Филипп Чижевский: Буду работать над новым звучанием Госоркестра Персона

Филипп Чижевский: Буду работать над новым звучанием Госоркестра

Начав первый полноценный сезон с ГАСО России имени Е.Ф. Светланова, художественный руководитель оркестра Филипп Чижевский (ФЧ) дал интервью Антону Дубину (АД), где рассказал о принципах дальнейшей работы с крупным, исторически значимым коллективом, о важных событиях сезона, а также о своих интересах в литературе и кино.


Хочу давать меньше концертов

АД Филипп, изменилось ли ваше самоощущение с тем, что вы возглавили Госоркестр имени Светланова? Да, это не первый ваш опыт руководства: семнадцать лет вы управляете ансамблем Questa Musica, основанным вами вместе с Марией Грилихес. Но и параллельно участвовали с очень разными коллективами во множестве сторонних проектов. И, кажется, собой «кочующим», самим этим типом существования в профессии были довольны. Что теперь, с появлением в вашей жизни новой руководящей должности в коллективе иного масштаба? Чувство стабильности, наконец, или потери свободы творческих маневров?

ФЧ Я никогда не соотносил свои внутренние изменения и самоощущения с появлением того или другого коллектива в моей жизни. Да, есть определенные рубежи, моменты пересборки, когда заканчивается один жизненный этап, начинается следующий, и мое назначение на должность худрука ГАСО, безусловно, очередной рубеж, я это чувствую. Прошлый сезон мы с оркестром жили в запланированных ранее графиках и сыграли совместно только один концерт в мае (в проекте Московской филармонии и Фонда Николая Каретникова Musica sacra nova). И вот сейчас – новый сезон, уже с регулярными совместными концертами, чему я очень рад!

Для меня важно, чтобы каждый музыкант чувствовал свою самость, ощущал себя солистом, сыгравшим сейчас концерт.

А насчет «кочующего» и свободы… Работа художественного руководителя ГАСО не отрицает моих появлений на сцене с другими коллективами. Например, в ноябре в Петербургской филармонии впервые буду дирижировать оркестром musicAeterna, провожу концерты с ГАКОР (худруком которого также являюсь), сотрудничаю с РНМСО… Так что, свобода не утеряна.

Вместе с тем (возможно, кто-то сейчас удивится), я стремлюсь к тому, чтобы давать меньше концертов. Мне бы хотелось придерживаться пути вынашивания каждой программы, досконального в нее погружения.

Я не начальник Госоркестра

АД Мне кажется, ваша дирижерская модель «делания музыки в моменте» – очень западная и нуждается в безупречном уровне всех тех коллективов, с которыми вы творите интерпретации. Российские условия, как я себе их представляю, – иные: с коллективами нужно долго работать, с каждым в отдельности.

ФЧ Да, вы правы, нужно долго работать, чтобы коллектив зазвучал так, как тебе хочется. Касаемо моей рабочей модели, я не изменяю себе, со всеми коллективами репетирую много, тщательно и с большим вниманием к деталям. Я одинаково неравнодушен к каждой программе, которую мне предстоит подготовить. Для меня важно, чтобы каждый музыкант чувствовал свою самость, ощущал себя солистом, сыгравшим сейчас концерт. Я им это транслирую в том числе и через «делание музыки в моменте», потому что именно в момент концерта мы творим. Мы вместе исполняем музыку. Я не начальник Госоркестра. Никогда не буду тем, кто их шпыняет. Это моя принципиальная позиция. Возможно, в массовом представлении она никак не коррелирует с фигурой худрука, лидера коллектива. Мне интересно раствориться в музыке. Для меня это единственный смысл моего присутствия на сцене рядом с другими людьми. Моя задача – помочь оркестру жестом, взглядом, энергетикой, что и являет собой, по моему убеждению, истинное дирижерское искусство. Не «раз, два, три, четыре» ведь, согласитесь.

АД Важна ли вам регулярность встреч с Госоркестром?

ФЧ Безусловно. Регулярность встреч очень важна, тем более в наших совместных планах исполнение большой серьезной музыки: симфоний Малера, Брукнера, Шостаковича, Прокофьева…

АД Какие качества оркестрантов для вас первостепенны?

