Яркое свечение беспечного шепота События

Яркое свечение беспечного шепота

Исполнилось 60 лет со дня рождения Джорджа Майкла

Пожалуй, это один из самых противоречивых героев «золотой» эпохи британской музыкальной поп-культуры. Всемирная любовь публики и непрекращающиеся скандалы, знаменитые хиты и совсем забытые синглы, мировая слава и ранняя смерть в одиночестве – его судьба во многом оказалась трагична. Джордж Майкл стал подлинной звездой на небосклоне поп-музыки, которая ярко вспыхнула, рано угасла, но оставила ослепительный свет – он будет заметен нам еще долгое время.

Ему дали имя Георгиос Кириакос Панайоту – он родился в Лондоне в семье грека-киприота, иммигрировавшего в Англию и женившегося на англичанке. В воспитании будущего артиста не было ничего особенного – он получил самое обыкновенное начальное образование. Любовь к музыке привила ему мать, профессиональная танцовщица. Эта любовь всецело поглотила его – уже в шестнадцать лет увлечение привело Георгиоса вместе с одноклассником Эндрю Риджли и другими товарищами к созданию группы, которую они назвали The Executives. Они перепевали хиты Элтона Джона, Дэвида Боуи, Тома Джонса, The Beatles на школьных дискотеках, в метро, на улице, в ресторанах и барах – Эндрю играл на гитаре, а Георгиос пел. Настоящий успех пришел после «пересборки» группы в дуэт, в котором за музыкальную составляющую стал отвечать Георгиос, а за имидж – Риджли.

Воссозданный в 1981-м ансамбль получил название Wham!, и ему было суждено стать одним из самых успешных поп-проектов в истории музыки. Друзья удачно примерили на себя образ беззаботных повес, проповедуя гедонистический образ жизни – молодые, бесшабашные, но в то же время веселые и романтичные. Майкл с Риджли были стильно и при этом демократично одеты, невероятно харизматичны, оба обладали прекрасной пластикой. Несмотря на декларируемое ими равенство, Джордж Майкл (к этому времени он уже взял сценический псевдоним) смотрелся заметно выигрышнее своего партнера: большинство песен он исполнял сольно (Эндрю, по сути, отводилась роль бэк-вокалиста), да и все хиты были его авторства – и музыка, и слова. Но все же дуэт выглядел органично: каноническая красота и обаяние Риджли сочеталась с композиторским талантом и несравненным голосом Майкла. По сути, Wham! стала предтечей сверхпопулярных «мальчиковых» групп, от которых традиционно «тащится» добрая половина подростковой аудитории, в особенности ее женская  часть. Сегодня в этом жанре безраздельно царствуют K-pop-коллективы, такие как корейский BTS.

В середине 1980-х Wham! – настоящие герои своего времени. Их выступления проходили даже в коммунистическом Китае, повсеместно распространялась «whammania». Дуэт регулярно выдавал хиты. Первым в 1982-м стал Wham Rap! – этот сингл в стиле поп-данс с вкраплением рэпа, столь дерзко «отчеканенного» Майклом, взбудоражил британских слушателей смелостью текстов и зажигательностью. За наличие нецензурных слов песню даже снимали с эфиров, что только подогревало интерес к группе.

В 1984-м они покорили Штаты – на вершину американского чарта взлетел сингл Wake Me Up Before You Go-Go, а следом выходят настоящие шедевры, которые сделали Wham! группой мирового масштаба: Careless Whisper («Беспечный шепот») и Last Christmas («На прошлое Рождество»). В этих хитах удивительный голос Майкла раскрылся с совершенно другой стороны. Он был легок, прозрачен и при этом очень гибок – по всем параметрам его с уверенностью можно было назвать эталоном среди «сладких» теноров. Стоит отметить, что в вокальной манере Джорджа этого периода особо чувствуется влияние Майкла Джексона с его полушепотами, рывками и особыми приемами, но сам тембр нежного и певучего голоса нельзя было спутать ни с кем другим. Здесь же он раскрылся как талантливый сонграйтер, создавший по-настоящему легендарные песни. О не стихающей даже сегодня популярности Careless Whisper говорит количество просмотров клипа – только на YouТube его послушали более миллиарда раз, а без Last Christmas невозможно представить новогодние и рождественские праздники на протяжении почти сорока лет.

