Ученье – свет! События

Ученье – свет!

Вокалисты из России, Армении, Украины и Китая стали лауреатами XIV Конкурса Елены Образцовой

Каждые два года Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой дарит нам возможность оценить реальное положение дел в современном вокальном мире – ощущаются достижения и яснее очерчивается комплекс проблем, над которыми еще предстоит много работать. Исторически конкурс занял просветительскую нишу: Елена Васильевна, аккумулируя вокруг себя лучшие творческие силы мира, стремилась помочь начинающим певцам не словом, а делом, подключала к конкурсным прослушиваниям формат консультаций и мастер-классов. К счастью, сегодня эта важная стратегическая линия не прерывается благодаря деятельности Фонда Елены Образцовой и ее же Культурного центра.

Невозможно от каждого конкурса требовать еще на этапе отбора заявок достижения высочайшего уровня: например, Конкурс имени Чайковского мы хотим видеть именно таким идеальным, но должны быть состязания не хуже и не лучше, а другие, направленные не только на поиск будущих оперных звезд, но и на образовательный процесс. Кстати, не зря существует и детский конкурс Елены Образцовой: следить за постепенным становлением певца крайне интересно.

В нынешнем году оргкомитет конкурса немного отошел от собственных традиций: первый тур провели по видеозаписям. За два дня на сцену Капеллы Санкт-Петербурга с изумительной и комфортной акустикой вышли 49 певцов. Да, внимательно отслушать такой марафон нелегко, однако оно того стоит. Все вокалисты обладали разной подготовкой, в большинстве своем нуждались в серьезных вокальных корректировках. Например, в раннем возрасте пели крепкий и непосильный для себя репертуар, форсировали звук, у многих ощущались зажимы, не обошлось без различных дефектных призвуков, скрывающих красоту и естественность тембров.

Не только вокальные трудности мешали молодым певцам добиться успехов, имело значение и многое другое. Ключевой проблемой остается грамотное пение на иностранных языках, подчеркивающее проблемы с воплощением музыкальных стилей. К примеру, нередко казалось, что Моцарт не мастер «инструментального» пения, а композитор-верист.

Если технику и стиль все же можно объяснить, то воспитать хороший вкус гораздо сложнее. Вкус как оценочный фактор распространяется не только на качество интерпретаций, но и на внешний вид: «встречают по одежке», концертный наряд должен соответствовать месту и действию. Смотрится странно, когда девушки выходят на дневные прослушивания в роскошных вечерних нарядах. Сегодня и это является неотъемлемой частью профессии оперного артиста.

Где всему этому научиться? Не секрет, что вокальное образование требует реформ, учебные планы плохо соответствуют требованиям современного театра. Именно конкурс и позволяет делать выводы: происходит важнейшее для певцов общение друг с другом и с членами международного жюри, каждый из которых открыт и желает помочь. В этом году приехали три ведущих европейских агента: Алессандро Ариози (Италия), Тедди Герстель (Швейцария) и Алессандро ди Глория (Италия). После второго тура они встретились с участниками, которые не прошли в финал, и подробно разобрали все плюсы и минусы конкурсных выступлений. Каждый мог подойти и попросить совет у легенды Большого театра и мировой оперы Маквалы Филимоновны Касрашвили, пообщаться с востребованной певицей, солисткой Большого театра Республики Беларусь Оксаной Волковой и директором ГАБТ имени А.Навои в Узбекистане тенором Рамизом Усмановым.

Как часто бывает, конкурс в этом году сложился к третьему туру, когда будущих лауреатов удалось послушать с оркестром – профессиональную поддержку на высоком уровне молодым голосам обеспечили музыканты Симфонического оркестра Капеллы Санкт-Петербурга под управлением Ивана Столбова. Финалисты исполнили две арии – русскую и зарубежную. Кстати, конкурсные требования вполне адекватные: в первом туре нужно спеть старинную музыку и арию XIX века, во втором – два камерных произведения и итальянскую арию XVIII-XIX веков.

