События
Отправиться на концерт и почувствовать себя в тайном сообществе избранных – еще недавно такое было под силу разве что проектам Теодора Курентзиса. Свежеиспеченный фестиваль музыки и науки «Резонанс», кажется, претендует на собственный кейс в этой нише.
Необычна уже сама локация – в прямом смысле под землей, на минус втором этаже ультрасовременного музея «Атом», который был построен при поддержке госкорпорации «Росатом». Открытие музея два года назад вызвало не меньший резонанс, нежели нашумевшая Международная выставка-форум «Россия» в семьдесят пятом павильоне ВДНХ (оба проекта стартовали в один день).
Собственно, музей и выступил инициатором фестиваля. «У большого научно-технологического музея должен был появиться свой музыкальный фестиваль. Есть Vivarte в Третьяковке, “Декабрьские вечера Святослава Рихтера” в Пушкинском музее, теперь есть “Резонанс” в “Атоме”. Наука и искусство – два способа познания и осмысления окружающего мира, которые дополняют и обогащают друг друга», – в своем приветственном слове на открытии фестиваля генеральный директор «Атома» Елена Мироненко обозначила главные «реперные точки» проекта, историю подобных культурных традиций и амбиции музея им соответствовать.

Открытие фестиваля «Резонанс», которое пришлось на конец октября, было интригующим. Вход исключительно по приглашениям. В фойе гостям надевали бумажные браслеты и, объединив в малые группы, отправляли по экскурсионному маршруту. На минус третьем этаже можно было увидеть макет советской атомной бомбы, а в экспозициях первого этажа переместиться в условное «настоящее атомной отрасли» и лицезреть эффектную инсталляцию «поющего атомного реактора», музыка для которого была написана при помощи искусственного интеллекта. После такого экскурсионного квеста гости объединялись в конференц-зале на две с половиной сотни мест, чтобы услышать пламенную речь доктора физико-математических наук Алексея Семихатова о научных достижениях начала XX века, а затем окунуться в изыски камерной музыки в исполнении артистов Нижегородского театра оперы и балета, десантировавшихся в столице на один вечер исключительно для этого выступления.
Фестиваль задуман как цикл из шести вечеров, которые проходят примерно раз в месяц. Каждую встречу посвятили определенному двадцатилетию XX и XXI веков, выстраивая таким образом хронику научных и музыкальных опытов своего времени. И если за лекции в модном сегодня формате «научпоп» отвечает научный куратор музея «Атом» Алексей Семихатов, то музыкальная часть доверена художественному руководителю Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А. С. Пушкина Алексею Трифонову. В статусе худрука фестиваля «Резонанс» он с присущими ему эрудицией, перфекционизмом и пристрастием к современной музыке предлагает яркие и нетривиальные программы, уровень европейской изысканности которых напоминает другой его флагманский проект – фестиваль «Стрелка» в нижегородских Пакгаузах.

В музыкальной афише «Резонанса» ставка сделана на сочинения раритетные, мало известные не только широкой публике, но даже профессионалам. «Вы не услышите здесь ни Стравинского, ни Дебюсси, ни Равеля, ни Прокофьева, ни Шостаковича. Но, надеюсь, откроете для себя огромное количество новой, интересной, захватывающей музыки – произведений, которые отвечали на вызовы начала прошлого века», – как опытный импресарио в своем вступительном слове Алексей Трифонов сразу очертил перед публикой границы ожиданий. И надо сказать, что программы первых двух концертов их оправдали.
Концерт-открытие, посвященный первой двадцатилетке прошлого века, представил интереснейший культурно-исторический срез настроений того времени – от позднеромантической скрипичной лирики «Концертного экспромта» Джордже Энеску и вокальной поэмы «Закат» Отторино Респиги к футуристическим поискам русского авангарда в диапазоне от «Нашего марша» Артура Лурье и Владимира Маяковского, этого суперхита революционного Петрограда, до экспериментального Нонета Владимира Щербачёва. Последнее сочинение, впрочем, не производило того экстравагантного впечатления, которое предполагалось композитором, поскольку в данном случае было лишено пластической партии танцовщика и фактически превратилось в музыкальный октет в исполнении Венеры Гимадиевой (вокал), Эльвиры Хаметшиной (скрипка), Андрея Ильина (скрипка), Дмитрия Мишина (альт), Рустема Хамидуллина (виолончель), Заремы Горбуновой (флейта), Ирины Афанасьевой (арфа) и Николая Гольцева (рояль), к которым присоединился дирижер Захар Зайцев.