Сольная карьера Майкла началась фактически еще в составе дуэта – со временем стало ясно, что Эндрю Риджли, по меткому выражению одного журналиста, лишь «выполнял функцию лучшего друга Джорджа Майкла». Сразу после распада группы в 1986-м первый же сольный релиз певца под названием Faith (1987) обрел невероятный успех. Стильная и энергичная заглавная песня стала одним из знаковых хитов 1980-х, а 24-летний артист получил за пластинку «Грэмми» в номинации «Лучший альбом года». Faith оказался переломным проектом, который стремительно и навсегда ввел Джорджа Майкла в ранг «взрослых» поп-идолов – его даже начали называть «наследником» Элтона Джона. Особенностью альбома стала полистиличность, включавшая соул, фанк, джаз и даже рок, – тем сильнее впечатляла широта вокальных возможностей его голоса.

Джорджа Майкла трудно назвать плодовитым артистом:  за свою почти тридцатилетнюю карьеру в качестве сольного певца он выпустил всего пять студийных альбомов (включая Faith) – для сравнения, легендарный Дэвид Боуи только в 1970-х записал одиннадцать пластинок. В 1990-м вышел второй «сольник» Джорджа Майкла  Listen Without Prejudice, vol. 1, который подарил два новых хита: Praying for Time и Freedom! ‘90. Он принес и первый скандал – исполнитель обвинил лейбл Sony в недостаточном продвижении альбома, из-за чего началось судебное разбирательство, которое певец проиграл. Пока оно шло, Джордж Майкл  выпустил успешный кавер на песню Элтона Джона Don’t Let the Sun Go Down on Me в дуэте с самим автором (к слову, с королем британской поп-музыки у него всю жизнь были успешные творческие и близкие дружеские связи). В 1992 году Майкл принял участие в легендарном концерте-посвящении Фредди Меркьюри, спев его шедевры Somebody to Love, These Are the Days of Our Lives и ’39 вместе с группой Queen. Это яркое и экспрессивное выступление сегодня считается одной из лучших интерпретаций указанных хитов.

В 2002 году Джордж неожиданно попробовал свой талант в политической плоскости, выпустив сингл Shoot the Dog, посвященный начавшейся войне в Ираке. Особенно вызывающим стал видеоклип-мультфильм к песне – президент США и премьер-министр Великобритании предстали там в образах слабоумных злодеев. Нашумевший трек так и не дали включить в американскую версию последнего студийного альбома Patience (2004).

В поздние годы Джордж Майкл резко сократил творческую деятельность. В 2011 году в связи с болезнью легких он был вынужден прервать свой новый масштабный европейский тур Symphonica, на который возлагали большие надежды. Записи, сделанные во время гастролей, вошли в одноименный концертный альбом (2014), состоявший из его старых песен и каверов на популярные хиты.

Имя Джорджа Майкла будет увековечено посмертно в Зале славы рок-н-ролла

Symphonica сильно отличалась от всех предыдущих релизов – участие настоящего симфонического оркестра и великолепного духового бенда, стильные джазовые аранжировки, общее лирическое настроение и неизменно чарующий голос Майкла предопределили особое, изысканное звучание альбома. Эта работа стала последней записью в 35-летней карьере Джорджа Майкла. Он ушел в рождественскую ночь 25 декабря 2016 года – судьба злорадно насмехнулась над автором гениальной Last Christmas и одной из самых ярких звезд в истории поп-музыки.

Луч света во тьме безысходности События

Луч света во тьме безысходности

Новую «Силу судьбы» Верди в Метрополитен-опере, которая не обновлялась там на протяжении тридцати лет, поставил польский режиссер Мариуш Трелиньски. В партии Леоноры выступила норвежская звезда Лиз Давидсен, а ее озлобленного мстительного брата Дона Карлоса исполнил Игорь Головатенко

Диалектика Валерия Полянского События

Диалектика Валерия Полянского

В Концертном зале имени Чайковского художественный руководитель Государственной академической симфонической капеллы России отметил свое 75-летие

Из Казани с оркестром Персона

Из Казани с оркестром

В Москве впервые представили молодой симфонический коллектив из Татарстана «Новая музыка» и отметили 85-летие Союза композиторов республики

Королева фуг События

Королева фуг

В Концертном зале имени Чайковского состоится концерт к 100-летию со дня рождения пианистки, композитора, педагога Татьяны Николаевой