События октября Анонсы

События октября

6, 8, 10, 12 октября
Вагнер. «Летучий голландец»
Театр «Новая Опера»

«Новая Опера» позиционирует музыку Вагнера как репертуарную ценность. В театре идут «Лоэнгрин» и «Тристан и Изольда». Теперь этих вершин немецкой романтической музыки станет три: их дополнит «Летучий голландец» – опера, только открывающая путь в зрелый период творчества композитора, но именно в ней формируется его индивидуальный стиль.

Этот спектакль – первый опыт совместной постановки двух российских театров – «Новой Оперы» и Пермского театра оперы и балета имени П.И.Чайковского. В культурной столице Урала показы прошли в апреле, теперь очередь за Москвой. Постановка «Летучего голландца» посвящена сразу нескольким датам: 210-летию со дня рождения Вагнера (1813–1883) и 180-летию со дня мировой премьеры оперы в Дрездене (1843).

Сценическое решение «Летучего голландца» принадлежит Константину Богомолову. «Для нас с Филиппом Чижевским было принципиально, что в “Летучем голландце” мы не вторгаемся в структуру произведения, не вспарываем музыкальную ткань паузами или вставками стороннего материала. При этом характер взаимодействия с музыкой, наверное, у нас по-прежнему куда более вольный, чем обычно принято в опере, – с гораздо более нигилистическим (в хорошем смысле) отношением к этому священному чудовищу, к партитуре», – рассказывал режиссер в интервью Дмитрию Ренанскому.

Главные партии репетируют ведущие солисты «Новой Оперы». В роли Голландца – Анджей Белецкий, участник многих премьерных спектаклей последних сезонов, и Андрей Борисенко, исполняющий как классические, так и современные произведения. Для обоих артистов музыка Вагнера входит в основной репертуар. В роли Сенты – лауреат премии «Золотая Маска» Марина Нерабеева и Ольга Терентьева – в этом году она дебютировала на сцене Мариинского театра в партии Изольды.

Октябрь
Αθεατρον и концерт с музыкой Ретинского
Дом Радио, Санкт-Петербург

В октябре Дом Радио открывает новое направление Αθεατρον – театральное. В рамках проекта обещают обширную просветительскую программу с лекциями и кинопоказами знаковых постановок для всех желающих и воркшопами для представителей профессионального сообщества.

Лекционный блок будет представлен серией встреч с ведущими российскими специалистами в области театра. О развитии лицедейства от античности к средневековым мистериям и театрам Шекспира, Брехта, Арто и Понизовского расскажут Тамара Теперик, Владимир Колязин, Алексей Бартошевич, Людмила Баженова и Вадим Максимов. Практический блок будет представлен серией мастер-классов для профессиональных актеров и режиссеров, а также студентов старших курсов театральных учебных заведений. Занятия с участием Игоря Качаева, Алексея Слюсарчука и Елены Морозовой будут проходить раз в две недели.

Помимо этого в октябрьской афише Дома Радио – концерт с песнями Алексея Ретинского, которые композитор написал за три с половиной года резидентства. В рамках двух вечеров (1 и 3 октября) будут представлены шесть сочинений, в том числе две премьеры – «Добрый человече» на стихи Булата Окуджавы и «Жил да был» на оригинальный текст «Дыр бул щыл» поэта Алексея Крученых.

Все сочинения «Петербургской тетради песен» Алексея Ретинского прозвучат камерным составом в исполнении артистов musicAeternа. По словам композитора, большинство из этих песен написано для определенных исполнителей и в сотворчестве с ними. Так, в концерте примут участие артисты хора musicAeternа – сопрано Екатерина Дондукова и Элени-Лидия Стамеллу, контратенор Андрей Немзер.

6–8 октября
Слонимский. «Мастер и Маргарита»
Самарский театр оперы и балета имени Д. Д. Шостаковича

Творчество Сергея Слонимского тесно связано с Самарой – здесь с успехом шла его дебютная опера «Виринея» на либретто по одноименной повести Лидии Сейфуллиной, впервые была поставлена опера-баллада «Мария Стюарт» (дирижировал Лев Оссовский). Счастливую жизнь на сцене Самарского театра обрели dramma per musica «Гамлет» и историческая опера «Видения Иоанна Грозного». Куйбышеву Слонимский посвятил написанную в 1985 году Пятую симфонию. «Есть в ней (в одной из тем симфонии. – «МЖ») и тема Волги, ассоциирующейся с широким разливом мелодии. А в финале возникает, вздымаясь в богатырском облике, мелодия знаменного напева – как символ древнего города, всей России. Я патриот Самары, которую считаю своей второй музыкальной родиной», – делился композитор. Не случайно именно в этом городе вскоре будет осуществлена постановка запрещенной в 1970-х годах оперы Слонимского «Мастер и Маргарита».

«Хотелось восстановить справедливость и вернуть это грандиозное произведение на оперную сцену, – рассказывает дирижер-постановщик спектакля Евгений Хохлов. – Во многом это была идея Светланы Петровны Хумарьян, которая открыла Сергея Слонимского для Самары, дружила с ним до последних его дней». Режиссером спектакля выступает народный артист России, лауреат премий «Золотая Маска» и «Золотой софит» Юрий Александров. Над мистическим видеоконтентом работают специалисты компании Digital Opera Saint-Petersburg.

Сам Слонимский так отзывался о своем произведении: «Я видел “Мастера и Маргариту” как оперу абсурда, в том смысле, как у Хармса или Беккета: не бессмыслицу, а действие, где реалистически достоверная последовательность событий необязательна, где времена могут смешиваться. Например, одновременно – Голгофа и уничтожение критиками Мастера. Иногда действие может разворачиваться от обратного, от эпилога. Так, эпилог перемещается в начало: Пилат после казни Иешуа умоляет, чтобы ему сказали, что казни не было, что она ему только привиделась».

13–31 октября
Красноярский фестиваль искусств «Хворостовский»
Красноярская филармония, Красноярский театр оперы и балета

В этом году в основу концепции фестиваля легла тема наставничества, передачи традиций исполнительского мастерства от учителя к ученику. Фестиваль откроется 13 октября концертом Хиблы Герзмава в Красноярской филармонии. 16 октября, в день рождения Дмитрия Хворостовского, выступят артисты Мариинского театра Владислав Сулимский и Сергей Скороходов, а также Владимир Кудашев и Анастасия Лепешинская, которые, как и «золотой русский баритон», обучались у заслуженного деятеля искусств России Екатерины Иофель. Впервые в Красноярск приедет Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии – здесь он даст два концерта, программа которых составлена из произведений русских и советских композиторов. Столичные гости – ансамбль Questa Musica Филиппа Чижевского – пожалуют с изысканной россыпью барочных вокальных миниатюр и вместе с интересными солистами – французской сопрано Македой Монне и российским контратенором Артемом Крутько.

Помимо этого на фестивале ждут артистов МАМТ – они привезут в Красноярск проверенную временем, не стареющую постановку «Дон Жуана» Моцарта, а также дадут гала-концерт на сцене театра имени Хворостовского.

Завершить фестивальную программу выпала честь южнокорейскому тенору Сон Чи Хуну и французскому дирижеру Клеману Нонсьё. Оба принимали участие в недавних престижных конкурсах в России, и оба были отмечены высокими наградами.