Геометрия звуковых пространств События

Геометрия звуковых пространств

Мировые премьеры Сергея Невского и Олега Гудачёва в «ГЭС-2»

Дом культуры «ГЭС-2» и фонд V-A-C успешно интегрируют новую музыку в архитектурное пространство, созданное итальянцем Ренцо Пьяно. Особая гордость – мировые премьеры российских композиторов, написанные по заказу фонда V-A-C для «ГЭСа» с его богатейшими акустическими возможностями. Таковыми уже стали композиции «После» Владимира Горлинского для Актового зала или «Все станет тишиной» Антона Светличного, создававшаяся с учетом акустических условий Проспекта «ГЭС-2». Две мировых премьеры прозвучали на концерте «Геометрия звука» – новые опусы Сергея Невского и Олега Гудачёва исследовали акустическое пространство Актового зала и то, как несколько звуковых слоев могут отражаться, создавая специфическую музыкальную геометрию.

В произведениях Сергея Невского нередко совмещаются несколько самостоятельных звуковых пластов. В номере Der Garten из оперы Pazifik Exil («Тихоокеанская ссылка») таких пластов пять: вокальные партии баса и тенора (персонификация Арнольда Шёнберга и Бертольда Брехта), комментирующий события контратенор, дуэт сопрано и баритона, исполняющий Хорал. Композитор успешно интегрирует и несколько медиа – в документальной опере Die Einfachen («Простые») он смешал русский и немецкий языки, письма советских гендерных диссидентов и рецепцию этих документов, пение ансамбля Neue Vocalsolisten Stuttgart и видеоарт. Пожалуй, совсем уникальный случай – проект «Борис» для Штутгартской Staatsoper. В постановке театра первая редакция «Бориса Годунова» Модеста Мусоргского была монтажным образом совмещена с оперой Сергея Невского «Время секонд-хенд» по одноименной книге Светланы Алексиевич.

«Трилогия для ансамбля: I. Пространство» Невского открывает цикл, задуманный композитором во время пандемии и написанный специально для ведущих европейских ансамблей новой музыки. Первая часть («Пространство») посвящена Московскому ансамблю современной музыки, с которым Невского связывает многолетняя дружба и сотрудничество. Вторая часть («Облако») – для ensemble recherche – была исполнена в Милане в мае 2022-го. Мировая премьера третьей части («Память») состоится в конце марта этого года в Берлине – партитуру сыграет ensemble mosaik.

Слоистость «Пространства» обусловлена тембровым составом: фортепиано, электрогитара и ударная установка, солисты-струнники (скрипка, альт, виолончель) и исполнители на духовых инструментах (флейта, кларнет, саксофон). Каждая из инструментальных групп отмечена собственным темпом и характерным музыкальным языком. Близкие к авангардному джазу идиомы и «воспоминание» о Ренессансе в духе Сальваторе Шаррино у струнных, спектральное звучание деревянных духовых и аскетичная постромантическая фактура партии пианиста – все это порождало насыщенный звуковой пейзаж. Солисты МАСМ добились слаженной работы под управлением дирижера Ольги Власовой – было любопытно следить за звуковыми отражениями, за тем, как один слой накладывается на другой или как несколько герметичных звуковых пространств взаимодействуют друг с другом. Новая пьеса Сергея Невского – несомненная композиторская удача.

Идея звуковых отражений и иллюзий была продолжена в L-ISA SYMPHONY Олега Гудачёва – автора, уверенно работающего с электроникой на территории музыкального театра, музейных инсталляций и contemporary music. Движущей силой нового произведения, по словам композитора, стал конфликт видимого и слышимого, а сама пьеса – попытка совместить поиски в области инструментального письма с акусматическими иммерсивными наработками, идущими от «Архипелага» (инсталляция с таким названием демонстрировалась в «ГЭС-2» в рамках проекта «Настройки»).

L-ISA – система иммерсивного пространственного звука, которой оснащен Актовый зал «ГЭС-2». Гудачёва вдохновило то, как рассчитываются отражения – звук в L-ISA можно расположить практически в любой точке пространства. Композитор дополнил пьесу саундскейпами (пляж, дорога, комната отеля), звуковыми преображениями акустических музыкальных инструментов (инструментальный ансамбль включал кларнет, тромбон, гитару, электрогитару, скрипку, виолончель и контрабас) и голоса певицы (солировала Ольга Власова), а также цитатой из хорового опуса Модеста Мусоргского. В кульминации L-ISA SYMPHONY возникает искаженная фонограмма «Ах ты, воля, моя воля» из Пяти русских народных песен для мужского хора – одного из последних сочинений Мусоргского.

L-ISA SYMPHONY Гудачёва близка к сайт-специфик произведениям (таким, которые создаются и исполняются в каком-то конкретном месте). Композитор со звукоинженерами «ГЭС-2» проделали колоссальную работу – от создания акустической ситуации в 3D-модели до сведения мультитрека во время интенсивной репетиционной работы в Актовом зале. Удачным кураторским решением стало приглашение в проект  Константина Бинкина, художника по свету и номинанта премии «Золотая Маска». Благодаря его профессиональной работе музыкальная партитура обрела глубину и дополнительную визуальную привлекательность.

От меланхоличного эмбиента до ритмичного техно – таков спектр звучания новой композиции Олега Гудачёва. Подобно человеческой памяти, музыкальная структура пьесы построена на трансформировании и упорядочивании, эстетике вычитания и самоотказа. «Память – странное дело! – пишет философ Гастон Башляр в “Поэтике пространства”. – Мы не можем снова проживать пролетевшие отрезки времени. Можем только продумывать их, продумывать в границах некоего абстрактного времени, лишенного всякой плотности». Абстрактное время в L-ISA SYMPHONY уплотнено до предела.

Сложно сказать, что воздействует на современного слушателя сильнее – шоу Björk или новая мультимедийная пьеса композитора Александра Шуберта, эмбиент-альбом или часовой перформанс-медитация, созданный академическим автором. Концерт «Геометрия звука» с премьерами Сергея Невского и Олега Гудачёва – пример того, как академическая музыка умеет быть захватывающей и интересной. Для подобного проекта необходимы несколько составляющих: большая подготовительная работа и достаточное количество репетиций, качественная звуковая аппаратура и профессионалы-звукорежиссеры, художественный свет, не перегружающий восприятие, и, конечно, возможность приглашать лучших музыкантов в области современного исполнительства. В «ГЭС-2» все эти ресурсы в изобилии.

Луч света во тьме безысходности События

Луч света во тьме безысходности

Новую «Силу судьбы» Верди в Метрополитен-опере, которая не обновлялась там на протяжении тридцати лет, поставил польский режиссер Мариуш Трелиньски. В партии Леоноры выступила норвежская звезда Лиз Давидсен, а ее озлобленного мстительного брата Дона Карлоса исполнил Игорь Головатенко

Диалектика Валерия Полянского События

Диалектика Валерия Полянского

В Концертном зале имени Чайковского художественный руководитель Государственной академической симфонической капеллы России отметил свое 75-летие

Из Казани с оркестром Персона

Из Казани с оркестром

В Москве впервые представили молодой симфонический коллектив из Татарстана «Новая музыка» и отметили 85-летие Союза композиторов республики

Королева фуг События

Королева фуг

В Концертном зале имени Чайковского состоится концерт к 100-летию со дня рождения пианистки, композитора, педагога Татьяны Николаевой