ФЧ Безупречно, руками, головой и мышцами зная свои партии, они обязаны быть в курсе и того, что происходит в других голосах оркестра.

АД Ориентируетесь ли вы на чужие трактовки?

ФЧ В процессе разбора и погружения в партитуру я стараюсь отбросить весь свой бэкграунд, связанный с наслушанностью данным опусом, и остаться наедине с произведением. Для меня не имеет значения, как, кем и когда оно было исполнено, даже если было замечательно. Надо играть в сегодняшнем моменте, не боясь интерпретировать по-новому. Мне бы хотелось, чтобы Госоркестр приобрел со мной молниеносную пластичность и ментальную раскрепощенность.

АД Вот вы говорили, что не будете шпынять музыкантов и навязывать им свое лидерство, но вместе с тем…

ФЧ Навязывать – бесполезно.

АД Но настойчиво предлагать им собственное представление о звуке, как я понимаю, вы хотели бы? Чтобы оркестр узнавался своим новым звучанием.

ФЧ Да, потому что в моем понимании слово «традиции» – не «пепел», а «пламя». Считаю для себя необходимым работать над новым звуком ГАСО. Это тонкий и сложный процесс, на бумажке ведь не напишешь, что нужно для того, чтобы выработался этот новый звук. Иногда важно сконцентрироваться на технологии, а в отдельных случаях уместно сказать о том, что звучит в музыке. К примеру, мы репетировали брукнеровскую Девятую симфонию. В финальном адажио участвуют четыре вагнеровских тубочки, и у них возникает лейтмотив: нисходящее движение, символизирующее, по моим ощущениям, прощание Брукнера с жизнью. Он болел и знал, что умрет, что Девятая станет его последней симфонией. Мне было важно донести до оркестра содержание этого лейтмотива.

АД А как вы относитесь к камерным версиям симфоний? В сентябре в «ГЭС-2» звучал Филановский, переделавший Девятую Брукнера.

ФЧ Я не слышал эту работу Бориса, но мне приходилось исполнять другие его сочинения, и это всегда были очень глубокие и профессионально написанные партитуры. Если говорить о симфониях, мне интереснее играть в оригинале.

АД Как вы планируете распределять время между ансамблем и двумя оркестрами?

ФЧ У меня в голове нет какого-то четкого плана, выстраиванием моих концертных графиков занимается Маша. Я не структурный человек.

АД И не стратег?

ФЧ Скорее меня можно назвать фаталистом. Я никогда не прошибал лбом стен, не заводил полезных знакомств, никогда никого ни о чем не просил. Жизнь течет, как течет… Я люблю каждый свой коллектив, время распределяется в зависимости от сложности программ, а они в этом сезоне все разные – и каждая в своем роде уникальная.

Проживаю серьезную музыку, как тяжелую роль

АД В новом абонементе ГАСО – высокая классика XX века. Дань уважения прошлому оркестра и, может быть, лично Евгению Светланову?

ФЧ Евгению Светланову – безусловно. Я выступал с ним еще в девяностых в Большом зале консерватории. Пел дискантом в хоре мальчиков. Светланов был в белом пиджаке, с бордовой бабочкой. На правой руке у него была перчатка. Колоссальное впечатление! Высокая классика, говорите? Выбирая программу, я руководствовался в первую очередь своими музыкальными предпочтениями, думал о том, что было бы интересно и полезно для оркестра. Таким образом, в сезоне появились Шостакович, Прокофьев, Берг, Барток…

Мне интереснее синтез, сочетание контрастных вещей. Условно: Монтеверди – Штокхаузен – Чайковский.

АД Вас по-прежнему интересует редкая музыка. Регулярно ли мы слышим Вторую Прокофьева и Четвертую Шостаковича?..

ФЧ Я обожаю Вторую! Из семи прокофьевских считаю ее самой интересной. Вот эта тема с вариациями во второй части… Первая часть – урбанистическая, конструктивистская, с советским оскалом. Вторая завершается предельно размыто, причудливо. Для себя я выделил там один аккорд, ассоциирующийся у меня со страшным аккордом из Пятнадцатой симфонии Шостаковича. Такое «битое стекло». Что же касается Четвертой симфонии, она всегда привлекала меня множеством образов. Панорама всего, что было в тот момент у Шостаковича на душе.

