12 октября 2025 года исполнилось 85 лет Концертному залу имени П.И. Чайковского. Музыковед Наталия Сурнина собрала известные и не очень факты из истории зала: краткая хроника не претендует на полную летопись КЗЧ, но подсвечивает отдельные сюжеты, ставшие важными вехами в разное время жизни этого уникального концертного пространства.
Новаторский проект был разработан молодыми архитекторами Михаилом Бархиным и Сергеем Вахтанговым, которые вдохновлялись идеями европейского авангарда. В 1933 году он был отвергнут как «формалистский», однако зрительный зал, выполненный по модели древнегреческого амфитеатра и рассчитанный на 1600 зрителей, был отстроен в железобетоне и кирпиче. Театр Мейерхольда официально прекратил существование в 1938 году. Недостроенное здание завершали архитекторы Дмитрий Чечулин и Константин Орлов.
Зал открыл двери осенью 1940 года, получив имя Чайковского в честь столетия со дня рождения композитора. Торжественные концерты состоялись 12 и 13 октября с участием Госоркестра СССР, дирижеров Александра Гаука, Константина Иванова и Александра Мелик-Пашаева. Арии из опер Чайковского исполняли солисты Большого театра Валерия Барсова, Иван Козловский, Надежда Обухова, Марк Рейзен, Елена Кругликова, Вера Давыдова, Сергей Лемешев, Пантелеймон Норцов и Владимир Сливинский, в фортепианном концерте солировал Лев Оборин. Масштабные программы завершались после полуночи.
Открытие второго фронта сопровождалось укреплением дипломатических отношений стран-союзников и было отмечено двумя вечерами, организованными Всесоюзным обществом культурной связи с заграницей; на концертах присутствовали представители дипломатического корпуса, советская и иностранная пресса.
20 мая исполнялись сочинения английских композиторов: увертюра «В городе Лондоне» Элгара, увертюра «Сталинград» Дарнтона, сюита на тему английских народных песен Воана-Уильямса, все – впервые в СССР. Английские народные песни в обработках Шостаковича и Прокофьева пела Мария Максакова. Шостакович солировал в своем Первом фортепианном концерте, Прокофьев дирижировал свою «Русскую увертюру» и хоры из кантаты «Александр Невский».
21 мая звучала музыка Харриса, Риггера, Барбера, Хачатуряна, Шапорина, а также популярные американские песни Фостера, Керна и Гершвина в исполнении Сергея Лемешева.
Скрипач Иегуди Менухин стал первым иностранным музыкантом, посетившим СССР в послевоенное время. В филармонии он дал три концерта, заключительный из них состоялся с Госоркестром СССР в Зале Чайковского. Кульминацией вечера стал Двойной концерт Баха, который Менухин сыграл с Давидом Ойстрахом. Совместное выступление двух великих музыкантов положило начало их многолетней дружбе.
Матч за первенство мира по шахматам между Михалом Ботвинником и Давидом Бронштейном состоял из 24 туров и проходил с перерывами с 15 марта до 11 мая. Это был первый матч, проведенный по новой системе ФИДЕ и транслировавшийся по телевидению. В дальнейшем шахматные турниры мирового первенства проходили в КЗЧ в 1954, 1957 и 1985 годах.
Первый концерт в СССР Гульд дал 7 мая 1957 года в Большом зале Московской консерватории. Имя 24-летнего канадца было неизвестно публике, и в первом отделении зал был полупустым; однако слушателей так потрясла его игра, что в антракте многие побежали звонить друзьям и концерт завершился при аншлаге. Билеты на два последующих выступления, состоявшиеся в Зале Чайковского 8 и 11 мая, были раскуплены в считанные часы. Кроме того, произошел почти беспрецедентный случай: на сцене выставили дополнительные стулья для зрителей.
В зале Чайковского выступили Ван Клиберн и Валерий Климов с Симфоническим оркестром Московской филармонии под управлением Кирилла Кондрашина.
76-летний Леопольд Стоковский стал первым американским дирижером, выступившим с советским оркестром. В СССР он был известен как знаток и ценитель советской музыки, под его управлением в США впервые прозвучали многие произведения Прокофьева, Шостаковича, Мясковского, Хачатуряна, Глиэра, Кабалевского, Хренникова.
