События сентября Анонсы

События сентября

СЕНТЯБРЬ
ОТКРЫТИЕ СЕЗОНА В МАРИИНСКОМ ТЕАТРЕ,
ОТКРЫТИЕ VI МЕЖДУНАРОДНОГО ФЕСТИВАЛЯ ИЛЬДАРА АБДРАЗАКОВА
МАРИИНСКИЙ ТЕАТР, МАРИИНСКИЙ-2,
КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ МАРИИНСКОГО ТЕАТРА

Первый осенний месяц Петербургский Большой начинает с мощного аккорда, в последовательности которого — как отдельные концертные события, так и специальные программы, объединенные одной темой. Официальное открытие 241 сезона в Мариинке намечено на 7 сентября — в этот вечер дадут «Иоланту» и «Орлеанскую деву» на двух сценах театра, причем оба события входят в абонемент, посвященный Чайковскому. На этот абонемент стоит обратить внимание, так как включенные в него четыре вечера отданы лауреатам XVII конкурса Чайковского (3, 9, 11 и 13 сентября).

Еще один цикл, на котором хочется остановиться, — «Все симфонии Шостаковича». Традиция представления всего наследия того или иного крупного симфониста скорее западная и связана отчасти с деятельностью звукозаписывающих компаний, периодически выпускающих серии дисков с симфониями Бетховена, Брамса, Малера. В российских залах и филармониях этот тренд только начинает набирать обороты. В каком порядке маэстро Гергиев планирует исполнить пятнадцать опусов Шостаковича — пока неизвестно, но в любом случае эта инициатива, не имеющая привязки к юбилею, выглядит достойно.

В конце месяца на берега Невы вернется Ильдар Абдразаков, который в рамках собственного фестиваля выступит вместе с номинантом на премию Grammy мексиканским тенором Рамоном Варгасом и другими солистами оперной сцены. В преддверии гала-концерта в Академии музыки Елены Образцовой пройдут открытые мастер-­классы Абдразакова и Варгаса для молодых вокалистов. Как отмечают организаторы, на участие в этих мастер-­классах было подано около четырехсот заявок из разных стран мира.

3 сентября, 6–7 сентября
ТЕОДОР КУРЕНТЗИС, MUSICAETERNA
МТС LIVE ХОЛЛ (САНКТ-­ПЕТЕРБУРГ), МКЗ «ЗАРЯДЬЕ» (МОСКВА)

Еще один дирижер, начинающий сезон с Шостаковича, — Теодор Курентзис. Порой, когда речь заходит о мероприятии с налетом официоза, руководитель оркестра и хора musicAeterna предлагает совсем непредсказуемые варианты, идущие наперекор не только традициям торжеств, но и ожиданиям публики. Курентзис — намеренно или нет — ломает стереотипы, отказываясь от парадного пафоса, и выбирает произведение глубоко трагическое — так уже было в случае с Седьмой симфонией Шостаковича, исполненной musicAeterna в канун Нового года. В этот раз дирижер и его соратники обратились (уже не впервые) к Тринадцатой симфонии Шостаковича на стихи Евгения Евтушенко, ставшей одной из величайших вершин музыкальной культуры «оттепели». Тринадцатую называют музыкальным обелиском прошлого века, символом Холокоста из-за первой части, посвященной чудовищному массовому истреблению евреев карательными отрядами гитлеровцев в Бабьем Яру под Киевом в 1941–1943 годы. Для греко-­российского дирижера наследие Шостаковича — фундаментальная константа гуманизма, пренебрегать которой в наши непростые времена не стоит.

Любопытно, однако, другое — Курентзис с оркестром дебютирует в МТС Live Холле. По своему функционалу площадка, расположенная на берегу Финского залива с панорамным видом на Лахта Центр и вмещающая порядка 4500 человек, — универсальная и может принимать как концертные, так и спортивные мероприятия. Потенциальному покупателю билетов предлагают выбрать места в секторах, как на стадионе. Действительно ли это удачное место для исполнения такого серьезного произведения? Подождем откликов очевидцев. Стоит добавить, что на сцену выйдут хоры басов musicAeterna, Капеллы имени Юрлова и Хора Свешникова. Солист — заслуженный артист Респуб­лики Татарстан Алексей Тихомиров.

15 сентября
БРАМС. «НЕМЕЦКИЙ РЕКВИЕМ»
РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОРКЕСТР, АЛЕКСАНДР РУДИН
КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ ИМЕНИ П. И. ЧАЙКОВСКОГО

Реквием, написанный Брамсом, наверное, одно из самых красивых произведений в этом жанре и самое продолжительное в наследии автора. В отличие от своих предшественников — Моцарта, Берлиоза и многих других, Брамс пренебрег традиционным латинским текстом заупокойной католической мессы; вместо него композитор создал сугубо индивидуальную версию из фрагментов лютеранской Библии (преимущественно из Нового завета) и апокрифов, избегая темы искупления после смерти и упоминаний имени Христа. Свое сочинение Брамс адресует живым людям, с их страданиями и стремлением к обретению утешения. В этом проявились черты либеральных протестантских воззрений композитора, связанных с его северогерманским воспитанием.

