Вначале был Бетховен События

Вначале был Бетховен

Национальный симфонический оркестр Башкортостана завершил абонемент «Артур Назиуллин и Дмитрий Крюков приглашают...»

Событие было заявлено как вечер уфимских премьер в кругу друзей: программу составили сочинения современных российских композиторов Александра Чайковского и Ольги Викторовой (оба автора лично присутствовали в зале), а также романтическая «Симфония с органом» Камиля Сен-Санса. Великолепно подготовленный оркестр, безупречные солисты Евгения Кривицкая и Айгуль Муратова, мощные смысловые акценты от Госкапеллы Башкортостана и тончайшее кружево художественного слова ведущего Петра Татарицкого, слитые в единое полотно концерта замыслом маэстро Дмитрия Крюкова, создали атмосферу удивительного праздника высокой музыки.

«В начале был Бетховен» – оркестровая пьеса Ольги Викторовой стала своеобразным прологом вечера, выстроенного как музыкальный диалог классиков и современников. Очевидные темы Седьмой симфонии Бетховена, то триумфальные, то танцевальные, но неизменно наполненные божественным началом, здесь становятся органично созвучны хоровой речевой партии (певцы Госкапеллы РБ как мантру повторяли слово «Бетховен»), а наполненный мистическим флером финал как нельзя лучше подготовил слушателей к восприятию Сен-Санса.

Продолжить программу «Симфонией с органом» Сен-Санса стало одним из тех удачных решений маэстро Дмитрия Крюкова, благодаря которым концерты Госоркестра Башкортостана под его управлением становятся духовным событием, а музыка – божественным откровением, помогающим каждому постигать истины и смыслы, думать, чувствовать, верить. То, что концерт даст слушателям благодатную почву для размышления, отметила и Евгения Кривицкая, которая в этот вечер вновь стала проводником божественного голоса, исполнив партию органа: «Весьма интересно, что и Сен-Санс будет обрамлен современной музыкой, и в самой современной музыке будет диалог с Бетховеном. Мне кажется, для публики сегодня будет много новых идей для размышления. Я очень рада, что прозвучит это замечательное сочинение: насколько я знаю, оркестр ближайшие лет пятнадцать его не играл, поэтому и “Симфония с органом” тоже в каком-то смысле будет премьерой сегодняшнего вечера. Оркестр абсолютно готов, и мы находимся в полной гармонии и взаимопонимании, собственно, как и всегда это бывает, когда мы музицируем вместе. Мне это очень близко, я получаю огромное удовольствие, потому что нахожусь внутри этой музыки, внутри оркестра; я наблюдаю за репетиционным процессом и прохожу все стадии так, как будто сочинение рождается прямо на моих глазах. Дмитрий Крюков всегда замечательно готовит оркестр, все музыканты знают свои партии, чувствуется надежность, профессионализм, стабильность игры. Поэтому я очень благодарна приглашению генерального директора оркестра Артура Назиуллина и рада сотворчеству с Дмитрием Крюковым – это действительно мои друзья, с которыми я всегда рада быть на одной сцене». Это чуткое сотворчество оркестра с блистательной органисткой позволило слушателям погрузиться в тот эмоциональный вихрь, который рождается в моменты вознесения идеально прекрасного звучания органа, этого мощного голоса неба, когда на его монументальном поле расцветает душа каждого инструмента, сливаясь в триумфальном посвящении божественному началу.

Второе отделение концерта было полностью посвящено музыке Александра Чайковского: чудесная, наполненная остроумными цитатами из популярных советских и народных песен рапсодия «Кавалер и барышня» («комическая штука», как говорит о ней сам автор) позволила слушателям взять эмоциональную паузу перед Четвертой симфонией – большим философским опусом о войне и мире. Музыкальное воспоминание о Великой Отечественной, созданное к 60-летию Победы, по словам маэстро Дмитрия Крюкова, одно из сильнейших сочинений, посвященных этой теме: «Неважно, сколько прошло лет, важно, что мы это помним. Симфония – великий памятник героическому прошлому, победе народа. В этой музыке чувствуется и страдание, и просветление, и четкое понимание того, что жертва была не зря». Необычен состав симфонии – с хором и солирующим альтом. Хор без слов изображает шелест листьев. Альт же появляется в партитуре автора, так как  премьерой в Москве на фестивале «Черешневый лес» дирижировал Юрий Башмет, который и попросил композитора написать ему соло для альта. «Соло довольно трудное, и для того, чтобы играть эту симфонию, нужен очень хороший альтист-концертмейстер. Я рад, что в Уфе партию альта исполнила замечательная альтистка, кстати, лауреат конкурса Юрия Башмета, Айгуль Муратова. И симфония, и рапсодия здесь никогда не звучали, сегодня – уфимская премьера с Госоркестром Башкортостана, уровнем которого я просто поражен, это отличный коллектив высокого класса. До этого я работал в Москве с Дмитрием Крюковым, у нас были встречи и концерты еще в то время, когда Дмитрий был совсем молодым ассистентом у Валерия Полянского, и уже было понятно, что это очень талантливый музыкант. Я в полном восторге от оркестра», – сказал Александр Чайковский.

О мастерстве оркестра в кулуарах после завершения вечера вновь говорили многие: концерт в очередной раз показал, насколько Дмитрию Крюкову удается ориентировать музыкантов не только на системную работу, направленную на непрестанный исполнительский рост коллектива, но и на орбиту той высочайшей ценностной составляющей музыки, которая лежит в основе вовлеченности в искусство каждого, кто служит ему всей душой.

«В Уфе состоялся настоящий праздник премьер, ведь большинство произведений никогда раньше здесь не звучали. Каждое из них – музыка абсолютной красоты, я уверен, что слушателям было интересно соприкоснуться как с современным искусством, представленным музыкой композиторов Александра Чайковского и Ольги Викторовой, так и с удивительным произведением композитора-романтика Камиля Сен-Санса, в котором солисткой выступила замечательная органистка и наш большой друг Евгения Кривицкая, сыграв на инструменте, специально привезенном для этого уникального вечера премьер. Такие концерты – всегда значимое событие, они объединяют людей – и тех, кто на сцене, и тех, кто в зале – во имя красоты, добра и торжества человеческого духа», – расставил основные акценты вечера генеральный директор Госоркестра Башкортостана Артур Назиуллин.

Лучше, мама, не пищи События

Лучше, мама, не пищи

В Театре Сац поставили «Сказку о глупом неразумном мышонке»

Победа над собой События

Победа над собой

Госоркестр Башкортостана и Денис Мацуев дали концерт в Большом зале Московской консерватории

Луч света во тьме безысходности События

Луч света во тьме безысходности

Новую «Силу судьбы» Верди в Метрополитен-опере, которая не обновлялась там на протяжении тридцати лет, поставил польский режиссер Мариуш Трелиньски. В партии Леоноры выступила норвежская звезда Лиз Давидсен, а ее озлобленного мстительного брата Дона Карлоса исполнил Игорь Головатенко

Диалектика Валерия Полянского События

Диалектика Валерия Полянского

В Концертном зале имени Чайковского художественный руководитель Государственной академической симфонической капеллы России отметил свое 75-летие