Я тот, которому внимали События

Я тот, которому внимали

В Гнесинке прошел Третий фестиваль-смотр выпускников музыкальных училищ

С 11 по 17 сентября в Концертном зале Академии имени Гнесиных будущие абитуриенты консерваторий продемонстрировали, что за музыкальное будущее России можно не беспокоиться.

Фестиваль-смотр выпускников музыкальных училищ и колледжей искусств уже можно назвать традиционным для Ассоциации музыкальных образовательных учреждений и Гнесинского дома. Традиция сложилась как раз к 2023 году, объявленному Годом педагога и наставника, и в преддверии сезона, посвященного 150-летию Елены Фабиановны Гнесиной. В этот раз проект реализуется в рамках мероприятий навстречу юбилею. Ректор РАМ имени Гнесиных Александр Рыжинский подчеркнул: пусть Фестиваль и может рассматриваться как ярмарка талантов или срез состояния среднего звена музыкального образования, но, прежде всего, он призван ответить на вопрос – есть ли у этого образования будущее?

Александр Рыжинский: Коммерциализация искусства – это вызов для нас

Фестиваль разросся в масштабах. В этом году в проекте были представлены одиннадцать образовательных организаций из девяти регионов нашей страны: Москвы, Московской, Архангельской, Вологодской и Калининградской областей, Краснодарского края, Ханты-Мансийского автономного округа, Республики Марий Эл и Республики Башкортостан. Таким образом, в смотре участвовало более пятидесяти студентов. Александр Рыжинский выразил надежду, что со временем проект разовьется из межрегионального во всероссийский.

В течение недели по вечерам в Концертном зале Академии участники выступали на прослушиваниях. Они были поделены на специальности: фортепиано, оркестровые струнные, духовые и ударные инструменты, инструменты народного оркестра и национальные инструменты народов России, вокальное искусство и сольное народное пение, музыкальное искусство эстрады. Участники старались использовать данный шанс по максимуму и для выступления чаще всего выбирали эффектные развернутые пьесы. Волнения добавляла прямая трансляция выступлений (их записи можно увидеть в группе Ассоциации ВКонтакте).

Оценивали профессиональную подготовку студентов члены экспертной комиссии. В нее вошли члены Ассоциации – ведущие преподаватели РАМ имени Гнесиных, Института музыки имени Шнитке, Нижегородской консерватории, представители Белгородской филармонии и другие. Разумеется, смотр нельзя назвать конкурсом в традиционном понимании этого слова. Но все же соревнование имеет место быть. Музыканты боролись не только за право участвовать в финале проекта. По итогам прослушиваний струнников и духовиков Белгородская филармония будет рассматривать возможность присуждения именной стипендии – для тех студентов, кто поступит в музыкальный вуз и будет готов после его окончания работать в Белгороде. После прослушиваний для участников фестиваля были устроены встречи с представителями филармонии, а преподаватели провели мастер-классы. Как итог выступлений и занятий с педагогами в конце фестивальной недели наиболее удачные вошли в программу праздничного гала-концерта – именно они дали ответ на главный музыкально-образовательный вопрос.

Концерт получился многоликим и многозвучным, богатым на выкрики «браво» и выходы на поклон. Открывали вечер пианистки Динара Бакижанова и Анастасия Добрынина, студентки Сургутского музыкального колледжа. Под их пальцами бурлила четвертая часть испанской рапсодии Равеля – «Ферия». Девушки показали хороший баланс фортепианного ансамбля и блеск равелевских тембров. Для полной феерии им, впрочем, немного не хватило внутренней свободы.

Третий романс Демона («Я тот, которому внимала») из одноименной оперы Рубинштейна исполнял студент Московского областного базового музыкального колледжа имени А. Н. Скрябина Павел Исаченко. Под сопровождение концертмейстера Юлии Аракиной он и правда заставлял внимать своему бархатному властному голосу. Эффекта добавляло погружение молодого человека в образ Демона, с его страстями и внутренними противоречиями.

Милана Большакова, студентка того же колледжа, выступила с виртуозным Аллегро аппассионато для виолончели и фортепиано Сен-Санса (за роялем была Светлана Дельдина). Пожалуй, исполнение прозвучало бы более цельно, если бы девушка рельефнее высекала контрастные образы этой музыки. Однако Аллегро аппассионато под смычком Миланы полностью соответствовало своему названию – с первых звуков.

