Оксана Волкова: Мы живем в быстром темпе, нет времени на раскачку Персона

Оксана Волкова: Мы живем в быстром темпе, нет времени на раскачку

В Санкт-Петербурге завершился XIV Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой

Музыкальный критик Сергей Буланов (СБ) обсудил творческие нюансы состязания с членом жюри, ведущей солисткой и режиссером Большого театра Республики Беларусь, одной из самых ярких и востребованных в мире певиц Оксаной Волковой (ОВ).

СБ Какие главные задачи, на ваш взгляд, решают вокальные конкурсы?

ОВ Прежде всего, конкурсы помогают молодым певцам понять свое место в сложном артистическом мире. Появляется возможность увидеть реальную картину – насколько вы соответствуете запросу времени, нравится ли ваше мастерство потенциальным работодателям, профессионалам и публике.

СБ На какие критерии нужно ориентироваться, чтобы достичь конкурсного успеха?

ОВ Главное, чтобы репертуар идеально соответствовал типу голоса. Когда я сама участвовала в конкурсах, нередко нужно было сразу же заявлять арии из опер Верди, но что можно выбрать для молодого меццо? Я поступала хитро: не брала тогда непосильную для меня арию O don fatale и выигрывала с песенкой Эболи.

Многие начинающие вокалисты хотят сразу петь весь «золотой репертуар», переоценивают свои творческие силы. Молодость нужно «держать» как можно дольше: если есть данные для крепкого репертуара, вы к нему обязательно придете, когда настанет время.

СБ Есть возрастные рамки?

ОВ Я думаю, все зависит не от возраста, а от мастерства, таланта и интеллекта. Например, Соня Йончева, которая несколько лет назад пела Джильду в «Риголетто» Верди, теперь поет крепкий репертуар. У нее голос с богатой палитрой выразительных средств, она убедительна.

СБ Не влияют ли на это зачастую странные конкурсные требования? Мы живем в эпоху узких специалистов, а нужно показывать владение разными стилями.

ОВ На мой взгляд, репертуарные требования Конкурса Елены Образцовой соответствуют современности: да, нужно представить разные стилевые направления, но предполагается довольно свободный выбор арий, певец может показать себя с самой лучшей стороны.

Иногда сложно адекватно себя оценить – это фатально, при неправильном выборе репертуара все недостатки слышны с первых трех тактов. И на вокальных конкурсах нет смысла ставить рекорды: высокие ноты не имеют никакого значения, если ты не делаешь performance.

СБ Вы согласны с утверждением, что арию можно заявлять на конкурс, если можешь спеть всю партию целиком?

ОВ Нет, конкурс – дело молодых. Удачно спетая ария может быть хорошим показателем, что вокалист на правильном пути.

Члены жюри XIV Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой

СБ На Конкурсе Елены Образцовой нет разделения премий по голосам: корректно ли сравнивать мужские и женские голоса?

ОВ На это, безусловно, влияют разные обстоятельства, в том числе и финансовые, но мужчин и женщин желательно оценивать отдельно, даже без более подробного разделения на типы голосов. Сложно сравнить тенора с меццо-сопрано, если они оба великолепны. Я всегда сочувствую певцам.

СБ Вы добрый человек.

ОВ Да, мне всегда хочется помочь и поддержать, потому что я знаю, насколько это тяжелая работа и ужасно зависимая профессия. Даже на конкурсах хочется хоть как-то человека отметить, дать ему надежду. Для певца очень важно увидеть просто добрый взгляд из зала – это успокаивает и раскрепощает, не все имеют сильный характер.

СБ Действительно, молодым зачастую мешают всевозможные зажимы…

ОВ Например, иногда участники форсировали звук. Я как певица понимаю: необязательно это говорит о том, что они всегда так поют, просто пока не преодолены зажимы. На нервной почве певцам кажется, что их не слышно, хотя акустика в Капелле Санкт-Петербурга потрясающая!

СБ Давайте обсудим отбор по видеозаписям, который на Конкурсе Елены Образцовой раньше не допускался.

ОВ Сейчас это стало мировой практикой. Внимание к конкурсу настолько велико, что вживую послушать несколько сотен человек физически сложно. Все певцы, прошедшие во второй тур после предварительного отбора, за редким исключением выступали достойно.

СБ Бас – восемнадцать лет. Нужно было пропускать?