АД И в окружавшем его музыкальном мире.

ФЧ Безусловно. Можно назвать ее антологией XX века. Она стоит в ряду самых значительных творений прошлого столетия, наряду с «Симфонией» Берио.

АД С такими творениями дирижеру и оркестру нужно долго жить.

ФЧ Проживать их как тяжелую роль. Не то чтобы я это впрямую связываю с актерской игрой, но некоторые параллели есть.

АД Когда вы заранее знаете, что вам предстоит трудноисполнимая «роль», сколько в идеале длится ваш репетиционный период?

ФЧ Моя подготовка ведется двадцать четыре на семь. Просыпаюсь и засыпаю с мыслями о том, что у меня будет, например, Четвертая симфония. Работаю с партитурой. Репетиционный процесс – это уже финишная прямая.

АД Конкретно с Госоркестром сколько бы вы хотели репетировать эту симфонию?

ФЧ Досконально по часам пока это не прописано. Всегда собираю симфонию по частям. Такова моя «кухня», планировка которой пригодна для любой «квартиры», в которой я живу. Никогда не начинаю работу над большим сочинением с проигрывания тутти. В ушах оркестрантов будет запечатленное месиво. Сложно потом отойти от этого шлака…

АД Обнулить восприятие?

ФЧ Да, поэтому предпочитаю начальные репетиции проводить по группам. Именно от групповых репетиций, по моему мнению, наиболее зависит качество восприятия оркестрантами исполняемой музыки. Когда уши музыканта настроены на звучание своей группы инструментов, в дальнейшем он правильнее слышит себя в контексте общего. Это как увеличительное стекло, работа под микроскопом. Но в деталях можно погрязнуть. Нужен баланс.

АД А как вы индивидуально работаете с партитурой? За инструментом? Глазами? Руками?

ФЧ Все как у многих моих предшественников и коллег: стол, партитура. Использую красно-синий карандаш, как это делал, скажем, Рождественский. У меня есть собственная система значков, но зачастую я просто обвожу группы инструментов и нюансы. Активизирую дополнительный орган памяти – тактильный. Люблю работать с бумагой, не использую электронные носители (ну, если только присылают партитуру ознакомиться).

Уствольская изгоняет бесов

АД Вы неоднократно исполняли музыку Галины Уствольской. Кто для вас этот композитор? Ученица Шостаковича? Самодостаточный гений? Или вам слышатся какие-то нешостаковические влияния?

ФЧ Уствольская давно меня интересовала. Сначала как композиторская фигура, применявшая странные составы (например, флейта-пикколо, туба, рояль). Затем и человечески, философски. Заинтересовал ее бескомпромиссный, предельно аскетичный путь. Отстояние от всех, включая Шостаковича, хотя в раннем Фортепианном концерте, к примеру, который мы играли с Михаилом Турпановым на фестивале «Современная музыка» в Нижнем Новгороде, шостаковическое влияние очевидно («напоминания» о Пятой симфонии опознаются и в начале концерта, и ближе к концу).

АД Из сегодняшнего дня, когда уже нет в живых Рейнберта де Леу, эталонного исполнителя музыки Уствольской, когда Алексей Любимов, переоткрывший эту музыку в России девяностых, уже по ряду причин за нее не берется, когда Иван Соколов играет Уствольскую (записав ранее все ее фортепианные сочинения) скорее по поводам и дружеским просьбам, вы лично можете сказать о том, что формируете новую традицию исполнения музыки этого радикального композитора?

ФЧ Что бы я хотел сказать всем, кто рискнет исполнительски соприкасаться с творчеством Уствольской: ребята, вы никогда не окажетесь полностью ей соответствующими, даже не пытайтесь. Будьте функциональны – точно следуйте авторскому тексту. Вступайте с этой музыкой в честные отношения, не стремитесь ее интерпретировать.

АД Можете одной фразой сформулировать свое понимание творчества Уствольской?

ФЧ Уствольская изгоняет бесов.

АД Буду иметь в виду.

Госоркестру необходим узнаваемый звук

АД А почему вы решили исполнять «Военный реквием» Бриттена с РНМСО, а не с ГАСО?