Серию демонических произведений продолжил «Мефисто-вальс» Листа. На сцену вышла Анна Щукина, студентка Калининградского областного музыкального колледжа имени С. В. Рахманинова. Девушка раз за разом закручивала богатую листовскую фактуру в капризный вальс с чертовщинкой. Техническая сложность не стала самой трудной и важной задачей для Анны – это одна из сильных сторон пианистки.

Арию Маргариты (с жемчугом) из оперы «Фауст» Гуно исполняла студентка Музыкального училища имени Гнесиных Вероника Мешкова. Место за роялем занял Роман Соснин. В прошлом году он сам был участником фестиваля, а теперь выступал как студент РАМ имени Гнесиных и концертмейстер училища. Певица подкупала культурой звука, чуткой реакцией на текст арии. Голос у Вероники полетный, гибкий, переливающийся красками.

Главное магическое произведение вечера – «Сиринкс» Дебюсси для флейты соло – было в программе Екатерины Ганичевой. Девушка – студентка Колледжа культуры и искусств имени И. С. Палантая. Ее колдовство было деликатным, нежным. Звуки флейты плавно извивались в неземном, неясном танце нимф.

Сочинский колледж искусств на гала-концерте представила Анастасия Тариус. Она исполнила лирическую «Колечко мое позлачёное» Белякова на слова Арсенева. Песня звучала задушевно, искренне, скорее как исповедь, и, будучи небольшой по объему, смогла не затеряться на фоне остальных произведений.

Еще одна студентка Колледжа имени Палантая – домристка Алиса Унженина – играла Интродукцию и Чардаш Цыганкова. Вместе с концертмейстером Нелли Пчелинцевой они стали первыми в числе удалых выступлений исполнителей на народных инструментах. Домра в руках Алисы то тянула жилы из чувственной интродукции, то заливалась смехом венгерского танца – словом, инструмент был представлен во всей красе.

Екатерина Окулова из Архангельского музыкального колледжа спела «Жалею тебя» Экимяна на слова Лаубе. Под сопровождение Альбины Абдуллиной девушка исполняла эту глубокую, тяжелую песню из репертуара Людмилы Зыкиной. Хотелось бы слышать большую свободу живого чувства в такой музыке и словах – это приходит к исполнителям с возрастом.

Баянист Дмитрий Добровольский из Сургутского музыкального колледжа взбодрил зал «Веснянкой» Власова. Баян у Дмитрия то подражал птичьим перекличкам, то предавался светлой меланхолии деревенских песен, то пускался играючи в озорной виртуозный пляс.

Сокурсник Дмитрия гитарист Анатолий Филатов выступил с Con Fuoco Дьёнса. Молодой человек действительно высекал искры из-под струн своего инструмента, поддерживая и постепенно распаляя пламя этой музыки.

Дарья Кузьмина, студентка Колледжа-интерната Центра искусств для одаренных детей Севера, исполнила «Пустячок» Андерсона на ксилофоне. За роялем была Гульназ Сагадеева. Дарья играла легко, будто сама она – заведенная игрушка. Совсем не пустячковая сложность произведения слушалась как незатейливая детская забава.

Наконец, в финале гала-концерта звучало Танго. Импровизацию на тему Historia de un amor Карлоса Альмарана исполнила Диана Крымова из Калининградского областного музыкального колледжа. Обволакивающий голос Дианы будто создан для такой музыки, а владение техническими приемами позволяет белокурой девушке смотреться органично в образе испанки. Ее страстный, отчаянный монолог превратился в томную песню любви, а затем – в зажигательную латину. Окончание фестиваля-смотра стало праздником музыки и чистого творчества. Доброй традиции общения, обмена опытом и стремления музыкальных образовательных организаций становиться все лучше – быть.

Лучше, мама, не пищи События

Лучше, мама, не пищи

В Театре Сац поставили «Сказку о глупом неразумном мышонке»

Победа над собой События

Победа над собой

Госоркестр Башкортостана и Денис Мацуев дали концерт в Большом зале Московской консерватории

Луч света во тьме безысходности События

Луч света во тьме безысходности

«Силу судьбы» Верди в Метрополитен-опере поставил польский режиссер Мариуш Трелиньски

Диалектика Валерия Полянского События

Диалектика Валерия Полянского

В Московской филармонии худрук Госкапеллы России отметил 75-летие