Мясковского?

ЯЗ Да! Представляете, в 2020 году с моим Молодежным камерным оркестром ЗКР мы сыграли в Санкт-Петербурге премьеру «Двух пьес для струнного оркестра», которые Мясковский сам инструментовал из своей Девятнадцатой симфонии для духового оркестра. Очень много музыки, которая, к сожалению, забыта. Бывает, что забыта справедливо. Такой гораздо больше, чем нам кажется. Но бывает и несправедливо. Прекрасная музыка, которую не играют, действительно, в силу того, что ее не продать. Гайдн по этой же причине страдает. Он неэффектный. И еще странный хронометраж: симфония длится 25-30 минут. Куда ее поставить? Так и получается, что играют только «Прощальную», еще одну-две из Лондонских или Парижских. А я недавно, в День защиты детей, исполнял, например, Симфонию № 55 «Школьный учитель». Прелестная симфония!

Не нужно стоять и все время рвать на себе рубаху, показывать, какой ты энергичный (это как раз несложно).

ЕШ Мне, к сожалению, приходилось много писать о какой-то всеобщей «болезни» на конкурсе – быстрых темпах. Что вы об этом думаете?

ЯЗ Из-за того, что мы сейчас живем в мире клипового мышления, когда все быстрее, быстрее, быстрее, то надо и себя, и зрителя убедить в том, что необходимо замедляться и позволить музыке в тебя проникнуть. Не смотреть музыку, а слушать. Дедушка мой (известный дирижер Станислав Константинович Горковенко) часто повторял, немножечко перефразировав «Онегина»: «К беде приводит суета» (ну, как известно: «К беде неопытность ведет»). Я вспоминаю, он рассказывал, что говорила ему Нани Брегвадзе (они вместе тоже работали, записывали пластинки, песни): «Стасик, подожди, не так быстро, я не успеваю переживать, что я пою». Мы с Сашей Раммом, кстати, на эту тему дискуссировали. Я к нему подошел недавно и сказал: «Саша, наконец-то я услышал в каденции Первого виолончельного концерта Шостаковича вот это спокойствие». Он говорит: «Ты не представляешь, каких усилий стоит сдерживать адреналин, и если пауза, и тебе кажется, что ты ее выдержал вовремя, надо еще подождать чуть-чуть, и тогда со стороны будет это ощущение спокойствия». Очень мудро.

Пааво Ярви: Классическая модель исполнения Чайковского давно потеряла актуальность

ЕШ Не кажется ли вам, что многие молодые (и не очень) дирижеры стремятся произвести на слушателей и на оркестры особый эффект своим экспрессивным исполнением?

ЯЗ А знаете, дирижер как хирург. Все движения точные, информативные. Никто ведь не скажет с восхищением: «Какой это энергичный хирург!» – иначе пациент уж точно не обрадуется… Чем меньше и аккуратнее разрез, тем эффективнее. Для дирижера такая аккуратная работа особенно важна на репетиции. На концерте – пожалуйста, можно добавлять энергии сколько надо! Если есть база, если оркестр уже знает, чего от тебя ожидать, можно отпустить себя в разумных пределах. Помню, как говорил своим музыкантам Пааво Ярви: «На концерте я могу отдаться эмоциям. Но вы тоже до конца “не ведитесь”. Держите меня немножечко в узде, потому что хочется добавить энергии, это нормально». Во всяком случае, на то оно и исполнение, чтобы исполнять. На репетиции можно и нужно показать, что и в каких местах будет на концерте, где будет эмоциональная кульминация, где спад и так далее. Могу сказать по многолетнему опыту: если на репетициях все эмоции «выплеснуть», то на концерте уже не получится отдать больше, чем было. Музыкант уже весь выложился на репетиции. А концерт – это куда более эмоциональное действо, чем репетиция, и нужно сохранить силы для него. В интерпретации – свои задачи. Если возвратиться к симфониям Бетховена, то нельзя из них делать симфонии Малера. В Бетховене не могут быть все время кульминации. Должна быть одна точка, но настолько сильная и яркая, что к ней все идет. Все это должно соответствовать жестикуляции. Я сам от этого раньше страдал и дирижировал все слишком широким жестом. А потом начал понимать, что именно «взяв на крючок» нюансировку и потом развив кульминацию в том месте, которое указано композитором, достигнешь большего эффекта. И не нужно стоять и все время рвать на себе рубаху, показывать, какой ты энергичный (это как раз несложно). А если в свете вашего вопроса вернуться к конкурсу, то во втором туре у меня было большое желание (к сожалению, нереализованное) показать вот эту сторону, артистическую. Особенно в Первой симфонии Шостаковича. Вот начальная реплика трубы: как будто ничего в нотах не написано, но я бы поставил точку, а потом – сброс динамики, крещендо и срыв. В одной ноте – уже три элемента, три характера. И все они – в руках, в лице дирижера. Своего рода театр!

