Московский Клуб Алексея Козлова принял третий фестиваль «БигНикФест». На нем музыканты вспоминали продюсера Николая Николаевича Богайчука, помогавшего продвижению отечественной импровизационной музыки разных жанров, выпустившего на CD и виниле множество альбомов международного уровня – и начинающих музыкантов, и состоявшихся звезд. Он был необычным персонажем для издательского рынка, потому что всегда ставил на первое место творчество и развитие жанра. Он совмещал дружбу с исполнителями, талант организатора и умение постоянно транслировать окружающим позитивную энергию. Музыканты через годы будут гордиться тем, что их диски увидели свет благодаря БигНику и ArtBeat Music.
Николай Богайчук ушел из жизни в 2023 году, но его наследники и сотрудничавшие с ним специалисты продолжили дело прославленного продюсера и помогли появлению альбомов, работа над которыми оборвалась из-за трагических обстоятельств, и новых записей исполнителей из круга Богайчука. Фестиваль – акт прощания с культуртрегером. Однако человеческого потенциала и возможностей рынка хватило на то, чтобы сделать фестиваль традиционным – и это хорошая новость.
Начался концерт с трогающего и захватывающего своей идеей выступления оркестра Moonberry Jam под управлением Александра Водинского. Коллектив отвечает уникальной организационной модели: люди с особенностями развития получают возможность жить в музыке, а джаз становится инструментом социальной интеграции и психологической терапии. Но в зале никто не успел и подумать про специфику ансамбля. Зазвучал шикарный биг-бенд, его треть составляют дамы, играющие на духовых инструментах. В их джазе был лихой свинг. Первой прозвучала возможно, самая знаменитая тема в истории жанра – Caravan. Она стала хитом почти век назад в исполнении оркестра Дюка Эллингтона, а теперь напомнила старую околоджазовую присказку «Какая песня без баяна, какой же джаз без “Каравана”». Затем оркестр сыграл Nuages Джанго Рейнхардта, также вызвав горячие аплодисменты. Царило ощущение, что увлеченность и искренность, атмосфера соучастия, сотворчества делали Moonberry Jam даже более «джазовым», чем некоторые профессиональные коллективы. Выступление показало и принципы того, как жил и работал Богайчук. Продюсер, узнав о существовании такого оркестра, сразу предложил ему всевозможную помощь и содействие. Это настроение поддержали и его наследники, включив Moonberry Jam в афишу фестиваля.
Затем пришел черед признанных мастеров. Екатерина Черноусова представила настоящий театр вокала. Проводились параллели с предыдущими фестивалями, было сказано, что Черноусова «в прошлый раз порвала зал соло». Теперь же на сцену вышел квинтет, исполнивший фантазию на знаменитую тему Take Five в честь юбилея ее автора, Пола Дезмонда. Затем прозвучал «Полет шмеля» Римского-Корсакова – одна из самых любимых джазменами академических пьес, что понятно – она динамична и образна.
Продолжил программу пианист Дмитрий Илугдин. Он рассказал про три альбома, вышедших на ArtBeat Music, и сыграл свою «Токкату». Проект «Ветер носит звуки» – уже выбор новых продюсеров – оправдал название, представив гипнотический саунд-цирк. Лидер Евгений Ткаченко под звук электроники и бас-гитары, как фокусник, доставал из небольшого тубуса разные предметы, которые начинали звучать, вписываясь в общую саунд-картину. Композиция называлась «Биг Ник» в память о Богайчуке, хотя поработать вместе музыканты и продюсер не успели. Тему продолжили, исполняя совершенно другую музыку, Сергей Баулин (саксофон) и Владимир Нестеренко (фортепиано). Они сыграли пьесу, которая называется почти так же – Big Nick, но написал ее много лет назад гениальный Джон Колтрейн.
С энтузиазмом зал встречал трио Антона Котикова, с ним играли Вартан Бабаян (ударные) и Андрей Березин (виолончель). Котиков рассказал, что Богайчук ему приснился и дал деловой совет, оставшись продюсером и в такой ситуации. Ансамбль исполнил, возможно, самый заводной сет вечера. Яркий звук виолончели Березина помогал Котикову представлять свой диапазон от армянского фольклора до авторской музыки, хотя музыканты решили сыграть вместе буквально перед самым концертом. Выступление украшали длинные соло дудука, барабанов, отличный звук и дамы, отважно танцевавшие среди публики.
Следующим играл питерский прог-рок-музыкант Иван Розмаинский, альбомы проектов которого выходили и в Европе, и у Богайчука. Николай хотел (но не успел) выпустить «лучший альбом» главной группы Розмаинского Roz Vitalis. Впрочем, к фестивалю был издан его новый диск – Dedication to BigNick. Иван сыграл на фортепиано композицию Teach Me Thy Statutes, а затем впервые – пьесу Treasure Hid in a Field.
Фолк-вектор задала певица Таисия Краснопевцева, с которой записывались такие мастера, как Сергей Старостин, Сергей «Гребстель» Калачев, Сергей Клевенский. На этот раз с ней играл Андрей Березин. Вспомнили альбом «Лодочка», выпущенный Богайчуком. Таисия запела, заплакала виолончель и… случился эмоциональный шок. Кто-то наверняка попадал в подобные ситуации, когда после первой вещи концерта люди ошеломленно не могут аплодировать, понимая, что попали в какое-то другое измерение, но потом словно выдыхают и разражаются овациями. Начала Краснопевцева со «Страданий», вызвав особо живую реакцию зала некогда популярной в народе строкой «…на печке тренируется с котом». Ее узнали, как и трагическую «Не для меня», а затем была «Не унывай» авторства самой Таисии. Мария Богайчук – дочь продюсера, которая вела концерт, сказала: «Хочется верить, что сегодня папа услышит музыку и улыбнется». В финале вечера Мария осталась на сцене с Сергеем Жилиным, который, завершая программу, сыграл в атакующей манере «У природы нет плохой погоды» и Hello Dolly.
Казалось, вечер окончен, но внезапно объявили «БигНик джем»! Джазовая традиция завершать концерты коллективной импровизацией оказалась кстати. На сцену охотно пошли Черноусова, Розмаинский, девушки из Moonberry Jam. Котиков, увидев, что духовиков достаточно (в традициях таких номеров меняться инструментами) сел за ударные. Пианистов оказалось двое, но инструмент был достаточно велик – хватило места обоим.
Очередной «БигНикФест» продемонстрировал равновесие между авторской музыкой и «вечнозелеными» темами. Фестиваль был по-современному не сложным для восприятия и традиционно несущим идею бескомпромиссного творчества. Вкусы у новых поколений – свои. Соответственно, отсутствовали фри-джазовые, джаз-роковые коллективы, не было ветеранов жанра. Артисты, выходя на сцену, радостно показывали публике только что вышедшие релизы, но эту музыку можно слушать и в сети. Является ли это сочетание стилей и форматов концепцией издательства, покажут следующие фестивали и релизы. И они уже анонсированы.