ФЧ Как я сказал ранее, художественное руководство ГАСО не лишает меня возможности сотрудничества с другими коллективами, и РНМСО – один из них. С большим теплом отношусь к этому оркестру, для одного из совместных концертов этого сезона выбрал Бриттена.

АД Повлияло ли на ваше решение сыграть «Реквием» в следующем году пятидесятилетие со дня смерти композитора?

ФЧ Нет, с «юбилеем» концерт никак не связан. Исполнить этот опус я хотел давно. Не могу сказать, что у меня трепетное отношение к творчеству Бриттена, но это произведение мне близко. Кстати, в исполнении будет принимать участие также мой камерный оркестр ГАКОР, так как партитура «Военного реквиема» предполагает наличие двух оркестров: симфонического и камерного.

АД А какие бытовые проблемы Госоркестра вам уже удалось решить?

ФЧ Моя основная задача как художественного руководителя – способствовать тому, чтобы оркестр играл больше интересной музыки, чтобы каждое появление ГАСО на сцене было событием!

АД Необходимо ли сегодняшнему российскому дирижеру знание иностранных языков?

ФЧ Безусловно.

АД Какими вы владеете и насколько свободно?

ФЧ Английским. Не скажу, что в совершенстве.

АД Это основной язык, который вы рекомендуете сейчас знать?

ФЧ Зависит от задач дирижера. На уровне терминологии нужны и немецкий, итальянский, французский. Английский – необходимая база для коммуникации.

АД Как вы перезагружаетесь, что включает в себя ваш отдых?

ФЧ Мне нравится путешествовать с нагрузкой, когда ты находишься в процессе преодоления какого-то маршрута.

АД Связана ли ваша любовь к экстриму, о которой свидетельствуют и снимки в соцсетях, с музыкальным проживанием того или иного сочинения?

ФЧ Конечно. Допустим, брукнеровские кульминации – они очень долгие, и ты думаешь в какой-то момент, что это никогда не закончится. А потом это все-таки завершается. Длительные путешествия на большие расстояния помогают ощущать относительность времени.

Сценического дресс-кода для меня нет

АД Находите ли вы время для вдумчивого чтения, просмотра кино?

ФЧ Раньше смотрел много классики: Антониони, Бергмана, некоторых других. Сегодня люблю и экстравагантных режиссеров – например, Фатиха Акина или Кантена Дюпьё – его «Оленью кожу» (символизм и сюрреализм в одном флаконе), «Второй акт» (стеб над киноиндустрией). «Банши Инишерина» Мартина Макдоны, «Треугольник печали» Рубена Эстлунда. Летом перечитал «Преступление и наказание». Близок мне и Юкио Мисима. Сложную литературу люблю читать во время спокойного морского отдыха, это дает ощущение контраста.

АД Вы упомянули Мисиму – человека, крайне придирчиво относившегося к своему внешнему виду. Не могу не спросить вас: каково ваше личное представление о дресс-коде в консервативной стране?

ФЧ В консервативной? Вы о какой стране?

АД О той, в которой мы сейчас беседуем.

ФЧ Отношусь к одежде как к искусству. Люблю моду, стильные вещи. Но в целом подхожу к выбору одежды настроенчески. Порой хочется надеть спортивный костюм, а иногда тянет вырядиться как-нибудь экстравагантно.

АД Но, одеваясь экстравагантно, вы все равно строго соответствуете той программе, которую исполняете.

ФЧ Если мы говорим о сцене и только о сценическом дресс-коде, то его для меня не существует. Есть общепринятые каноны, как должен выглядеть дирижер, но я смотрю на это шире, при выборе сценического образа руководствуюсь исполняемой программой, настроением и удобством.

АД А что за история с подиумом, видео которой разлетелось по соцсетям? Это ваше хобби?

ФЧ Друзья предложили поучаствовать в показе их модного бренда Viva Vox, весна-лето 2026, и я с радостью согласился. Ответил: если совпадем по времени, то я с удовольствием! Совпали. У меня закончилась репетиция с ГАСО, и я поехал на показ.

АД А вообще вы следите за работами российских дизайнеров?

