Зинаида Царенко: Выносливость – важное качество оперного артиста Конкурс Чайковского

Зинаида Царенко: Выносливость – важное качество оперного артиста

Сенсацией завершился XVII Международный конкурс имени П. И. Чайковского. Приглашенная солистка Мариинского театра меццо-сопрано Зинаида Царенко была удостоена не только первой премии в номинации «Сольное пение», но и Гран-при конкурса.

Зинаида Царенко – выпускница вокального отделения Новосибирского музыкального колледжа имени А. Ф. Мурова и вокального отделения Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. В 2011 году певица окончила химико-биологический класс СУНЦ Новосибирского национального исследовательского государственного университета, а спустя десять лет стала стипендиатом программы Аткинс в Мариинском театре. На его сцене дебютировала в 2016 году, выступив в концерте учеников Ольги Кондиной и Владимира Ванеева, а затем в спектакле «Евгений Онегин», безукоризненно исполнив партию Ольги в камерной версии оперы Чайковского.

В числе наград молодой певицы – первая премия Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой (2021). Символично и то, что за день до объявления Валерием Гергиевым Гран-при XVII Международного конкурса имени Чайковского председатель жюри у вокалистов Хибла Герзмава вручила Зинаиде свой Гран-при, полученный ею от Елены Образцовой на X конкурсе Чайковского в 1994 году и пожелала молодой вокалистке успехов в профессии.

Гран-при Конкурса Чайковского получила Зинаида Царенко

Перед началом гала-концерта лауреатов XVII конкурса Чайковского на сцене Московского концертного зала «Зарядье» корреспондент «Музыкальной жизни» Виктор Александров (ВА) поговорил с Зинаидой Царенко (ЗЦ) о секретах вокальной профессии, рецепте победы на конкурсе, выборе профессии, любимых оперных партиях и многом другом.

ВА Зинаида, как так получилось, что музыка победила естественные науки?

ЗЦ Скорее всего, наверное, веление сердца мне так подсказало. Я до последнего сомневалась, но решила все-таки остаться в музыке. При этом я продолжаю смотреть научно-популярные передачи, интересуюсь открытиями в области биологии, не теряю любопытства к практическим и познавательным исследованиям. Эта страсть не угасает во мне до сих пор.

ВА Вообще, редко случается, когда биологию может нарушить гармония музыки. Наверняка был какой-то его величество случай, который круто изменил вашу судьбу и заставил посвятить себя вокальному искусству?

ЗЦ Музыка и пение меня окружали с детства. Дедушка играл на баяне, а бабушка пела народные песни. Она и сегодня поет прекрасно. Я сама с юных лет подпевала бабушке, а потом меня заметили преподаватели из музыкальной школы. До этого я посещала любительский кружок в Районном центре народного творчества, пела там детские песни. А с пятого класса общеобразовательной школы поступила на вокальное отделение в музыкальную школу, проучилась там четыре года, параллельно занимаясь естественными науками, в частности биологией. Она мне помогла уехать из моего поселка Терней в Приморском крае и обрести вокального педагога в Новосибирске, а впоследствии уже моего родного наставника, народную артистку России, профессора Санкт-Петербургской консерватории Ольгу Дмитриевну Кондину.

Музыка и пение меня окружали с детства: дедушка играл на баяне, а бабушка пела народные песни.

ВА Насколько важна роль педагога в подготовке к музыкальному состязанию?

