Легенды Древнего Урала События

Легенды Древнего Урала

Завершился Первый Летний фестиваль Национального симфонического оркестра Башкортостана

На финальном концерте была представлена премьера первой части симфонической саги «Легенды Древнего Урала», созданной главным дирижером НСО – заслуженным артистом РБ, лауреатом Государственной премии имени Салавата Юлаева Дмитрием Крюковым.

Контекст сочинению составили красочные партитуры композиторов разных национальных школ: «Болеро» Мориса Равеля, «Половецкие пляски» Александра Бородина, «Дансон № 2» Артуро Маркеса и «Урал Батыр» Хусаина Ахметова–Дмитрия Крюкова.

Сага, наполненная красотой башкирской земли и впечатляющей силой народных мотивов, знакомой каждому, кто родился в Башкортостане, музыки, не оставила равнодушных в зрительном зале. Чарующая музыкальная палитра, то текучая, как ручеек танца семи легендарных башкирских красавиц, то мощная, как сила батыра, то стремительная, как стрела северных амуров, то глубоко лиричная, как поэзия Мустая Карима, перенесла сердца слушателей к самым истокам края курая, играя на струнах самой преданной любви – любви к родному Башкортостану.

Вдохновением для создания «Легенд Древнего Урала» стали музыкальные произведения башкирских классиков, которые маэстро Дмитрий Крюков изучал и из которых составил абонемент оркестра «Золотые страницы башкирской классики». Музыка башкирских композиторов, в том числе и современных, заняла достойное место в репертуаре Госоркестра Башкортостана и стала основой концертов-антологий, где большинство из того, что исполнял оркестр, звучало впервые. Дмитрий Крюков вспоминает, что во время подготовки гастрольного тура в Казань искал лаконичное сочинение, которое бы производило «убойный» эффект, подобное увертюре «Салават Юлаев» Загира Исмагилова, но не такое короткое. При поддержке Союза композиторов РБ и лично Лейлы Загировны Исмагиловой были найдены фрагменты недописанной великим башкирским композитором поэмы «Салават», которую Дмитрий Крюков доработал и оркестровал. В результате появилась двенадцатиминутная поэма, представившая музыкальную культуру республики как для жителей Башкортостана, так и для слушателей других регионов, в том числе высоко оцененная московской публикой. К следующим гастролям в Татарстан и Москву вопрос музыкальной визитной карточки встал вновь, и Дмитрий Крюков на основе восьмиминутных фрагментов музыки Хусаина Ахметова «Урал-батыр», которая исполнялась оркестром, создал поэму: фундаментально дополнил, оркестровал имеющуюся музыку и дописал новые разделы для объединения музыкального произведения в единую форму.

Основой двадцатиминутной саги «Легенды Древнего Урала» вновь стала идея создания яркого, лаконичного, но емкого оркестрового сочинения в стиле каприччио Чайковского, Римского-Корсакова и «Половецких плясок» Бородина, наполненного силой духа башкирского народа, которое могло бы представить Башкортостан за его пределами. С просьбами о реализации этой идеи Дмитрий Крюков неоднократно обращался к молодым композиторам, но ответа так и не получил, и здесь сработал принцип – хочешь что-то сделать, сделай это сам. Результат этой творческой истории был блестяще представлен оркестром в Уфе на закрытии I Летнего фестиваля.

Дмитрий Крюков подчеркивает: «Меня вдохновила идея взять пять башкирских мелодий и переосмыслить их через симфоническую музыку. Я назвал композицию “Легенды Древнего Урала”, и это всего лишь часть большого материала, который я набрал. Если пойму, что опыт удался, – а я очень требователен к своим произведениям и всегда работаю “до первого промаха”, – то только в этом случае примусь за вторую и третью части. “Урал-батыр” получился и, я надеюсь, что “Легенды Урала” тоже станут успешным проектом, который, являясь симфонической музыкой, тем не менее будет воспринят и широкой аудиторией. Считаю, что нужно создавать музыку, основанную на фольклоре: она будет сокращать пропасть между культурой и людьми, многие из которых никогда не слышали симфоническую музыку. В мировой культуре образцы тому – замечательная киномузыка Ханса Циммера или Джона Уильямса. Все мы проникаемся этими сочинениями, объединяющими эстетику музыки кино и масштабную симфоническую музыку. Поэтому, когда я начал работать над сагой “Легенды Урала”, передо мной стояла задача – создать такую композицию, которая исполнялась бы не разово, а вошла в репертуар».

Как о большом музыкальном событии отозвался о саге народный артист РБ, генеральный директор НСО РБ Артур Назиуллин: «Это яркое произведение, наполненное не только башкирским фольклором, хотя он, безусловно, присутствует и является основой темы произведения. Оно захватывает внимание с первых нот своей самобытностью, ярчайшим музыкально-изобразительным материалом. Убежден, что инициатива замечательного дирижера и музыканта Дмитрия Крюкова будет иметь успешное продолжение, а мы сделаем все со своей стороны, чтобы произведения композиторов нашей республики и впредь звучали и исполнялись как в рамках абонемента “Золотые страницы башкирской классики”, так и рядом с великими произведениями гениальных композиторов прошлого».

Лучше, мама, не пищи События

Лучше, мама, не пищи

В Театре Сац поставили «Сказку о глупом неразумном мышонке»

Победа над собой События

Победа над собой

Госоркестр Башкортостана и Денис Мацуев дали концерт в Большом зале Московской консерватории

Луч света во тьме безысходности События

Луч света во тьме безысходности

Новую «Силу судьбы» Верди в Метрополитен-опере, которая не обновлялась там на протяжении тридцати лет, поставил польский режиссер Мариуш Трелиньски. В партии Леоноры выступила норвежская звезда Лиз Давидсен, а ее озлобленного мстительного брата Дона Карлоса исполнил Игорь Головатенко

Диалектика Валерия Полянского События

Диалектика Валерия Полянского

В Концертном зале имени Чайковского художественный руководитель Государственной академической симфонической капеллы России отметил свое 75-летие