ФЧ Не могу сказать, что слежу, но иногда попадаются вполне удачные придумки и реализации. Вот, дочка моя, Катя, пошла учиться на fashion-дизайнера, она в нашей семье главный модный эксперт.

АД Есть ли у вас масштабные музыкальные задачи, которые вы непременно хотели бы для себя самого решить, что до вас никто не делал?

ФЧ Наверное, все так или иначе уже происходило ранее. Мне нравится сосуществование камерной и симфонической музыки в одном концерте. И чтобы камерная музыка не была придатком. Нравятся и необычные оркестровки. К примеру, следующим летом состоится российская премьера «Лунного Пьеро» Шёнберга в оркестровке Фараджа Караева для тройного состава оркестра. Произойдет это на фестивале ГАСО в Московской филармонии под моим художественным руководством. Планируются три концерта, один из них проведет Александр Сладковский.

Филипп Чижевский: Слово «додекафония» обесценивает фигуру Шёнберга

Музыкальный синтез и абсолютная гармония

АД Собираетесь ли вы еще больше насыщать новой музыкой жизнь Госоркестра?

ФЧ Не обязательно пишущейся сейчас. И в XX веке создавались экспериментальные полотна для большого состава. Но если говорить о дне сегодняшнем, то, например, в марте в абонементе «Другое пространство» мы исполним «Три картины» Франческо Филидеи.

АД А вы чувствуете от музыкантов ГАСО какое-то сопротивление новому материалу?

ФЧ Нет. Думаю, Владимир Юровский в значительной степени настроил оркестр на восприятие нового. Но играть сегодня с Госоркестром концерт целиком из новой музыки… Мне интереснее синтез, сочетание контрастных вещей. Условно: Монтеверди – Штокхаузен – Чайковский.

АД Есть ли для вас как универсального дирижера музыка, за которую вы бы точно никогда не взялись?

ФЧ У каждого композитора есть сочинения, которые мне близки. Какое-то время назад Шнитке был для меня морально устаревшим. А сейчас я понимаю, что у него масса опусов, резонирующих с моим представлением о лучшем в академической музыке. В частности, Второй виолончельный концерт. Когда-то я думал, что не люблю Шопена, а затем выяснилось, что я обожаю его фортепианные концерты. В целом это как с друзьями: бывают периоды, когда ты отстраняешься, затем опять сближаешься. Нормальный жизненный процесс.

АД Спрошу вас сегодня как человека настроения: зачем вам одновременно и Questa Musica, и ГАКОР? В чем принципиальная разница между этими коллективами?

ФЧ Когда я согласился возглавить Госкамерный оркестр, было понимание и приятие того, что с «Квестой» станем выступать гораздо меньше. Возможно, с этим ансамблем будет связано что-то иное в программном плане. По сути, вы правы: ГАКОР и инструментальный ансамбль Questa Musica имеют идентичный состав и художественную направленность. Привношу сейчас в Госкамерный то, чем занимался в «Квесте», – барочные названия, классицистские, поиски в сфере исторически информированного исполнительства. Но «Квеста» продолжает свою жизнь, в данный момент больше ориентируясь на хоровой репертуар.

АД Возвращаясь к самоощущению: что для вас абсолютная гармония?

ФЧ Единение с природой, пространством без человека, существующим миллионы лет без скорбей и бед. Это и есть Рай на Земле.

Филипп Чижевский: Темные сферы музыки Циммермана мне созвучны

Сергей Кондрашев: Герман Галынин мог стать классиком наряду с Прокофьевым и Шостаковичем   Персона

Сергей Кондрашев: Герман Галынин мог стать классиком наряду с Прокофьевым и Шостаковичем  

Варвара Чуракова: Живу с раздвоением личности «композитор/попадья» Персона

Варвара Чуракова: Живу с раздвоением личности «композитор/попадья»

Анна Касаткина: На входе спросили, куда я, девочка, иду – пришлось объяснять, что я директор Персона

Анна Касаткина: На входе спросили, куда я, девочка, иду – пришлось объяснять, что я директор

Екатерина Дулова: Для меня загадка, почему «Орлеанская дева» редко ставится в мире Персона

Екатерина Дулова: Для меня загадка, почему «Орлеанская дева» редко ставится в мире