Кабаре в Камергерском События

Кабаре в Камергерском

В МХТ поставили спектакль об актерах, ушедших на покой

В новом сезоне в Художественном театре снова объясняются в любви старшему поколению труппы. Спектакль «Третий звонок, господа!» полон жизни и музыки.

Он будто сконструирован из отражений. Как в зеркалах, отражены характеры, ситуации, мотивы. И оттого, что тема спектакля – беззаветная любовь к театру, в прологе звучит фраза-перевертыш: «Ненавидите ли вы театр так, как ненавижу его я?» Белинского наизнанку цитирует Вячеслав Жолобов, он же купец 1-й гильдии Нил Овсянников, благодетель «Убежища для престарелых немощных артистов». Имена, амплуа да сюжетная идея – все, что заимствовано из рассказа Куприна «На покое», диалоги взяты из его же «Сцен в 3-х действиях». В остальном – отражения.

Купринские персонажи, склочники и пошляки, вызывают у читателей мало приязни. Но героям «больничного кабаре» в постановке Кирилла Вытоптова публика дарит симпатии во всех формах, не исключая денег. Пространство Малой сцены МХТ зовет к разрушению «четвертой стены», вовлекая зрителей в двухчасовое действие.

Жанр его назван метко! Эстрадные номера – репризы, песни, конферанс инкрустированы в драматургию. Не потому ли художник Нана Абдрашитова сразу иронизирует над штампами кабаре? Спектакль начинается появлением Лизоньки (Маргарита Якимова), «то ли девочки, а то ли виденья», в белом врачебном халате и… пышном головном уборе из перьев. Но ни эстрады, ни бара. Только медицинские кровати, тумбочки, стол, несколько экранов, где изгибаются кривые кардиограмм, идут передачи о животных и спорте, мелькают ударные слоганы и поясняющий события текст. Палитра спектакля: черный, красный, синий в бликах неоновых ламп (художник по свету Иван Виноградов) по-своему обыгрывает жанр. Сцена переосмысливается комнатой в доме причта, подземным переходом, рестораном, театральной гримеркой, оставаясь той же больничной палатой и тем же условным кабаре.

 

Вот в это стерильно-многоцветное пространство, столь далекое от затхлого купринского антуража, поселены пятеро: знаменитый «во дни оны» трагик Славянов-Райский (Станислав Любшин), бывший опереточный тенор Лидин-Байдаров (Евгений Киндинов), добродушный суфлер «Стаканыч» (Владимир Краснов), вечно раздраженный комик Михаленко (Владимир Тимофеев, а в другом составе – Александр Семчев) и благообразный у Куприна, но в спектакле не лишенный обаятельной эксцентричности бывший режиссер Николай Николаевич, «Дедушка» (Виктор Кулюхин). Все они хулигански сбросят в стаканы вставные челюсти, весь спектакль поражая отменной дикцией старой театральной школы. При том, что молодежь станет комкать слова, а юная Лизонька картавить: отражения множатся и предвещают веселье.

О другом мхатовском спектакле с Любшиным, Ефремовым, Смоктуновским выдающийся критик Владимир Лакшин писал: «…начинаешь смеяться не от того, что смешно, а просто от удовольствия – так точно, правдиво и неожиданно живут они на сцене». И здесь то же. Хоть для каждого героя заготовлен бенефисный выход, вся прелесть – в ансамбле, в ежеминутной вовлеченности всех в процесс, в наслаждении, которое мастера получают от игры друг друга совершенно открыто для публики.

Поэтому и может показаться, что происходящее – чистая импровизация, что любимые артисты вкладывают в уста персонажей собственные слова при полной свободе существования в оговоренных обстоятельствах. Свобода есть, но нет случайностей. Текст-коллаж собран из Куприна, из осколков Шекспира. Из пересказанных историй вроде той, где художники, наезжая в деревню на пленэр, приучили местного быка Шурика попивать водочку. Откуда она? Из подзабытого фильма Бориса Барнета «Полустанок» с Василием Меркурьевым – картины, как подсказывают киноведы, «о неизбежности старения, о прощании с молодостью». Тем значительнее кульминация спектакля, в которой Любшин обожжет сердца есенинским глаголом:

Я никому здесь не знаком,
А те, что помнили, давно забыли.

Донкихотские монологи седого патриарха о служении искусству и скоропортящейся славе, забвении и немеркнущей магии театра вспыхнут исповедальной силой. Их пафос отразит ирония. Появится и дама сердца – своя Дульсинея-Лизонька. А зрителей не покинет уверенность в том, что мысль и слово родятся здесь и сейчас.

Это ощущение спонтанности возникнет еще и потому, что все действие похоже на джем-сейшен. Мерцающий темпоритм его сродни джазовой импровизации, вольной в обращении со временем. Сама структура спектакля музыкальна. В нем поют. «Черный ворон, что ты вьешься…» затягивают насельники «Прибежища», и Нил Овсянников появляется в роли дирижера этого хора. Лидин-Байдаров «срывает аплодисмент» куплетами: «О, сновидение, о, наслаждение!». Лизонька берет в руки скрипку, чтобы исполнить шубертовскую «Аве Марию». «Стаканыч» все время плетет корзинки, но атмосферу спектакля сплетают звуки живой музыки. Трио – гитара, перкуссия, клавишные – сопровождает все действие джазовыми аранжировками популярной классики и авторскими номерами молодого композитора Марка Кондратьева. Музыка поддерживает сердцебиение и пульс, расставляет акценты, передает контрапункты смысла. В ней даже слышится вопрос: «Любите ли вы актеров так, как любят их создатели постановки?» Ведь им удалось доказать, что возраст необязательно отражается немощью. В случае их героев жизненная энергия электричеством освещает зал, и сцена излучает витальность. «Третий звонок, господа!» Он значит, что на покой уходить еще рано!

Боже, храни Королеву!

Путешествие голосов по миру События

Путешествие голосов по миру

Солисты Академии имени Антона Рубинштейна исполнили французскую камерно-вокальную музыку

«Любовник» на словах События

«Любовник» на словах

Труппа musicAeterna Dance представила первый эпизод альманаха

Тенденция, однако События

Тенденция, однако

В Нижнем Новгороде представили финальную премьеру года

И то же в вас очарованье События

И то же в вас очарованье

Юбилейные заметки по случаю 125-летия Ивана Козловского