Эхо прошедших эпох История

Эхо прошедших эпох

Музыкальная летопись Зала Чайковского

12 октября 2025 года исполнилось 85 лет Концертному залу имени П.И. Чайковского. Музыковед Наталия Сурнина собрала известные и не очень факты из истории зала: краткая хроника не претендует на полную летопись КЗЧ, но подсвечивает отдельные сюжеты, ставшие важными вехами в разное время жизни этого уникального концертного пространства.

1930–1933
Проект нового здания театра Всеволода Мейерхольда

Новаторский проект был разработан молодыми архитекторами Михаилом Бархиным и Сергеем Вахтанговым, которые вдохновлялись идеями европейского авангарда. В 1933 году он был отвергнут как «формалистский», однако зрительный зал, выполненный по модели древнегреческого амфитеатра и рассчитанный на 1600 зрителей, был отстроен в железобетоне и кирпиче. Театр Мейерхольда официально прекратил существование в 1938 году. Недостроенное здание завершали архитекторы Дмитрий Чечулин и Константин Орлов.

12 и 13 октября 1940
Открытие Концертного зала имени П.И. Чайковского

Зал открыл двери осенью 1940 года, получив имя Чайковского в честь столетия со дня рождения композитора. Торжественные концерты состоялись 12 и 13 октября с участием Госоркестра СССР, дирижеров Александра Гаука, Константина Иванова и Александра Мелик-Пашаева. Арии из опер Чайковского исполняли солисты Большого театра Валерия Барсова, Иван Козловский, Надежда Обухова, Марк Рейзен, Елена Кругликова, Вера Давыдова, Сергей Лемешев, Пантелеймон Норцов и Владимир Сливинский, в фортепианном концерте солировал Лев Оборин. Масштабные программы завершались после полуночи.

20 и 21 мая 1944
Концерты к открытию второго фронта: английская, американская и советская музыка

Открытие второго фронта сопровождалось укреплением дипломатических отношений стран-союзников и было отмечено двумя вечерами, организованными Всесоюзным обществом культурной связи с заграницей; на концертах присутствовали представители дипломатического корпуса, советская и иностранная пресса.

20 мая исполнялись сочинения английских композиторов: увертюра «В городе Лондоне» Элгара, увертюра «Сталинград» Дарнтона, сюита на тему английских народных песен Воана-Уильямса, все – впервые в СССР. Английские народные песни в обработках Шостаковича и Прокофьева пела Мария Максакова. Шостакович солировал в своем Первом фортепианном концерте, Прокофьев дирижировал свою «Русскую увертюру» и хоры из кантаты «Александр Невский».

21 мая звучала музыка Харриса, Риггера, Барбера, Хачатуряна, Шапорина, а также популярные американские песни Фостера, Керна и Гершвина в исполнении Сергея Лемешева.

18 ноября 1945
Иегуди Менухин в Москве

Скрипач Иегуди Менухин стал первым иностранным музыкантом, посетившим СССР в послевоенное время. В филармонии он дал три концерта, заключительный из них состоялся с Госоркестром СССР в Зале Чайковского. Кульминацией вечера стал Двойной концерт Баха, который Менухин сыграл с Давидом Ойстрахом. Совместное выступление двух великих музыкантов положило начало их многолетней дружбе.

15 марта 1951
Матч за первенство мира по шахматам

Матч за первенство мира по шахматам между Михалом Ботвинником и Давидом Бронштейном состоял из 24 туров и проходил с перерывами с 15 марта до 11 мая. Это был первый матч, проведенный по новой системе ФИДЕ и транслировавшийся по телевидению. В дальнейшем шахматные турниры мирового первенства проходили в КЗЧ в 1954, 1957 и 1985 годах.

8 и 11 мая 1957
Гленн Гульд в зале Чайковского

Первый концерт в СССР Гульд дал 7 мая 1957 года в Большом зале Московской консерватории. Имя 24-летнего канадца было неизвестно публике, и в первом отделении зал был полупустым; однако слушателей так потрясла его игра, что в антракте многие побежали звонить друзьям и концерт завершился при аншлаге. Билеты на два последующих выступления, состоявшиеся в Зале Чайковского 8 и 11 мая, были раскуплены в считанные часы. Кроме того, произошел почти беспрецедентный случай: на сцене выставили дополнительные стулья для зрителей.

19 апреля 1958
Концерт победителей I Международного конкурса пианистов и скрипачей имени П.И. Чайковского

В зале Чайковского выступили Ван Клиберн и Валерий Климов с Симфоническим оркестром Московской филармонии под управлением Кирилла Кондрашина.

13 и 14 июня 1958
Гастроли дирижера Леопольда Стоковского

76-летний Леопольд Стоковский стал первым американским дирижером, выступившим с советским оркестром. В СССР он был известен как знаток и ценитель советской музыки, под его управлением в США впервые прозвучали многие произведения Прокофьева, Шостаковича, Мясковского, Хачатуряна, Глиэра, Кабалевского, Хренникова.

