Магия дирижерской палочки и виолончельного смычка События

Магия дирижерской палочки и виолончельного смычка

В Москве выступил всемирно известный дирижер Даниэль Орен и молодая звезда российской исполнительской школы Дали Гуцериева

Имя израильского маэстро в особых представлениях не нуждается. Те, кто интересуются миром классики, прежде всего вспомнят его достижения в области итальянской оперы – Верди, Пуччини, веристы. Но в последние годы все чаще Орен встает за пульты ведущих симфонических оркестров и предлагает серьезные программы из чисто инструментальной музыки.

Для выступления 1 мая 2021 года в Большом зале консерватории он выбрал сочинения, представляющие мир романтизма в трех ипостасях. Увертюра к опере «Руслан и Людмила» – дань стране, которая так страстно желала услышать дирижера: его приезд из-за пандемии отложился на год, и только настойчивость организаторов преодолела сложности логистики нынешнего времени. «Ключ ко всему – эмоция», – говорит Орен. И увлекает слушателей в мир волшебных образов и красок музыки нашего классика Михаила Глинки.

Выбор Виолончельного концерта Элгара – инициатива солистки Дали Гуцериевой. 22-летняя виолончелистка, студентка Московской консерватории имеет впечатляющий список лауреатских званий на престижных конкурсах. Дали – победитель Международного конкурса виолончелистов имени Святослава Кнушевицкого, лауреат VII Международного конкурса Odin, Брюссельского международного конкурса, VI Международного музыкального конкурса в Париже.

За плечами Дали Гуцериевой – серьезный опыт выступлений с оркестром. В ее портфолио концерты с Датским королевским оркестром в Москве, Латышским камерным оркестром в Риме, а также концерты в Париже, Брюсселе, Амстердаме и Лондоне с Национальным филармоническим оркестром России под управлением Владимира Спивакова. С Даниэлем Ореном артистка выступает не в первый раз – до этого они музицировали в Санкт-Петербурге с Симфоническим оркестром Силезской филармонии. И очевиден хороший контакт виолончелистки и дирижера, их единое ощущение смысла музыки Элгара. Интересно наблюдать за Дали Гуцериевой на сцене: она полностью сосредоточена и погружена в мир образов британского классика, никаких внешних жестов, эффектов, отвлекающих слушателей на себя. И это очень соответствует особой меланхолической атмосфере, свойственной стилю Элгара. Уже с первых тактов соло виолончели обращает на себя внимание красивый объемный звук, которым обладает солистка, – она находит темные краски, добивается сгущенного тембра, чтобы передать напряженный строй первой части. Прекрасной кантиленой запомнилась третья часть, и в то же время солистка с легкостью справляется со всеми техническими сложностями: спиккато, подвижные пассажи, которыми особенно изобилует Скерцо, выходят у нее играючи и поставлены на службу выражения замысла композитора.

Интересно, что история Виолончельного концерта Элгара связана с женщинами-исполнительницами: после провала на премьере француженка Жаклин Дю Пре реабилитировала это великолепное творение. Теперь молодая российская звезда Дали Гуцериева напомнила о красотах и достоинствах незаслуженно редко звучащего произведения. И публика восторженно аплодировала ей и маэстро Орену, оценив их вдохновенное прочтение.

Размышления о смыслах бытия, о предназначении человека, о любви, вере и смерти, которым, несомненно, посвящен Виолончельный концерт Элгара, продолжились в Четвертой симфонии Малера, где солировала обладательница «Грэмми» сопрано Екатерина Лёхина. «Утопическая идиллия, увиденная “сияющими глазами ребенка”», – так говорят о симфонии исследователи. И, кстати, ее судьба схожа с элгаровским концертом: оба сочинения пережили новое рождение в середине прошлого века, и теперь это уже классика.

Победа над собой События

Победа над собой

Госоркестр Башкортостана и Денис Мацуев дали концерт в Большом зале Московской консерватории

Луч света во тьме безысходности События

Луч света во тьме безысходности

Новую «Силу судьбы» Верди в Метрополитен-опере, которая не обновлялась там на протяжении тридцати лет, поставил польский режиссер Мариуш Трелиньски. В партии Леоноры выступила норвежская звезда Лиз Давидсен, а ее озлобленного мстительного брата Дона Карлоса исполнил Игорь Головатенко

Диалектика Валерия Полянского События

Диалектика Валерия Полянского

В Концертном зале имени Чайковского художественный руководитель Государственной академической симфонической капеллы России отметил свое 75-летие

Из Казани с оркестром Персона

Из Казани с оркестром

В Москве впервые представили молодой симфонический коллектив из Татарстана «Новая музыка» и отметили 85-летие Союза композиторов республики