Ария с буклетом События

Ария с буклетом

В Мариинке-2 стартовал Шестой фестиваль Ильдара Абдразакова

Открытие отметили пафосно: в Петербург приехал мексиканский тенор Рамон Варгас, которого в России ждали с весны.

Концерт прошел на особой волне – радости, улыбок, горячего энтузиазма публики. Всю атмосферу, безусловно, задал главный герой вечера – Ильдар Абдразаков. Удивительно, но факт: бас «обошел» тенора, Эскамильо взял верх над Хозе, а Мефистофель взял верх над Фаустом. Но и символично, ведь фестиваль этого года посвящен 150-летию Федора Шаляпина – величайшего из русских басов.

Ильдар брал обаянием, раскованностью, артистичностью и, безусловно и прежде всего, – великолепным вокалом. Качество звучания голоса, понимание разной стилистики, разнообразие красок и нюансов – все это выгодно отличало Абдразакова и обозначило несомненный триумф – его персональный и всей русской школы. Плюс каждый номер он мыслил как мизансцену. Ария Лепорелло «с буклетом» уже стала его фирменным номером, но всякий раз с наслаждением следишь за юморными жестами и мимикой Ильдара, да и в буклетах ведь меняются картинки. В дуэте Неморино и Дулькамары он, словно фокусник, извлек из кармана бутылочку с «любовным напитком» и за мзду вручил ее партнеру. Вся гамма чувств, от иронии до сочувствия, отражалась на лице первого русского баса, когда он в образе Мефистофеля искушал бедолагу Фауста, и следить за этими «немыми» ремарками было, пожалуй, даже интереснее, чем за пением титулованного гостя, с трудом отрывавшего в эти моменты глаза от нот.

Ильдар Абдразаков: Меня уже не удивить большими и красивыми голосами

Действительно, Варгас все первое отделение был очень напряжен, звучал нестабильно, нервно комкал носовой платок в руке. Всякий раз, когда наступало время верхних нот, сердце сжималось – вытянет ли? Получалось не всегда.

Второе отделение прошло спокойнее: видимо, тут певец поставил свои «коронные» арии, вроде Дона Оттавио или Ленского, в которых был больше уверен. Однако выяснилось, что звукоизвлечение – главное, что заботило мексиканского гостя. Моцарт, Гуно, Чайковский – все звучало абсолютно одинаково, в динамической амплитуде от меццо-форте до форте, с преувеличенной подачей на зал. Впрочем, его Ленский вновь покорил русскую публику – за десятилетия тенор так и не освоил тонкости произношения этих трудных русских слов, зато это звучало так трогательно, так беззащитно. «Он ведь так старался!» – вздыхали зрители и стоя приветствовали Варгаса.

Оба героя вечера (в заключительной сцене из «Кармен» пару пылкому Хозе – Варгасу составила мощная Екатерина Сергеева) были щедры на бисы, устроив своего рода соревнование. Вначале Варгас молил о любви в латиноамериканском хите Besame mucho, затем Ильдар Абдразаков поддал жару, спев наши «Очи черные». А затем они вместе слились в экстазе в «Гранаде» Агустина Лары.

Идеальным партнером для певцов стал Симфонический оркестр Мариинского театра. Валерий Гергиев, продирижировав в соседнем Концертном зале «Мариинский» сложнейшую концептуальную программу ко дню рождения Шостаковича, мгновенно переместился на Новую сцену и включился в совершенно иной репертуар. Для «настройки» публики он выбрал «Послеполуденный отдых фавна» Дебюсси, погрузив зал в мир призрачных грез. Он никуда не спешил, продлевая каждый звук, каждое мгновение, готовя тем самым блок французских арий и дуэтов из опер Гуно, Массне и Бизе. Аккомпанирует маэстро певцам замечательно, буквально спиной чувствуя их дыхание. Накладок практически не было, и Гергиев с удовольствием выходил на поклоны со своими друзьями (Варгас впервые приехал на «Звезды белых ночей» в Мариинку в 2008 году).

Суждения критика – по гамбургскому счету, но, безусловно, публика просто купалась в волнах любовных излияний и комических эскападах артистов. В этот вечер обошлись без драм, и даже Кармен осталась живой, убежав в кулисы от своего докучливого ухажера.

Фестиваль меж тем двинулся в регионы: Архангельск, Мурманск, Петрозаводск, Самара, Казань. Здесь будут проходить мастер-классы Ильдара Абдразакова, а в концертных программах с ним выйдут на сцены этих городов замечательные русские басы – Алексей Тихомиров, Станислав Трофимов, чтобы доказать: традиции Шаляпина живы, и на возделанной им почве продолжают вырастать редкой красоты цветы.

Луч света во тьме безысходности События

Луч света во тьме безысходности

Новую «Силу судьбы» Верди в Метрополитен-опере, которая не обновлялась там на протяжении тридцати лет, поставил польский режиссер Мариуш Трелиньски. В партии Леоноры выступила норвежская звезда Лиз Давидсен, а ее озлобленного мстительного брата Дона Карлоса исполнил Игорь Головатенко

Диалектика Валерия Полянского События

Диалектика Валерия Полянского

В Концертном зале имени Чайковского художественный руководитель Государственной академической симфонической капеллы России отметил свое 75-летие

Из Казани с оркестром Персона

Из Казани с оркестром

В Москве впервые представили молодой симфонический коллектив из Татарстана «Новая музыка» и отметили 85-летие Союза композиторов республики

Королева фуг События

Королева фуг

В Концертном зале имени Чайковского состоится концерт к 100-летию со дня рождения пианистки, композитора, педагога Татьяны Николаевой