Конкурс Чайковского: как все начиналось Конкурс Чайковского

Конкурс Чайковского: как все начиналось

Международный конкурс имени П. И. Чайковского отмечает 65-летие

18 марта 1958 года в СССР стартовал новый конкурс – музыкальное состязание, призванное создать культурные мосты и сломать стереотипы о России, ее людях, образе жизни.

В феврале 1958 года журнал «Музыкальная жизнь» (напомним, основанный в декабре 1957 года и являющийся, по сути, ровесником Первого конкурса имени П. И. Чайковского) анонсировал подробности грядущего события. «Кроме советских исполнителей в конкурсе примут участие 62 зарубежных музыканта из 22 стран мира: 41 пианист и 21 скрипач в возрасте от 18 до 30 лет… Конкурсные испытания будут состоять из трёх публичных прослушиваний (двух отборочных и одного финального). К финальным выступлениям будут допущены 8 пианистов и 8 скрипачей, получивших наивысшие оценки жюри. Музыканты, завоевавшие первую премию, будут награждены золотой медалью и денежной  суммой в 25 тысяч рублей…» Также в репортаже анонсировались различные мероприятия, которые будут сопутствовать конкурсу – от выпуска памятных значков до концертов Московской филармонии и выставки в фойе Большого зала Московской консерватории, которую развернет Центральный музей музыкальной культуры.

Навстречу конкурсу в «Музыкальной жизни» № 5, 1958 дал интервью Лев Власенко: «Я включаюсь в конкурс со второго тура, так как согласно установившейся традиции исполнители, получившие первые премии на предыдущих конкурсах, освобождаются от участия в первом туре (я был удостоен первой премии на Международном конкурсе имени Ф. Листа в Будапеште в 1956 году). Этим правом воспользуются и некоторые другие пианисты, например Алексей Скавронский (СССР), Жером Левенталь и Даниэль Поллак (США). Слов нет, программа Международного конкурса Листа, в котором мне довелось участвовать, была нелегка. Она требовала основательной технической подготовленности, темпераментного исполнения. Но стилистическое единство ее в известной мере облегчало задачи пианистов. Программа же предстоящего конкурса чрезвычайно разнообразна. Помимо музыки Чайковского в нее входят произведения старых мастеров, композиторов романтической школы, русских классиков, современных авторов. Для того, чтобы справиться с такой программой, необходимы большая эрудиция, широкий кругозор, фундаментальное знание музыкальной литературы…»

 

А уже следующий мартовский номер (журнал тогда выходил дважды в месяц) открывался редакционной статьей, где в духе советских идеологических установок говорилось: «”Музыкальная весна мира”, “праздник музыки”, “крупнейшее международное соревнование музыкантов” – так называет советская и зарубежная пресса Международный конкурс пианистов и скрипачей имени Петра Ильича Чайковского, открывшийся 18 марта в Большом зале Московской консерватории». Однако так оно и было: конкурс привлек невероятное внимание во многих странах и резонанс его был действительно огромен.

Подводя итоги конкурса в апрельском номере 1958 года (напомним, что конкурс завершился 14 апреля 1958 года), журнал инициировал опрос, предложив  анкету из пяти вопросов зарубежным членам жюри: композиторам Панчо Владигерову (Болгария), сэру Артуру Блиссу (Великобритания), Камарго Гуарниери (Бразилия), президенту Музыкального общества имени М. Лонг и Ж. Тибо, Арману маркизу де Гонто-Бирону (Франция), пианисту Франтишеку Максиану (Чехословакия),  дирижёру Фернану Кине (Бельгия). У них редакция спросила: «Каковы ваши впечатления о конкурсе имени П. И. Чайковского, его организации и участниках», «Что нового внес конкурс в развитие культурных связей между СССР и вашей страной», «Какие советские музыканты – композиторы и исполнители – пользуются наибольшей известностью в вашей стране», «Каковы ваши личные творческие планы на ближайшее будущее», «Каковы ваши впечатления о Москве и ее музыкальной жизни».

Перелистывая архивную подшивку, узнаешь немало любопытного о начале нашего главного национального состязания. Что-то  уже стало крепкой традицией, какие-то аспекты отмерли, перестав быть актуальными. Однако погружение в события 65-летней давности все равно заставляет вновь пережить невероятный энтузиазм и необыкновенный творческий подъем, которые испытывали непосредственные участники того исторического момента.

Впереди – XVII Международный конкурс имени П. И. Чайковского. Он пройдет в Москве и Санкт-Петербурге с 19 июня по 1 июля 2023 года в номинациях «фортепиано», «скрипка», «виолончель», «сольное пение», «деревянные духовые инструменты» и «медные духовые инструменты». У каждой номинации будет собственный председатель жюри. Подача документов и видеозаявок осуществляется онлайн через официальный сайт Конкурса. Заявки принимаются до 1 апреля 2023 года. Вступительные взносы на участие в Конкурсе отменены.

К участию в Первом туре будет допущено не более 25 пианистов, 25 скрипачей, 25 виолончелистов, 60 вокалистов (30 мужчин и 30 женщин) и 96 духовиков (48 – деревянные духовые инструменты и 48 – медные духовые инструменты). Все выступления XVII Международного конкурса им. П. И. Чайковского можно будет смотреть как в режиме онлайн, так и в записи на официальном сайте Конкурса и в официальной группе Конкурса в социальной сети ВКонтакте.

Денис Мацуев: Конкурс Чайковского – это забег на длинную дистанцию

Сергей Давыдченко: <br>Конкурс – это огромное напряжение сил Конкурс Чайковского

Сергей Давыдченко:
Конкурс – это огромное напряжение сил

Зинаида Царенко: Выносливость – важное качество оперного артиста Конкурс Чайковского

Зинаида Царенко: Выносливость – важное качество оперного артиста

Денис Мацуев: Конкурс Чайковского – бренд, который работает всегда Конкурс Чайковского

Денис Мацуев: Конкурс Чайковского – бренд, который работает всегда

Вокальная перезагрузка Конкурс Чайковского

Вокальная перезагрузка

В номинации «Сольное пение» Конкурса имени Чайковского подвели итоги