В этом сезоне оркестр отмечает десятилетие и приготовил для себя подарки. Первый – приезд в Москву и выступление в роскошном Светлановском зале Московского международного Дома музыки с программой «Величайшие хиты Джорджа Гершвина».
«Удивительно, но мы впервые играем в этом замечательном зале, – прокомментировал художественный руководитель и главный дирижер ТФО Юрий Медяник. – Сегодня мы привезли популярную классику, но развитие оркестра базируется на академическом фундаменте. В последнее время оркестр подступился к музыке Малера, а в следующем сезоне мы будем играть Брукнера. Для оркестра стало серьезным испытанием и стимулом к росту в прошлом сезоне исполнение Одиннадцатой и Пятнадцатой симфоний Шостаковича, а также Седьмой, “Ленинградской”, – ее мы вместе с Донецким филармоническим оркестром сыграли на сцене Тюменской филармонии. Не обходим стороной и какие-то кроссовер-проекты, потому что это своего рода отдушина после таких масштабных полотен».
Впрочем, назвать сочинения Гершвина легкими было бы неправильно: эффектно инструментованные, они вполне сопоставимы с партитурами таких его современников, как Равель, Онеггер. Оркестр «купался» в красочных тембровых переливах, заряжая зал позитивной энергией. Центром программы стали сочинения для фортепиано с оркестром – Концерт и «Рапсодия в стиле блюз», где солировала Екатерина Мечетина.
«Рапсодия, конечно, в моем репертуаре очень давно, примерно с консерваторских времен, – поделилась известная артистка. – И это одно из самых репертуарных произведений у пианистов, в отличие от Концерта – вот уж действительно редкая вещь. Музыка замечательная, когда ее взяла в работу, получила огромное удовольствие, ведь тут можно играть джаз, не обязательно умея импровизировать».
Екатерина Мечетина добавила от себя к джазовой непринужденности лирическую нотку. Особенно интересно этот микст сработал во второй части: тут обострились контрасты, появилась теплая личная интонация, и музыка обрела глубину и многомерность. С некоторым вызовом Екатерина появилась во втором отделении в эффектных черных брюках-палаццо и кроссовках со стразами. Сиявшие в лучах софитов блики, впрочем, вполне срифмовались с бриллиантовыми пассажами рояля и тягучими блюзовыми придыханиями фактуры Рапсодии. Оркестр проявил себя как чуткий и внимательный партнер, добавляя необходимой бравады и бравуры к репликам фортепиано.
Кстати, как выяснилось, Екатерина Мечетина выступала раньше с Тюменским оркестром, но впервые в его новейшей истории – с Юрием Медяником.
Несмотря на то, что пришлось репетировать только в день концерта (в силу логистических причин), как призналась Екатерина, музыканты на удивление быстро нашли общий язык: «Причем это не было в жанре, что солист пришел, сказал, что он хочет, назвал свои темпы, а дирижер взял под козырек. Мы обсуждали трактовки, Юрий, с которым мы знакомы давно и не раз сотрудничали, предложил некоторые свои решения, которые мне очень понравились, несмотря на то, что были непривычные. Должна сказать, что оркестр был прекрасно подготовлен и у меня остались самые прекрасные впечатления от этого сотворчества. Я очень рада, что у нас уже в мае концерт в Московской филармонии в Зале имени Чайковского».
В финале вечера прозвучал еще один хит Гершвина – сюита из «Порги и Бесс», лишь утвердившая во мнении, что меломанам следует смело включать в свои плейлисты и таймлайны выступления Тюменского филармонического оркестра.
В юбилейный сезон ТФО не будет сидеть на месте. Как рассказала директор филармонии Ирина Устинова, предстоит большое турне по городам России, коллектив продолжит работу над расширением дискографии – уже записаны Виолончельный концерт Дворжака, «Богатырская симфония» Бородина в авторской редакции, кантаты «Песнь о вещем Олеге» и «Свитезянка» Римского-Корсакова.