Маэстро дал два концерта в КЗЧ: с оркестром филармонии он исполнил Шестую симфонию Чайковского, Пятую симфонию Прокофьева, симфонические фрагменты из «Тристана и Изольды» Вагнера и балет де Фальи «Любовь-волшебница» (солировала Ирина Архипова).

«Я приехал в Россию один, для того чтобы дирижировать русскими оркестрами, исполнять русскую и американскую музыку. Уверен, что, если бы русские и американцы могли чаще встречаться, они бы стали друзьями, ибо между ними много общего», – говорил дирижер в интервью.

1959
Установка органа чехословацкой фирмы Rieger-Kloss

В 1940 году в КЗЧ был установлен инструмент фирмы Walcker, прежде находившийся в соборе Свв. Петра и Павла в Петербурге. Однако при демонтаже и транспортировке в Москву он сильно пострадал и звучал неудовлетворительно.

По совету выдающегося органиста Леонида Ройзмана изготовление нового органа было заказано чешской фирме Rieger-Kloss. Построенный по последнему слову техники, инструмент обладал универсальными ресурсами для исполнения музыкальных произведений разных эпох и стилей. Вплоть до 2003 года он оставался самым большим органом Москвы и по-прежнему является одним из крупнейших в России.

1960-е
Поэтические вечера

Одна из самых ярких примет культурной жизни эпохи оттепели: небывалый интерес публики к молодым поэтам был сравним с ажиотажем, который на Западе вызывали звезды рок-музыки. Самым популярным среди них был Евгений Евтушенко – он неоднократно выступал в КЗЧ, его последний авторский концерт здесь состоялся в 2015 году, за два года до смерти.

В 1970-е в Зале Чайковского начал выступать Андрей Вознесенский. В дни его концертов на площади появлялась конная милиция, сдерживавшая наплыв поклонников. Вознесенский всегда читал свои стихи по два часа; иногда вечер открывала музыкальная «увертюра», которую поэт не раз поручал органисту Гарри Гродбергу. С 2003 года Вознесенский отмечал свой день рождения в КЗЧ; поэт любил Зал Чайковского и посвятил ему одноименное стихотворение.

1966
III Международный конкурс имени П.И. Чайковского

В 1966 году Зал Чайковского стал одной из основных площадок проведения Конкурса Чайковского. Первыми на эту сцену вышли конкурсанты по специальности «Скрипка». Символично, что в наши дни скрипачи продолжают состязаться в КЗЧ.

16 апреля 1965
Первый концерт ансамбля «Мадригал»

Ансамбль, вошедший в историю под названием «Мадригал», был основан композитором Андреем Волконским для исполнения музыки эпохи Возрождения. Его первый концерт открывал слушателям итальянские сочинения XVI века. В составе ансамбля выступали певцы Беатрис Парра да Хиль, Лидия Давыдова, Рузанна, Карина и Рубен Лисициан, Александр Туманов и Виктор Рыбинский. Волконский играл на органе и клавесине. Звучала музыка Фрескобальди, Габриели, Векки, Кавальери, Пери и др.

8-10 октября 1977

Молодой французский Оркестр де Пари выступал в Москве под управлением своего руководителя Даниэля Баренбойма. Гастроли отрылись исполнением «Ритуала памяти Бруно Мадерны» Булеза и «Фантастической симфонией» Берлиоза, второй вечер был посвящен Бетховену (Баренбойм солировал в Первом фортепианном концерте), третий – музыке Равеля и Дебюсси.

23 октября 1983
Российская премьера кантаты «История доктора Иоганна Фауста» Альфреда Шнитке

Мировую премьеру кантаты готовил Геннадий Рождественский, который посоветовал Шнитке пригласить на партию Мефистофеля Аллу Пугачеву. Певица приняла участие в репетиции, оказавшейся первой и последней. Летом того же года Союз композиторов предложил Валерию Полянскому исполнить сочинение на фестивале «Московская осень» при участии Симфонического оркестра и Камерного хора Министерства культуры СССР. Премьера в Зале Чайковского стала самой громкой сенсацией в жизни Шнитке: билетов было не достать, около филармонии дежурила конная милиция, что не мешало попыткам самых отчаянных слушателей попасть в здание через окна.

19 декабря 1987
Ансамбль Les Arts Florissants – впервые в СССР

Французский ансамбль, неоднократно выступавший в КЗЧ в 2010-е и позже, впервые приехал в СССР во времена перестройки. Эта встреча для отечественной публики стала огромным культурным событием. Первое московское выступление коллектив провел скромным составом из восьми человек: шесть певцов, Элизабет Матиффа (виола да гамба) и сам Уильям Кристи, выступивший в качестве клавесиниста и органиста. В концерте звучала музыка Бузиньяка, Мулена, Шарпантье и Ламбера.