ЗЦ Это все сугубо индивидуально. Есть певцы, которые сами прекрасно понимают и знают, как петь. Но, когда с тобой рядом профессиональное ухо, которое слышит и направляет тебя на правильный путь, ты меньше делаешь затрат на то, чтобы прийти к определенному художественному результату. В любом случае должен быть какой-то наставник – либо вокальный педагог, либо концертмейстер. С Ольгой Кондиной, моим педагогом, мы и по сей день вместе занимаемся. Я очень ее люблю и благодарна, что она учит и направляет меня уже больше восьми лет, с 2015 года, когда я поступила к ней в класс. А за год до этого я увидела ее в Новосибирске на Всероссийском музыкальном конкурсе в качестве члена жюри. Я участвовала тогда в региональном этапе этого состязания, которое проводится раз в четыре года в целях выявления и поддержки молодых талантливых музыкантов. Ольга Дмитриевна давала мастер-класс студентам. Мне было так интересно и увлекательно слушать рассказы об опере и практические вокальные примеры в ее исполнении, просто действительно уникальный случай проникнуться ее методикой. Мой педагог из колледжа Айгуль Калиулловна Бралинова затем подошла к Ольге Дмитриевне и попросила ее прослушать меня. Вот так и завязались наши дальнейшие творческие взаимоотношения.

ВА Что для вас значило участие в Конкурсе Чайковского? Что вы почерпнули для себя в нем?

ЗЦ Этот конкурс по праву считается вершиной музыкального Олимпа для многих музыкантов. Я его восприняла как Олимпиаду для спортсменов. Конечно, Конкурс Чайковского помог мне осознать свою роль в искусстве, правильно и рационально оценить свои силы и возможности, обширнее охватить палитру направлений.

ВА Воспринимаете ли вы конкурс как концертно-театральное событие?

ЗЦ  Безусловно, выходя на сцену, ты неизменно проживаешь характеры своих персонажей. Люди понимают, какую музыку они слушают. Ведь они пришли сюда наслаждаться искусством. И чтобы это исполнение им не казалось скучным, необходимо соответствовать образу и быть красиво и душевно воспринятым публикой.

ВА В чем для вас как певицы заключен секрет успеха в оперной профессии?

ЗЦ Наверное, определенного мгновения в каком-то вокальном идеале. Понятно, что он недостижим, как и Господь. Мы можем только к нему стремиться. Необходима постоянная работа над собой, критика, но только в меру, чтобы себя не закопать и не превознести. Нужно четко осознавать и понимать свои сильные и слабые стороны, стараться их постепенно уравновешивать, нивелировать свою работу над голосом. Ну и, конечно, в большей степени, я думаю, это удача.

ВА Анализируете ли вы каждое свое выступление – концерт или оперный спектакль?

ЗЦ Конечно. Я стараюсь после спектаклей переслушивать записи, смотреть видео и делать выводы – что, где и как не получилось, чтобы в следующий раз спеть лучше и качественнее. Самокритика ни в коем случае не должна превращаться в самоедство. Даже если, находясь на сцене, ты понимаешь, что сейчас спела не ту ноту или, например, забыла текст, что-то пошло не так, – все это уже в прошлом. Сразу забудь и двигайся дальше. Произведение продолжается, ты в нем участвуешь, невзирая ни на что! Потом уже будешь делать выводы и осознавать свои ошибки.

ВА Зинаида, как быстро вы готовите партии и осваиваете новый репертуар?

ЗЦ Если это какая-то небольшая партия, то за две недели ее можно спокойно выучить. А крупную партию необходимо готовить месяцами, ее надо впевать, делать удобной для себя – вживаться в психику и метафизику героини, чтобы она была полностью в твоей власти.

ВА Как вы относитесь к каждой из своих оперных героинь на сцене – симпатизируете или осуждаете?

ЗЦ Тут все исходит из образа каждой из героинь. Они мне все интересны, по-своему прекрасны и знаменательны. Каждая из них олицетворяет какие-то моменты жизни, возникают какие-то определенные ассоциации во время исполнения, ну а как же без этого?

ВА Наверняка среди них такие русские роли, как Ольга в «Евгении Онегине», Любаша в «Царской невесте»?

ЗЦ Да, конечно, они тоже. Я уже однажды исполняла Любашу. Один раз пела в камерной версии (в Зале Рахманинова в Мариинском театре), потом уже в Мариинском на большой сцене. Любашу мне не довелось спеть повторно, но очень хочется. Это правда одна из моих любимых ролей, в которой мне есть что сказать и выразить.

ВА А есть партии, которые уже у вас в работе и предстоят в будущем?

