«Князь Игорь»: продолжение События

«Князь Игорь»: продолжение

В Москве открылся VIII Фестиваль музыкальных театров «Видеть музыку»

Пока музыкальное сообщество обсуждает непростую ситуацию, буквально с каждым днем обостряющуюся вокруг «Золотой Маски», Ассоциация музыкальных театров уже в восьмой раз проводит собственный альтернативный смотр творческих результатов. В афише фестиваля «Видеть музыку» в этом году представлено свыше тридцати спектаклей театров России и стран СНГ, показ которых на всех главных московских площадках продлится до конца 2023 года.

«Видеть музыку» исключает соревновательность как концептуальную идею, поэтому у фестиваля нет никаких других ключевых задач, кроме формирования между региональными театрами творческих связей и организации их гастрольной деятельности при поддержке Министерства культуры РФ и гранта Президентского фонда культурных инициатив. Так, на суд столичной публики, профессиональных музыкантов и критиков свои лучшие новые спектакли представят Самарский, Челябинский, Бурятский и Чувашский театры, «Санктъ-Петербургъ Опера», музыкальные театры Республики Карелия, Калининграда и Иваново, Театр Республики Коми и многие другие. Отдельный блок фестивальных показов будет посвящен 35-летию театра «Зазеркалье»: бессменные участники «Видеть музыку» в юбилейном году привезут в Москву «Отелло» Верди, «Пиковую даму» Чайковского и «Алису в Зазеркалье» Подгайца.

Команда фестиваля анонсировала также несколько образовательных лабораторий: для музыкальных критиков, молодых композиторов, художников по свету и не только. Кроме того, сформирована специальная «Детская программа», запланированы показы студенческих спектаклей, научно-практическая конференция, в рамках которой состоится цикл публичных дискуссий «Диалоги об опере» – многолетний авторский проект Георгия Исаакяна, основателя и руководителя фестиваля «Видеть музыку».

Открытие фестиваля стало своеобразным символическим актом: в Москву приехал коллектив Донбасс Оперы в составе более двухсот артистов. Спектакль «Князь Игорь», показанный в первый фестивальный день на Новой сцене Большого театра, сложился не благодаря, а вопреки. По словам директора Донецкого театра Евгения Денисенко, их здание, построенное незадолго до начала Великой Отечественной войны, сейчас иссечено осколками, в нем нет ни одного целого окна. С 2014 года театр сталкивается с тяжелейшими трудностями военного времени: менялся состав артистов, но труппа не прекращала репетировать, состав хора и оркестра удалось сохранить.

Сюжет подлинного памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» о неудачном походе русского войска против половцев, взятого композитором Александром Бородиным в качестве основы либретто, режиссер из Санкт-Петербурга Юрий Лаптев переосмыслил, сделав его патриотическим и воодушевляющим. В его версии опера не заканчивается трагическим осмыслением сожжения Путивля и возращением бежавшего из плена главного героя: в финале показан «Половецкий акт» со знаменитыми плясками. Однако режиссер однозначно закрывает эту историю. После того, как хан Кончак объявляет о новом походе на Русь, сцена погружается во мрак, из которого на экран победоносно высвечивается изображение князя Игоря, стоящего с мечом посреди павших половцев – результат похода Кончака предопределен.

Спектакль визуально решен традиционно: художник-постановщик и художник по костюмам Ирина Долгова, хореограф-постановщик Вадим Писарев обеспечили классическое прочтение, вместе с тем не претендующее на чрезмерную роскошь. Солисты под руководством дирижера Юрия Парамоненко энергетически, безусловно, старались выложиться, сделать образы искренне и по-настоящему: Владислав Лысак исполнил титульную партию, в его жену Ярославну перевоплотилась Анастасия Мельникова, партию Владимира пел Андрей Кривохата, образ Кончака воплощал Максим Алексейчук, а его дочери Кончаковны – Светлана Ситник, партия Овлура была поручена Александру Бакулину. Сейчас можно желать только одного: скорейшего восстановления миропорядка. И тогда артисты вновь получат силы и возможности демонстрировать былое качество вокала, которым всегда славился Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А. Б. Соловьяненко.

В афише фестиваля «Видеть музыку» собрано еще немало интересного, на многое можно обратить внимание – фестиваль только начинается. Например, «Зазеркалье» покажет «Пиковую даму» Чайковского, Санкт-Петербургский музыкальный театр привезет «Травиату» Верди. Из современного: Иркутский театр покажет оперу Гладкова «Старший сын», а Новосибирский музыкальный театр – мюзикл Романа Львовича «Опасные связи», Театр Сац предлагает «Двухсотлетнего человека» Габриэля Прокофьева и «Любовь к трем цукербринам» Константина Комольцева. Из совсем редкого и интригующего: 12 и 13 декабря в исполнении Бурятского театра можно будет послушать оперу Вано Мурадели «Великая дружба», ставшую не менее важным документом эпохи, чем «Слово о полку Игореве».

Победа над собой События

Победа над собой

Госоркестр Башкортостана и Денис Мацуев дали концерт в Большом зале Московской консерватории

Луч света во тьме безысходности События

Луч света во тьме безысходности

Новую «Силу судьбы» Верди в Метрополитен-опере, которая не обновлялась там на протяжении тридцати лет, поставил польский режиссер Мариуш Трелиньски. В партии Леоноры выступила норвежская звезда Лиз Давидсен, а ее озлобленного мстительного брата Дона Карлоса исполнил Игорь Головатенко

Диалектика Валерия Полянского События

Диалектика Валерия Полянского

В Концертном зале имени Чайковского художественный руководитель Государственной академической симфонической капеллы России отметил свое 75-летие

Из Казани с оркестром Персона

Из Казани с оркестром

В Москве впервые представили молодой симфонический коллектив из Татарстана «Новая музыка» и отметили 85-летие Союза композиторов республики