Лауреат I степени Аксел Давеян и член жюри, народная артистка СССР Маквала Касрашвили

Гран-при в 2023 году по решению жюри не присудили – действительно, явного и однозначного лидера не было.  Замечательно, что оргкомитет и жюри не постеснялись подчеркнуть эту ситуацию. Лауреатом первой премии стал баритон из Армении Аксел Давеян, обладающий харизмой и ярким тембром, он уверенно шел на протяжении всего конкурса, и победная Каватина Фигаро из «Севильского цирюльника» Россини принесла ему заслуженный успех.

Вторую премию жюри решило поделить между двумя интересными исполнителями. Игорь Онищенко из Украины буквально недавно был баритоном, но к тридцати годам почувствовал, что может петь тенором: этот удивительный случай, возможно, и сохранил выдающуюся драматическую природу его голоса с невероятной «стенобитной» мощью и силой. Конечно, сейчас нужно положить много сил на преодоление естественных технических трудностей, связанных со сменой типа голоса, но после этого пути у нас наконец-то появится настоящий Герман для «Пиковой дамы» Чайковского.

Также на второе место члены жюри определили меццо-сопрано Валерию Торунову, чей голос «вырастает» и обогащается буквально с каждым днем: кроме ощутимого потенциала голоса, певица имеет впечатляющую артистическую природу и интеллект, весь редкий комплекс приковывает к ней повышенное внимание слушателей.  В идеальном ансамбле с Валерией Торуновой выступил пианист Марк Ваза – он получил звание лучшего концертмейстера.

Третье место разделили две сопрано – Елизавета Кулагина и Чжан Лэй из Китая. Елизавете Кулагиной также вручили один из специальных призов, которых на конкурсе учредили очень много. Хибла Герзмава подарила ей свою премию к 100-летию Марии Каллас. Награждение оправданно, поскольку с точки зрения техники к этой участнице придраться было сложно: третье место скорее обуславливается тем, что Елизавета Кулагина не конкурсная певица, она гораздо выгоднее смотрится в полноценном спектакле. Чжан Лэй, напротив, допускала серьезные ошибки во втором туре и даже в финале: но на гала-концерте, вероятно, преодолев конкурсное волнение, она свела свои «потери» к минимуму.

На всех премии разделить невозможно, но два дипломанта лауреатам точно не уступали. Для условной справедливости их отметили по-другому. Александра Соколова, обладающая роскошным колоратурным сопрано и блестяще исполнившая в третьем туре сложнейшие Куплеты Олимпии из «Сказок Гофмана» Оффенбаха, получила специальный приз от Николая Баскова в честь Монтсеррат Кабалье. Вместе с экземпляром журнала «Музыкальная жизнь» приз вручил продюсер Павел Токарев – именно его статью в память о великой примадонне мы недавно публиковали.  Специальный приз «За лучшее исполнение русской оперной арии» к 150-летию Федора Шаляпина получил молодой бас Жасурбек Хайдаров. Нет сомнений, что его ждет прекрасное будущее: он уже обладает «фирменным» европейским звучанием, помноженным на отточенную стилистику во всем репертуарном списке.

Открытием и «надеждой» конкурса многие справедливо назвали меццо-сопрано Валерию Горбунову, она стала дипломантом и получила приз зрительских симпатий. Никакие естественные для начального этапа обучения технические  трудности не помешали нам услышать великолепные данные певицы, чей большой, полетный и, главное, запоминающийся голос, возможно, еще заставит о себе говорить. Пусть даже Валерия получила пока всего лишь диплом, Конкурс Елены Образцовой помог ей понять, что она не зря выбрала вокальный путь. Такие результаты не могут не радовать!

Лучше, мама, не пищи События

Лучше, мама, не пищи

В Театре Сац поставили «Сказку о глупом неразумном мышонке»

Победа над собой События

Победа над собой

Госоркестр Башкортостана и Денис Мацуев дали концерт в Большом зале Московской консерватории

Луч света во тьме безысходности События

Луч света во тьме безысходности

Новую «Силу судьбы» Верди в Метрополитен-опере, которая не обновлялась там на протяжении тридцати лет, поставил польский режиссер Мариуш Трелиньски. В партии Леоноры выступила норвежская звезда Лиз Давидсен, а ее озлобленного мстительного брата Дона Карлоса исполнил Игорь Головатенко

Диалектика Валерия Полянского События

Диалектика Валерия Полянского

В Концертном зале имени Чайковского художественный руководитель Государственной академической симфонической капеллы России отметил свое 75-летие