ЗЦ Марфа в «Хованщине» Мусоргского. Очень жду и мечтаю исполнить ее в историческом спектакле Мариинского театра. Среди других моих желаний – Эболи в «Доне Карлосе» Верди, Принцесса де Буйон в «Адриане Лекуврёр» Чилеа и Далила в «Самсоне и Далиле» Сен-Санса. Надеюсь, в скором времени получится каждую из них доделать, отшлифовать и вынести на суд публики.

ВА Камерная музыка – это отдельная веха в биографии каждого артиста, в том числе и молодых певцов. Вы планируете в будущем расширять свой камерный репертуар?

ЗЦ Да, конечно. Я очень люблю исполнять романсы и вокальные циклы. Недавно спела ранний вокальный опус Стравинского на стихи Пушкина «Фавн и пастушка». Этот концерт был в день рождения Игоря Стравинского. На разных сценах Мариинского театра исполнялись его произведения. В концертном зале была представлена камерно-вокальная программа, в которой я очень рада была принять участие. Еще я очень хотела бы исполнить цикл песен на стихи Матильды Везендонк Рихарда Вагнера. Я его когда-то пела в Санкт-Петербургской консерватории, иллюстрировала игру пианистов-концертмейстеров. Теперь хотелось бы попробовать исполнить его на сцене, может быть, даже с оркестром.

ВА А «Летние ночи» Гектора Берлиоза или другие его сочинения?

ЗЦ Мне очень нравится его музыка. Она по-своему прекрасна и выразительна. В будущем хотела бы спеть Дидону в «Троянцах». Но до этой партии мне еще нужно дорасти, набраться сил и опыта.  Наверное, спела бы Маргариту в «Осуждении Фауста». Ее партия очень тонкая и чувственная, это моя героиня (смеется).

ВА Кипучая творческая жизнь Мариинки напоминает непрерывный музыкальный улей, которому свойственен исключительный и непростой график. Вы выносливая по натуре?

ЗЦ Конечно, сначала это было как-то сложно и непривычно. В Мариинском театре я нахожусь не полный сезон, скоро год, как я здесь. Уже привыкла к такому стремительному темпоритму работы. Ты постоянно находишься в тонусе, поэтому нужно действовать и реагировать мгновенно на все процессы деятельности в театре. Выносливость – это немаловажное качество оперного артиста. Я считаю, что она вырабатывается со временем, ее можно натренировать, причем в исполнении различных партий – и чем чаще, тем лучше. Но, конечно, это требуется делать не в ущерб себе, понимать и оценивать свои возможности и правильно распределять нагрузку, когда ты можешь что-то сделать, а иногда лучше своевременно от чего-то отказаться. Но сильно себя беречь – тоже не очень правильная история.

Зинаида Царенко и Валерий Гергиев

ВА Зинаида, вы уже упомянули о своем первом годе работы в Мариинке. А что вам лично дал опыт сотрудничества с маэстро Валерием Гергиевым?

ЗЦ Я безмерно благодарна Валерию Абисаловичу за то, что он поверил в меня. Я имею честь петь в этом великом театре, выходить на сцену в спектаклях под его управлением. Это дает невероятный и колоссальный опыт в жизни каждому артисту. Валерий Гергиев – великий музыкант. Я благодарю Бога за то, что имею право быть рядом с этим человеком в творчестве, жить и творить с ним в одно время.

Сергей Давыдченко: <br>Конкурс – это огромное напряжение сил Конкурс Чайковского

Сергей Давыдченко:
Конкурс – это огромное напряжение сил

Денис Мацуев: Конкурс Чайковского – бренд, который работает всегда Конкурс Чайковского

Денис Мацуев: Конкурс Чайковского – бренд, который работает всегда

Вокальная перезагрузка Конкурс Чайковского

Вокальная перезагрузка

В номинации «Сольное пение» Конкурса имени Чайковского подвели итоги

Воздушные метаморфозы Конкурс Чайковского

Воздушные метаморфозы

В Петербурге подвели итоги XVII Международного конкурса имени П. И. Чайковского в номинации «Деревянные духовые инструменты»