Сергей Новиков: Спасаем Ленского! Персона

Сергей Новиков: Спасаем Ленского!

В Нижегородском театре оперы и балета имени А.С.Пушкина готовится премьера «Онегина» Чайковского. С нее начнется и фестиваль «Болдинская осень», что символично, ведь именно в этих местах в 1831 году Пушкин закончил свой роман в стихах. Ну а постановщики – режиссер Сергей Новиков и художник Александр Купалян – уроженцы Нижнего Новгорода. Так что звезды, очевидно, сошлись, и зрителей ожидает нечто необычное и интересное. О своей концепции и исполнителях Сергей Новиков (СН) рассказал главному редактору журнала «Музыкальная жизнь» Евгении Кривицкой (ЕК).

ЕК Сергей, все же почему «Евгений Онегин»? Три предыдущие ваши постановки – «Опричник» Чайковского, «Лакме» Делиба и «Синяя борода» Оффенбаха, и в их выборе угадывалась стратегия брать редко звучащие названия, чтобы «открывать» их российскому зрителю, не оглядываясь на предшественников. «Евгений Онегин» же входит в список самых значительных русских опер.

СН Моим первым полноформатным спектаклем стала «Иоланта» – хит. Но вообще, мой режиссерский путь начался как раз с «Евгения Онегина». В 2015 году на режиссерском конкурсе «Нано-опера» мне выпало придумать сквозную сцену из абсолютно несочетаемых между собой фрагментов: арии Онегина в саду (отповедь Татьяне) и дуэта с Ленским «Враги». Это совмещение несовместимого навело тогда на парадоксальную идею: а может ли Онегин спасти своего друга?

Члены жюри Владислав Пьявко и Андрейс Жагарс тогда сказали: да, интересно, но непонятно, как в таком случае поставить всю оперу, как сложатся все остальные сюжетные линии и поступки героев.

ЕК И вот теперь пазл сложился?

СН Да, инкубационный период длился восемь лет, и теперь рождается спектакль. У нас шедевр Чайковского звучит от первой и до последней ноты: музыка неприкосновенна, в центре повествования – Евгений Онегин. Но Онегин как главный герой во всех значениях этого слова!

Время действия: осень 1799 года в первой картине и 1802 год в седьмой, что вполне возможно, так как сам Александр Сергеевич не оставил на этот счет никаких указаний. А для постановки перелом веков и эпох стал сюжетообразующим – рискнув всем, что было, Онегин покидает Россию Павла I. И только восшествие на престол императора Александра вновь открывает нашему герою путь на родину.

Будет красивый костюмный спектакль (художник по костюмам – Мария Высотская), его сценографию усилит видеоарт от Дмитрия Иванченко.

ЕК Сергей, сможете, конечно, не раскрывая всех секретов, чуть-чуть прояснить вашу интерпретацию сюжета?

СН Онегин прибывает в усадьбу в сентябре, когда жатва закончена. Потом сцена письма – объяснение Татьяны. Затем наступает зима, 25 января, именины Татьяны, и наша задача показать развитие отношений: Онегин питает к Татьяне определенные чувства, иначе бы он – столичный денди – столько месяцев не оставался в сельской глуши, не пришел бы в дом Лариных на ее праздник. Там происходит ссора Ленского с Онегиным, который несколько раз пытается остановить скандал… Ну а дальше надо смотреть спектакль.

На репетиции. Фото: Артем Дюнзе

ЕК Без спойлеров, просто скажите – Ленский останется жить?

СН Да.

ЕК И как вы оправдаете такой поворот сюжета?

СН Мы читаем литературный текст своим внутренним голосом. Поэтому каждый слышит речь персонажей по-своему. Но композитор, наделив героя музыкальными характеристиками, существенно уточняет его образ. Поэтому Онегин Чайковского гораздо более конкретен. Это не «лишний герой», как нам преподавали в школе. Его музыкальные черты благородны, выдержанны, рафинированны; в одной картине музыка Евгения обдает вас ледяным дождем, зато в другой – пламенеет. В нашей постановке Онегин – это и верный друг, и по-настоящему любящий мужчина.

