С итальянским темпераментом, с южной страстью События

С итальянским темпераментом, с южной страстью

В «Сириусе» впервые выступил знаменитый тенор Витторио Григоло

На федеральной территории вновь прошел Большой летний музыкальный фестиваль, объединивший за полтора месяца 24 концерта с участием самых востребованных артистов современности. Яркие опен-эйры на Медальной площади и вечера в Университете «Сириуса» собрали в общей сумме 25 тысяч зрителей – впрочем, в последний раз. В октябре концерты и фестивали фонда «Талант и успех», вдохнувшего в «Сириус» музыкальную жизнь, официально переедут в новенький концертный зал (его называют «концертный центр»). Затянувшееся строительство, наконец, закончено: на улице Чемпионов теперь возвышается причудливой формы архитектурное сооружение, вмещающее в себя Большой и Камерный залы, в которых будет создаваться «творческая лаборатория для экспериментов и мастерская для классики». Почти наверняка можно сказать, что Ханс-Йоахим Фрай пригласит выступить в этом свежем пространстве постоянных «хедлайнеров» летних фестивалей «Сириуса» – Дениса Мацуева, Юрия Башмета, Игоря Бутмана, Филиппа Чижевского, Валерия Гергиева (маэстро лично проверял акустику концертного центра). В этом году вышеперечисленные звезды представили ярчайшие сольные и симфонические программы, но, пожалуй, одним из самых ярких событий Большого летнего музыкального фестиваля стал концерт итальянского тенора Витторио Григоло с Заслуженным коллективом России академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии имени Шостаковича под управлением Александра Сладковского.

С легендарным оркестром маэстро связывают теплые воспоминания. В финале Конкурса имени Прокофьева, который он выиграл в 1999 году, Сладковский дирижировал именно оркестром ЗКР – и тогда еще получил благословение председателя жюри Юрия Темирканова. «Это музыканты с подлинно аристократическими традициями. Мне приятно работать с людьми, которых я знаю больше четверти века», – признался Сладковский в «Сириусе». На концерте в Большом зале Университета их тандем начал ощущаться с первых подвижных тактов «Итальянской симфонии» Мендельсона. Свойственная маэстро любовь к нюансам и деталям партитуры оказалась близка сдержанным петербургским академистам. Четыре части цикла, созданного композитором под впечатлением от живописной итальянской природы, Сладковский и ЗКР представили как изысканные музыкальные открытки по следам путешествия. Погружение в такой далекий сегодня мир продолжилось в «Итальянском каприччио» Чайковского, где оркестр Санкт-Петербургской филармонии под неукротимой энергией Сладковского буквально обрушивал на публику звуки и краски римского карнавала и сверкающего веселья. А на бис ЗКР сыграл мгновенно узнаваемую эффектную увертюру из оперы «Сорока-воровка» Россини.

Если и маэстро Сладковский, и Заслуженный коллектив России в «Сириус» приезжали уже неоднократно, то знаменитый оперный певец Витторио Григоло здесь оказался впервые. Завоевав сердца московской публики своим сногсшибательным темпераментом и недюжинной красоты тембром, тенор решил повторить успех в другом российском городе, вполне схожем по климату и атмосфере с его родной страной. Это получилось с лихвой: и пусть синьор Григоло на сцене был сдержаннее, чем обычно (букеты в зал, как в Московской филармонии, он не метал), его эффектное, зрелищное выступление в тандеме с ЗКР и Сладковским наверняка останется в памяти многих присутствующих.

Начав в качестве «разогрева» с песенки Герцога из «Риголетто», Григоло продемонстрировал мощный экзальтированный голос, заполняющий и накрывающий собой благодаря подзвучке абсолютно все уголки пространства. Его подчеркнутая театральность – ужимки, вскидывания рук, танцевальные движения – пришлась по вкусу не только публике, но и маэстро Сладковскому. Будучи не самым откровенно танцующим дирижером, Александр Витальевич легко подхватил кураж и легкость, которые излучал Григоло, – и вот уже степенный концертмейстер ЗКР Лев Клычков не выдерживает этого напора и покачивается в такт музыке. Во втором отделении Витторио Григоло в буквальном смысле ворвался на сцену: выбежал из-за кулис, призывая слушателей не скупиться на аплодисменты. Знаменитая «Гранада» прозвучала с неистовым размахом и блеском, а последовавшая за ней неаполитанская песня «Неблагодарное сердце» Сальваторе Кардилло заставила почувствовать то, что итальянцы называют dolce far niente. В завершение этого феерического концерта Григоло спел, конечно же, O sole mio – и где-то вдалеке зашумели, поднялись волны Черного моря.

Бельканто без границ