ЕШ Кстати, как скрипач, не считаете ли вы, что лучшие дирижеры – струнники? Те, кто больше чувствует главную группу симфонического оркестра.

ЯЗ Я и на своем примере, и на основании того, что видел, могу сказать: дирижеры, которые владеют струнным инструментом, конечно, понимают вот эту бесконечность смычка при его смене. Юрий Хатуевич Темирканов говорил: «Если что-то по фразе не получается, то потому, что смычок вами руководит. А это вы должны руководить смычком». У духовиков нет понятия смены смычка. У них заканчивается дыхание, надо снова его брать. Духовик, хоровик или струнник – разница есть. Она ощущается на каком-то подсознательном уровне. Ты всегда увидишь дирижера-струнника. Есть в нем что-то аккуратное, бережное, особенно в управлении кантиленой. Струнные создают вот эту мягкую звуковую массу. И если ты можешь управлять этим, зная технологию, понимая сопротивление смычка, то находишься немного в более выгодном положении. А еще меня учили дирижировать так: попробуйте поводить под водой руками, находясь в бассейне.  Вы почувствуете сопротивление воды. Вот это сопротивление создает ощущение непрерывности звука в жесте, и появляется бесконечное слитное движение.

Прощание с «русским Тосканини»

ЕШ Несколько слов о ваших наставниках. Вы уже называли Неэме и Пааво Ярви. В вашей биографии есть еще одно имя – Михаил Георгиевич Кукушкин.

ЯЗ Я учился у него в консерватории пять лет. Сразу после конкурса он мне позвонил, поздравил с участием в первом туре, мне было очень приятно. На уроках Михаил Георгиевич предлагал что-то очень спокойно, как добрый интеллигентный человек. Все, что он говорил, было в форме рекомендаций, и это никогда не вызывало отторжения. Вышло так, что я одновременно учился у него, а в филармонии – у Темирканова, во время репетиций и в личном общении задавал Юрию Хатуевичу вопросы. Оба они, Кукушкин и Темирканов, выпускники Ильи Александровича Мусина. А мой дедушка и Неэме Ярви учились у Николая Семеновича Рабиновича.

ЕШ Самое время задать «оригинальный вопрос»: когда вы захотели стать дирижером?

ЯЗ Всегда хотел. Дедушка выступал в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии. Прекрасно помню первые концерты, на которые я приходил и видел его во фраке, в здании Дворянского собрания, где находится филармония. Боже, какая красота! Так что сомнений не было, куда я хочу пойти. Просто генетически я воспитан этим. Дедушка работал с Муслимом Магомаевым и другими знаменитыми певцами в «Мюзик-холле». А я как бы «варился» в этом. Фамилии дирижеров –Темирканова, Лазарева, Симонова, Рабиновича, Мусина – знакомы мне с детства. Я вырос в этой атмосфере. И естественно, что мне хотелось стать дирижером. Хорошим дирижером. Достойным, так сказать, того окружения, в котором я рос.