Маэстро дал два концерта в КЗЧ: с оркестром филармонии он исполнил Шестую симфонию Чайковского, Пятую симфонию Прокофьева, симфонические фрагменты из «Тристана и Изольды» Вагнера и балет де Фальи «Любовь-волшебница» (солировала Ирина Архипова).
«Я приехал в Россию один, для того чтобы дирижировать русскими оркестрами, исполнять русскую и американскую музыку. Уверен, что, если бы русские и американцы могли чаще встречаться, они бы стали друзьями, ибо между ними много общего», – говорил дирижер в интервью.
В 1940 году в КЗЧ был установлен инструмент фирмы Walcker, прежде находившийся в соборе Свв. Петра и Павла в Петербурге. Однако при демонтаже и транспортировке в Москву он сильно пострадал и звучал неудовлетворительно.
По совету выдающегося органиста Леонида Ройзмана изготовление нового органа было заказано чешской фирме Rieger-Kloss. Построенный по последнему слову техники, инструмент обладал универсальными ресурсами для исполнения музыкальных произведений разных эпох и стилей. Вплоть до 2003 года он оставался самым большим органом Москвы и по-прежнему является одним из крупнейших в России.
Одна из самых ярких примет культурной жизни эпохи оттепели: небывалый интерес публики к молодым поэтам был сравним с ажиотажем, который на Западе вызывали звезды рок-музыки. Самым популярным среди них был Евгений Евтушенко – он неоднократно выступал в КЗЧ, его последний авторский концерт здесь состоялся в 2015 году, за два года до смерти.
В 1970-е в Зале Чайковского начал выступать Андрей Вознесенский. В дни его концертов на площади появлялась конная милиция, сдерживавшая наплыв поклонников. Вознесенский всегда читал свои стихи по два часа; иногда вечер открывала музыкальная «увертюра», которую поэт не раз поручал органисту Гарри Гродбергу. С 2003 года Вознесенский отмечал свой день рождения в КЗЧ; поэт любил Зал Чайковского и посвятил ему одноименное стихотворение.
В 1966 году Зал Чайковского стал одной из основных площадок проведения Конкурса Чайковского. Первыми на эту сцену вышли конкурсанты по специальности «Скрипка». Символично, что в наши дни скрипачи продолжают состязаться в КЗЧ.
Ансамбль, вошедший в историю под названием «Мадригал», был основан композитором Андреем Волконским для исполнения музыки эпохи Возрождения. Его первый концерт открывал слушателям итальянские сочинения XVI века. В составе ансамбля выступали певцы Беатрис Парра да Хиль, Лидия Давыдова, Рузанна, Карина и Рубен Лисициан, Александр Туманов и Виктор Рыбинский. Волконский играл на органе и клавесине. Звучала музыка Фрескобальди, Габриели, Векки, Кавальери, Пери и др.
Молодой французский Оркестр де Пари выступал в Москве под управлением своего руководителя Даниэля Баренбойма. Гастроли отрылись исполнением «Ритуала памяти Бруно Мадерны» Булеза и «Фантастической симфонией» Берлиоза, второй вечер был посвящен Бетховену (Баренбойм солировал в Первом фортепианном концерте), третий – музыке Равеля и Дебюсси.
Мировую премьеру кантаты готовил Геннадий Рождественский, который посоветовал Шнитке пригласить на партию Мефистофеля Аллу Пугачеву. Певица приняла участие в репетиции, оказавшейся первой и последней. Летом того же года Союз композиторов предложил Валерию Полянскому исполнить сочинение на фестивале «Московская осень» при участии Симфонического оркестра и Камерного хора Министерства культуры СССР. Премьера в Зале Чайковского стала самой громкой сенсацией в жизни Шнитке: билетов было не достать, около филармонии дежурила конная милиция, что не мешало попыткам самых отчаянных слушателей попасть в здание через окна.
Французский ансамбль, неоднократно выступавший в КЗЧ в 2010-е и позже, впервые приехал в СССР во времена перестройки. Эта встреча для отечественной публики стала огромным культурным событием. Первое московское выступление коллектив провел скромным составом из восьми человек: шесть певцов, Элизабет Матиффа (виола да гамба) и сам Уильям Кристи, выступивший в качестве клавесиниста и органиста. В концерте звучала музыка Бузиньяка, Мулена, Шарпантье и Ламбера.