Для меццо-сопрано Яны Дьяковой насыщенное агитационным пафосом чтение революционных стихов Маяковского под музыку в «Нашем марше» оказалось, очевидно, новым опытом и явно выходом из зоны комфорта, а вот «Закат» Респиги с его романтической эстетикой любовного томления и рокового предчувствия, напротив, идеально совпал с ее чувственным вокалом.
Но подлинной кульминацией вечера стало блистательное выступление серебряного лауреата последнего конкурса Чайковского Валентина Малинина с фортепианными пьесами Эрика Сати. Со свойственными пианисту темпераментом, юношеским озорством и обаятельной застенчивостью были мастерски озвучены разные жанровые грани неоклассических поисков композитора. «Подлинные дряблые прелюдии для собаки», «Мечты из детства Пантагрюэля», «Часы многовековые и мгновенные», «Бюрократическая сонатина» и пьеса «Парад», написанная на основе регтайма из одноименного балета, создали изящный и привлекательный портрет их автора, снискавшего при жизни славу эксцентрика, бунтаря, новатора и острослова.

Второй концерт фестиваля, посвященный музыке 1920–1930-х годов, прошел в середине ноября. Он не только не уступал первому, но в чем-то даже превзошел ожидания, представив на пятачке камерной сцены подлинно театральные страсти. Виной тому стали образовавшие сердцевину программы едкие сатирические зонги Курта Вайля, которые разыграли солистки Нижегородского театра сопрано Мария Калинина и меццо-сопрано Валерия Горбунова вместе с концертмейстером Ксенией Цендрой. Вот где кипели эмоциональные бури и летели стрелы в зал! В большей степени это относилось к зонгам немецкого периода, которые прозвучали в первой половине вечера, – «Берлин в огнях», «Песнь Наны», «Песня жителей нефтяных островов», «Нефтяная песня». Нельзя не согласиться с исследователями творчества Курта Вайля, которые называют их саундтреками того времени, настолько безошибочно они транслировали нерв надвигающейся катастрофы.

Во второй половине вечера были исполнены зонги, написанные в Париже, куда композитор эмигрировал в 1934 году. Они источали уже французский шик и шарм. Знаменитая «Юкали», которая завершала программу, после всех страстей и бурь предыдущих номеров воспринималась практически хеппи-эндом.
Ассоциация с кино возникла не случайно. На протяжении всего вечера на большом экране транслировались кадры немых кинохроник того времени, в буквальном смысле погружая слушателей в эпоху. Надо отдать должное режиссеру и ведущему программы Максу Антипову, который постарался остроумно подобрать кадры к музыкальным номерам. Так, картины бодрых будней жителей Страны Советов соединялись с авангардными поисками Николая Рославца в Третьем струнном квартете, а хроники мирной жизни Европы в период между двумя войнами послужили фоном для двух пародийных опусов – Пяти пьес чешского композитора Эрвина Шульгофа и «Увертюры к “Летучему голландцу”, как ее играет плохой курортный оркестр с листа в семь часов утра у фонтана» Пауля Хиндемита. Что же касается исполнившего эти сочинения струнного квартета в составе солистов музыкального творческого объединения «Притяжение» Денниса Гасанова (скрипка), Романа Викулова (скрипка), Ильи Гофмана (альт) и Петра Кондрашина (виолончель), то, можно сказать, ему в прямом смысле пришлось в этот вечер примерить на себя ключевую для эпохи кино 1920–1930-х годов профессию тапера.
Остается ожидать, какие сюрпризы приготовит «Резонанс» для своих слушателей на будущих концертах фестиваля, запланированных на 13 февраля, 12 марта, 16 апреля и 21 мая.