ЕШ А можете дать определение хорошего дирижера?

ЯЗ Да! Это друг оркестра. Тот, кто будет помогать разными способами. Вообще, хороший дирижер – это тот, которому хочется играть. Я за время работы в ЗКР вывел для себя два типа дирижеров. Первый – это именно тот, кому хочется играть. Что-то происходит за пультом такое, что в тебе пробуждает желание подарить свой талант, свое умение, свое время на общее благо. А бывают дирижеры второго типа, которые вроде бы все делают правильно, все хорошо. И ты профессионально выполняешь свою задачу. Но не возникает какой-то «химии». Маленькая разница, но она существенна. Причем бывают довольно длинные, не очень приятные репетиции, но вдруг дирижер преображается на концерте. А зрителей не волнует «кухня» – они видят результат. Так же как и музыканты оркестра могут составить свое окончательное мнение о дирижере только после концерта.

ЕШ В таком случае удалось ли вам стать другом Госкапеллы?

ЯЗ Судя по отзывам музыкантов, наверное, да. Могу сказать, что это хороший оркестр. Я даже подошел после выступления к Валерию Кузьмичу Полянскому и поблагодарил его за то, что им проделана такая работа, и что отклик со стороны коллектива был очень добрый.

ЕШ Тогда что именно вы вкладываете в понятие «хороший оркестр»?

ЯЗ Я не думаю, что какой-то оркестр вообще можно назвать плохим. Оркестр сам по себе уже хороший как единица, потому что он уже есть. Если музыканты вместе играют, вместе работают, значит, уже из этого можно что-то лепить. А что будет готово, только от дирижера зависит. Да, есть определенный набор качеств, опыт музыкантов, инструментарий. Невозможно сыграть кристально чисто симфонию Моцарта, если инструменты плохие, потому что клапаны у духовиков не работают, нет денег, чтобы купить новый инструмент. Но я считаю, что именно дирижер в силах из любого оркестра сделать, извините, «хороший продукт», хорошую, качественную работу. Иначе зачем мы еще учимся? Мы учимся не только руками показывать или красиво говорить, мы учимся созидать что-то.

ЕШ Самое время спросить о смысле вашей работы.

ЯЗ Любовь к музыке, любовь к делу, любовь в принципе – как смысл жизни. Потому что очень сложно делать нечто, когда ты это не любишь. А когда ты делаешь что-то любя, это ощущается на подсознательном уровне. Тебе даже не надо убеждать людей вокруг сделать что-то. Они уже почувствуют, что ты пропитан этим чувством. И ты несешь в себе частичку этой любви, для того чтобы сделать благо другим. Потому что смысл симфонических концертов, классической музыки заключается в том, чтобы публика, выходящая из зала после концерта, как-то вот так выдохнула и подумала: «Сегодня мне хорошо. Сегодня меня эта музыка натолкнула на какие-то хорошие изменения в жизни, на что-то важное». Оно, может быть, очень простое, но очень важное. Поэтому, если ты через свое творчество можешь сделать людей чуточку радостней, я бы сказал, что это и есть смысл профессии.

Поговорим об «Утесе»

Большая игра Конкурс Рахманинова 2025

Большая игра

Названы лауреаты Конкурса Рахманинова по специальности «Дирижирование»

Жанр Рахманинова Конкурс Рахманинова 2025

Жанр Рахманинова

Завершились прослушивания Конкурса Рахманинова в номинации «композиция»

Сегодня – ты, а завтра – кто? Конкурс Рахманинова 2025

Сегодня – ты, а завтра – кто?

Объявлены результаты Конкурса имени Рахманинова у пианистов

Это же танцы. Танцуем? Конкурс Рахманинова 2025

Это же танцы. Танцуем?

О втором туре дирижеров конкурса Рахманинова