ОВ Я считаю, что он получил колоссальный опыт. Подготовка к конкурсу – огромный творческий рост. Я в его возрасте тоже подала первую заявку на конкурс, потому что хотела быть там: общаться, слушать других. Мы живем в быстром темпе, нет времени на раскачку. Надо ставить себе большие цели. К успеху приводят труд и работоспособность.

СБ Давайте выделим распространенные ошибки: на что участникам следует обратить внимание?

ОВ На многое: технику, языки, стили, содержание. Но я особенно отметила несколько ребят, которые заставили меня себя слушать, потому что за это я могу простить некоторые погрешности. Никто не поет идеально, как на студийной записи. Гораздо хуже и скучнее, если поют правильно, но – ни уму, ни сердцу.

Бывает, участники раскрываются к третьему туру, когда выходят петь с оркестром. Я как певица и режиссер могу сказать: все решают последние прогоны. Солисты штатных театров с тремя составами обижаются, потому что зачастую до последнего момента не знают, кто будет петь премьеру: побеждает тот, кто выдерживает этот марафон.

СБ Насколько я знаю, вы уже не первый раз работали в жюри?

ОВ У нас в Минске много лет проходил Рождественский конкурс в рамках Международного оперного форума. Я им очень горжусь. К нам приезжали очень сильные исполнители из разных стран. Наши лауреаты – Рамиз Усманов, который, как и я, сейчас здесь в жюри, Елена Стихина, Ксения Нестеренко, Валентина Феденева, Надежда Павлова, Михаил Малафий и многие другие певцы, которые сегодня на виду. Кстати, третий тур мы проводили в театре – участники исполняли полноценные сцены из спектаклей в костюмах и с декорациями. Мне кажется, до сих пор больше нигде такого формата нет. Надеюсь, мы этот проект возобновим.

СБ Почему на нынешний Конкурс Елены Образцовой не приехали участники из Беларуси?

ОВ Я очень огорчена, нужно было обязательно участвовать, я бы отправила сюда всех «из-под палки»!

Елена Васильевна Образцова, чье имя носит конкурс, сделала для развития оперного искусства невероятно много – она аккумулировала вокруг себя выдающихся музыкантов, с которыми дружила, тем самым прорубила для нас окно в мировую индустрию.

Мне как члену жюри понравилось на этом конкурсе, что в буклете не было «лишней» информации о певцах: только имя, возраст и репертуар. Я почти никого заранее не знала, надо мной не довлела ничья биография с указанием театров и педагогов.

Конкурс проходил замечательно. Один из участников сказал мне: «Впервые в жизни я нахожусь в прекрасной атмосфере» – и это абсолютная правда! Директор конкурса Наталья Игнатенко – человек, который любит и хочет обнять весь мир, каждого из нас. Только в любви рождается что-то хорошее, не через тернии.

СБ Интересно, что на вашу собственную карьеру конкурсы практически не повлияли, хотя вы участвовали более чем в десяти…

ОВ Я сама удивляюсь: где я была, почему не подавала заявки ни на Конкурс Елены Образцовой, ни на Конкурс имени Чайковского? Но на другие конкурсы все же ездила, в том числе получила первую премию из рук Ирины Константиновны Архиповой на Конкурсе имени Глинки. Однако моя карьера сложилась в первую очередь благодаря Молодежной оперной программе Большого театра: чтобы попасть туда, тоже нужно было выдержать сложнейший конкурс. Меня приняли в самый первый набор, взяли десять человек из четырехсот. Кстати, меня тогда спросили: «Оксана, как вы поедете в Москву, у вас же двое детей?» На что я ответила: «У меня есть один плюс – я их уже родила!» Действительно, мне повезло с семьей: муж всячески поддерживает и ругает, если я где-то останавливаюсь, мотивирует, помогает идти дальше, не успокаиваться.

Кристина Беленькая: Для меня коллекция проигрывателей – часть истории XX века Персона

Кристина Беленькая: Для меня коллекция проигрывателей – часть истории XX века

Георгий Исаакян: Классика прекрасна тем, что у нее нет одного «правильного» решения Персона

Георгий Исаакян: Классика прекрасна тем, что у нее нет одного «правильного» решения

Якоб Ульман: Я не могу жить без истории Персона

Якоб Ульман: Я не могу жить без истории

Из Казани с оркестром Персона

Из Казани с оркестром

В Москве впервые представили молодой симфонический коллектив из Татарстана «Новая музыка» и отметили 85-летие Союза композиторов республики