Дом и сад Уильяма Кристи

25 декабря 1988
Первое исполнение в СССР Восьмой симфонии Густава Малера

Сочинение представили Симфонический оркестр Московской филармонии, Ленинградская государственная академическая капелла, Капелла имени А.А. Юрлова, Хор мальчиков Московского хорового училища имени А.В. Свешникова, за дирижерским пультом стоял Дмитрий Китаенко.

2004
Реставрационные работы

В сезоне 2004/2005 в зале прошли реставрационные работы. Среди прочего появилась возможность снимать партер, чтобы расширить пространство для исполнителей.

2008
Преображение акустики

Летом 2006 года началась реализация проекта по коррекции акустики КЗЧ, над которым работала группа специалистов и независимых экспертов. В 2007-м в зале появились звукоотражающие элементы, которые можно регулировать в зависимости от жанра концерта. Все последующие годы в КЗЧ ведутся наблюдения за акустикой и предпринимаются различные меры для ее усовершенствования, не затрагивающие исторический облик зала.

5 апреля 2009
Российская премьера оперы «Орландо» Генделя

Московская филармония стояла у истоков возвращения музыки барокко на большую концертную сцену. Оперу «Орландо» исполнили Камерный оркестр Musica Viva под управлением Кристофера Мулдса, солисты Патрисия Бардон, Ингела Болин, Дебора Йорк, Джеральд Томпсон и другие. Концерт в год 250-летия со дня смерти композитора стал первым событием в ряду программ, посвященных операм Генделя. В них принимали участие выдающиеся европейские музыканты, авторитетные интерпретаторы музыки барокко. Итогом многолетней работы стали фестиваль музыки Генделя (2021) и другие проекты, связанные с исполнением его крупных сочинений, в том числе оперы «Агриппина» (2025).

16-18 марта 2009
Первый фестиваль актуальной музыки «Другое пространство»

Форум был задуман как масштабный обзор актуальной картины музыкального искусства ХХ–XXI веков. Арт-директором первого фестиваля выступил композитор и дирижер Олег Пайбердин. Название «Другое пространство» определяло не только идею, но и формат событий: вечерние концерты проходили в недавно открытом Камерном зале, а дневные марафоны – в подвальном помещении («Трюм Мейерхольда»). За три дня первого фестиваля прозвучало более пятидесяти сочинений представителей российского и западного авангарда ХХ века; в программу вошли перформансы, аудиовизуальные инсталляции с участием авторских музыкальных инструментов-объектов и мини-цикл шедевров немого кино.

В 2014 году фестиваль «Другое пространство» возглавил дирижер Владимир Юровский, под руководством которого в рамках фестиваля прозвучали «Группы» Штокхаузена, El Niño Джона Адамса, Вторая симфония Уствольской, «Прометей» Орфа, «Акустические пространства» Гризе и другие значительные сочинения ХХ–XXI веков.

20 марта 2009
Первая прямая трансляция из Зала Чайковского

Московская филармония была одной из первых концертных организаций страны, начавших регулярные прямые трансляции: 20 марта 2009 года оперу Мусоргского «Сорочинская ярмарка» в исполнении Госкапеллы России можно было увидеть и услышать онлайн. В 2011 году филармония начала проводить съемку концертов в HD-качестве, а с 2014 года она является ключевым участником проекта Министерства культуры РФ «Всероссийский виртуальный концертный зал». К своему столетию филармония увеличила количество прямых трансляций до трехсот и более в год, а число записей в бесплатном видеокаталоге на сайте превысило три тысячи.

20 марта 2020
«Домашний сезон»

После объявления локдауна в связи с эпидемией коронавируса Московская филармония запустила проект «Домашний сезон» – прямые трансляции концертов без публики из Зала Чайковского. Проект родился из общего желания продолжать концертную жизнь как акт солидарности, любви к музыке и публике. Сохраняя привычный ритуал, в 19:00 артисты выходили на сцену, а слушатели имели возможность дома погрузиться в атмосферу концертного зала. Проект открылся выступлением Дениса Мацуева, все трансляции проходили в разрешении 4К.

29 января 2022
Столетие Московской филармонии

Филармония отметила столетие рядом концертов, главный из которых состоялся в Зале Чайковского. В нем приняли участие выдающиеся музыканты, в том числе Денис Мацуев, Даниил Трифонов, Юрий Башмет, Анне-Софи Муттер и многие другие в сопровождении Российского национального молодежного симфонического оркестра. За дирижерским пультом стоял Валерий Гергиев. Гала-концерт увидели миллионы зрителей во всем мире благодаря прямой трансляции на сайте, на официальных страницах филармонии в соцсетях и на онлайн-платформе классической музыки Medici.tv.

Конкурс Чайковского: как все начиналось