Сочинение представили Симфонический оркестр Московской филармонии, Ленинградская государственная академическая капелла, Капелла имени А.А. Юрлова, Хор мальчиков Московского хорового училища имени А.В. Свешникова, за дирижерским пультом стоял Дмитрий Китаенко.
В сезоне 2004/2005 в зале прошли реставрационные работы. Среди прочего появилась возможность снимать партер, чтобы расширить пространство для исполнителей.
Летом 2006 года началась реализация проекта по коррекции акустики КЗЧ, над которым работала группа специалистов и независимых экспертов. В 2007-м в зале появились звукоотражающие элементы, которые можно регулировать в зависимости от жанра концерта. Все последующие годы в КЗЧ ведутся наблюдения за акустикой и предпринимаются различные меры для ее усовершенствования, не затрагивающие исторический облик зала.
Московская филармония стояла у истоков возвращения музыки барокко на большую концертную сцену. Оперу «Орландо» исполнили Камерный оркестр Musica Viva под управлением Кристофера Мулдса, солисты Патрисия Бардон, Ингела Болин, Дебора Йорк, Джеральд Томпсон и другие. Концерт в год 250-летия со дня смерти композитора стал первым событием в ряду программ, посвященных операм Генделя. В них принимали участие выдающиеся европейские музыканты, авторитетные интерпретаторы музыки барокко. Итогом многолетней работы стали фестиваль музыки Генделя (2021) и другие проекты, связанные с исполнением его крупных сочинений, в том числе оперы «Агриппина» (2025).
Форум был задуман как масштабный обзор актуальной картины музыкального искусства ХХ–XXI веков. Арт-директором первого фестиваля выступил композитор и дирижер Олег Пайбердин. Название «Другое пространство» определяло не только идею, но и формат событий: вечерние концерты проходили в недавно открытом Камерном зале, а дневные марафоны – в подвальном помещении («Трюм Мейерхольда»). За три дня первого фестиваля прозвучало более пятидесяти сочинений представителей российского и западного авангарда ХХ века; в программу вошли перформансы, аудиовизуальные инсталляции с участием авторских музыкальных инструментов-объектов и мини-цикл шедевров немого кино.
В 2014 году фестиваль «Другое пространство» возглавил дирижер Владимир Юровский, под руководством которого в рамках фестиваля прозвучали «Группы» Штокхаузена, El Niño Джона Адамса, Вторая симфония Уствольской, «Прометей» Орфа, «Акустические пространства» Гризе и другие значительные сочинения ХХ–XXI веков.
Московская филармония была одной из первых концертных организаций страны, начавших регулярные прямые трансляции: 20 марта 2009 года оперу Мусоргского «Сорочинская ярмарка» в исполнении Госкапеллы России можно было увидеть и услышать онлайн. В 2011 году филармония начала проводить съемку концертов в HD-качестве, а с 2014 года она является ключевым участником проекта Министерства культуры РФ «Всероссийский виртуальный концертный зал». К своему столетию филармония увеличила количество прямых трансляций до трехсот и более в год, а число записей в бесплатном видеокаталоге на сайте превысило три тысячи.
После объявления локдауна в связи с эпидемией коронавируса Московская филармония запустила проект «Домашний сезон» – прямые трансляции концертов без публики из Зала Чайковского. Проект родился из общего желания продолжать концертную жизнь как акт солидарности, любви к музыке и публике. Сохраняя привычный ритуал, в 19:00 артисты выходили на сцену, а слушатели имели возможность дома погрузиться в атмосферу концертного зала. Проект открылся выступлением Дениса Мацуева, все трансляции проходили в разрешении 4К.
Филармония отметила столетие рядом концертов, главный из которых состоялся в Зале Чайковского. В нем приняли участие выдающиеся музыканты, в том числе Денис Мацуев, Даниил Трифонов, Юрий Башмет, Анне-Софи Муттер и многие другие в сопровождении Российского национального молодежного симфонического оркестра. За дирижерским пультом стоял Валерий Гергиев. Гала-концерт увидели миллионы зрителей во всем мире благодаря прямой трансляции на сайте, на официальных страницах филармонии в соцсетях и на онлайн-платформе классической музыки Medici.tv.