Произведение, несмотря на некоторые критические высказывания современников Брамса, прочно обосновалось в репертуаре самых авторитетных оркестров и хоровых капелл мира, а его тема по-прежнему находит живой отклик у любой аудитории. В сентябре «Немецкий реквием» прозвучит в КЗЧ в исполнении Российского национального оркестра под руководством Александра Рудина, вокального ансамбля Intrada, солистов — Альбины Латиповой (сопрано) и Михаила Петренко (бас).

20 сентября
«НАВСТРЕЧУ ЮБИЛЕЮ А. ШНИТКЕ»
ГОСКАПЕЛЛА РОССИИ, ВАЛЕРИЙ ПОЛЯНСКИЙ
БОЛЬШОЙ ЗАЛ МОСКОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ

Невероятно, но факт: празднование 90-летия со дня рождения Альфреда Шнитке будет проходить на федеральном уровне. Юбилейную дату — 24 ноября 2024 — заметили в Госдуме, и по такому случаю будет созван оргкомитет со всеми вытекающими из этого последствиями. В нижней палате парламента ратуют за то, чтобы как можно больше россиян соприкоснулись с творчеством Шнитке. Намерены ли сами депутаты посещать будущие концерты — вопрос риторический.

Госкапелла России и Валерий Полянский без ­чьей-либо подсказки инициировали концерт «Навстречу юбилею А. Шнитке», при этом стоит отметить, что коллектив и его руководитель не нуждаются в формальных поводах, чтобы исполнять музыку создателя «Истории доктора Иоганна Фауста», «Джезуальдо», «Жизни с идиотом». Валерий Полянский записывал произведения Шнитке с незапамятных времен. В программу сентябрьского концерта он включил Четвертую симфонию, объединившую, по словам автора, разные пласты культуры. «В этом произведении я прибегнул к стилизации культовой музыки трех вероисповеданий: православного, католического и протестантского — в симфонии встречаются элементы знаменитого распева, лютеранского хорала и юбиляции, напоминающие григорианский хорал, — а также синагогального пения, стараясь обнаружить здесь наряду с различиями некое изначальное единство», — говорил Шнитке. Рядом в программе — серенада для симфонического оркестра «Я простился с Моцартом на Карловом мосту в Праге» (1982) Фараджа Караева и мировая премьера нового произведения Юрия Каспарова «Неумолимый танец», созданного в рамках программы «Ноты и квоты» (проект Союза композиторов России при поддержке Минкультуры).

ХРОНИКА. СЕНТЯБРЬ

13 сентября 1837 года Рихард Вагнер стал капельмейстером рижского Немецкого театра. Сюда будущего властителя Байройта привела нужда. Практически всю жизнь, и особенно в молодости, он жил в долг. Город приютил его, но мечты о крупном заработке, позволяющем жить на широкую ногу без кредиторов, так и остались мечтами.

В сентябре 1869 года Цезарь Кюи и Николай Римский-­Корсаков завершили оперу «Каменный гость» своего соратника — Александра Даргомыжского, который скончался в январе того же года. «Каменный гость» представлялся автору идеалом современной оперы-­драмы.

12 сентября 1910 года в Мюнхене впервые была исполнена Восьмая симфония Густава Малера, за которой закрепилось «рекламное» название «Симфония тысячи участников». Дирижировал автор. В зале Neue Musik-­Festhalle присутствовали монаршие особы — принцесса Гизела Баварская и принц Людвиг Фердинанд, а также деятели культуры — Рихард Штраус, Томас Манн, Стефан Цвейг, Бруно Вальтер. Когда Малер взошел на дирижерский подиум, почти три тысячи слушателей поднялись со своих мест. По словам Альмы Малер, это была «самая трогательная дань уважения артисту».

сентября 1918 года Сергей Прокофьев впервые увидел небоскребы Манхэттена. В Нью-­Йорке он завершил свое первое сочинение заграничного периода — сборник из четырех пьес для фортепиано «Сказки старой бабушки». В дневнике композитора сохранилась запись: «Сочинял без рояля. Надо мелкотушки для издателя, попроще. Сонатины или “Сказки”. Но больше склонности к нескольким “Сказкам старой бабушки”, в которых сквозь дряхлость рассказывающей проскальзывают далекие воспоминания».