По музыке выходит, что Чайковский симпатизировал Онегину гораздо больше Пушкина. В его поведении нет ничего негативного. Евгений говорит с Татьяной очень осторожно, старается ее не обидеть, стремится, чтобы она в своем порыве чувств и восторгов не наделала ошибок. Своего ближайшего друга, в котором он души не чает, он тоже хочет оградить от ошибок, остановить, и только когда Ленский переходит определенную черту, ему приходится принимать вызов.  Да, Онегин делает ошибки, но он же и пытается их исправить. Хочется показать Онегина положительным героем, чтобы стало ясно, почему именно его имя вынесено в заглавие оперы, чтобы зритель ему сопереживал. Тем глубже будет трагедия в финале, когда Онегин потерпит фиаско.

ЕК Действительно,  неожиданный поворот. Встречала, что оперу можно было бы назвать «Татьяна», ведь Чайковский пишет для этой героини больше музыки.

СН У Чайковского достаточно много мужских персонажей, которым он симпатизирует. Хотя у него есть и «Иоланта», и «Чародейка», и «Орлеанская дева».  Но вместе с тем и «Опричник», и «Евгений Онегин», и «Кузнец Вакула», первая версия оперы по гоголевскому сюжету. Да и Герману в «Пиковой даме» он сочувствовал и писал брату Модесту, закончив оперу: «Когда дошел до смерти Германа и заключительного хора, мне до того стало жаль Германа, что я вдруг начал сильно плакать <…>. Оказывается, что Герман не был для меня только предлогом писать ту или другую музыку, а все время живым человеком…» Немного зная о характере Чайковского, мы понимаем, что такого изысканного, тонкого, с детства пестуемого французом-гувернером молодого человека, как Евгений Онегин, он не мог бы показать нам только в темных красках.  Он, повторюсь,  симпатизирует Онегину, эстетически наблюдая за ним со стороны.

ЕК Вы говорите, что идете за Чайковским, но все-таки композитор вслед за Пушкиным убил Ленского. Вы же поворачиваете ход истории по другому сценарию. Нет ли тут противоречия? И возникает популярный вопрос о режопере, о праве режиссера на такое кардинальное вторжение в оригинал.

СН По музыке все будет четко, как написано у Чайковского. Если эту постановку только слушать, то отход от литературы заметить будет невозможно. И это создает как бы потайной ход в партитуре Чайковского. Отсюда мысль: может быть, он специально такую опцию режиссерам оставил? Он ведь и сам ради сценического успеха постоянно отходил от первоисточника, достаточно вспомнить либретто «Пиковой дамы». Кстати, «Онегина» Чайковский писал не для сцены, а для экзамена в Московской консерватории, даже и не помышляя о сценическом воплощении.

ЕК Кого вы пригласили из певцов? На сайте театра пока нет информации.

СН Константин Сучков – Онегин, также на эту роль приглашен из Петербурга Семен Антаков. Кстати, ему 26 лет – он играет героя своего возраста. Еще один исполнитель заглавной партии – Владислав Бирюков. Татьяну репетируют Маша Калинина, Катя Ясинская и Светлана Ползикова. Гремины – Гарри Агаджанян и приехавший из Красноярска в Нижний  Сергей Теленков. Ленский – Сергей Кузьмин, Сергей Писарев и Роман Мамалимов. Все трое – также солисты театра. А Ольгу сыграют Карина Хэрунц,  Валерия Горбунова и Наталия Ляскова.

ЕК Прекрасный каст, стоит посмотреть спектакль как минимум дважды, чтобы оценить работы таких ярких певцов. И респект худруку театра Алексею Трифонову, сумевшему привлечь в труппу сильных певцов со всей России.

СН Это правда. И я скажу, что у нас фактически нет разделения на первый и второй составы, мы репетируем все вместе – в разных сочетаниях исполнителей. Бывает, что кому-то из солистов кажется, что мизансцену можно изменить, – пожалуйста, мы пробуем. Но к финалу репетиций, как правило, приходим к единому – самому выигрышному для солистов – решению роли.

Георгий Исаакян: Классика прекрасна тем, что у нее нет одного «правильного» решения Персона

Георгий Исаакян: Классика прекрасна тем, что у нее нет одного «правильного» решения

Якоб Ульман: Я не могу жить без истории Персона

Якоб Ульман: Я не могу жить без истории

Из Казани с оркестром Персона

Из Казани с оркестром

В Москве впервые представили молодой симфонический коллектив из Татарстана «Новая музыка» и отметили 85-летие Союза композиторов республики

Альбина Шагимуратова: Нашим певцам сейчас необходимы конкурсы Персона

Альбина Шагимуратова: Нашим певцам сейчас необходимы конкурсы