Развесистая клюква в обертке гранд-опера События

Развесистая клюква в обертке гранд-опера

Театр «Санктъ-Петербургъ Опера» в рамках VIII фестиваля «Видеть музыку» представил в Москве «Ивана Грозного» Жоржа Бизе

Юрий Александров, возглавляющий петербургскую труппу, анонсировал спектакль как мировую премьеру, но открытия нового шедевра не случилось. Судьба этой оперы совсем не простая. Сначала произведение на этот сюжет по заказу дирекции парижской Гранд-опера создал Шарль Гуно, но ему по итогу отказали в постановке. Через четыре года, в 1862-м, другой француз, Жорж Бизе, начинает работать над «Грозным». Премьерные показы планировались в Имперском театре лирической оперы в Шатле, однако потом постановку забраковали. И Парижская опера тоже не захотела ставить сочинение Бизе. Таким образом, при жизни автора оно более не исполнялось и даже не было издано. По легенде, в отчаянии композитор разорвал партитуру. Однако в 1929 году «Ивана Грозного» обнаружили среди документов у вдовы Бизе. И тут мистика, окутывавшая судьбу произведения, отчасти рассеялась. В течение XX столетия опера ставилась в Большом театре Бордо, в Кёльне, сочинение звучало и в концертном исполнении. Но именно театр «Санктъ-Петербургъ Опера» представил этот раритет целиком, с полным финалом, который в предыдущих постановках отсутствовал. Творческой командой коллектива была проведена кропотливая работа по поиску и реставрации нотного материала.

Но все усилия напрасны: на поверку оказалось, что эта опера отнюдь не шедевр. Сюжет из российской истории о том, как царь Иван Васильевич Грозный взял себе в жены черкесскую княжну Марию Темрюковну, получил слишком вольную трактовку и выглядит максимально вампучно. Все оперные штампы эпохи романтизма в либретто Франсуа-Ипполита Леруа и Анри Трианона налицо: сумасшествие, обмороки, страдающая сопрано и мстительный бас-баритон, заговоры, казни и т.п. А вот финальный хеппи-энд воспринимается неожиданно: внезапно прозревший от безумия царь Грозный раскрывает предательство Юрлова, которого отправляет на смерть. И в страну возвращаются мир и любовь. Музыка Жоржа Бизе также скорее огорчила, нежели порадовала. Композитор не смог или не захотел хоть на йоту интонационно представить стиль русской музыки. Можно вспомнить тех же «Искателей жемчуга» Бизе, в которых восток выражен весьма условно, но тем не менее мы его слышим. В «Грозном» же экзотический для Бизе русский дух совершенно отсутствует. Помимо этого, музыка оперы не лишена своеобразных, порой вызывающих когнитивный диссонанс деталей и характеристик. Например, юный Булгарин, прислужник Грозного, поет арию, написанную в жанре болеро (!). А русского человека наверняка удивит звучание органа в церковных сценах – видимо, Бизе был не в курсе традиций русского православного служения. Много в опере эпизодов и героев, вызывающих ассоциации с другими произведениями XIX века. Иван Васильевич запевает застольную – и тут мы вспоминаем куплеты Мефистофеля из «Фауста» Гуно и арию Марселя из «Гугенотов» Мейербера. Бизе, по-видимому, вдохновлялся творчеством Гуно – так, большая и очень выигрышная ария Марии явно написана под влиянием арии Маргариты из «Фауста». Финальные ансамбли в конце каждого действия, несомненно, напоминают такие же эпизоды в операх Доницетти и Верди. Итальянец, на днях отпраздновавший 210-летие, возникнет в голове не единожды:  отец Марии князь Темрюк со своими жалобами на несчастную судьбу и желанием отомстить – почти что Риголетто. А вот боярин Юрлов, благодаря своим повадкам да и внешнему виду, становится как бы французским предвестником Шакловитого из «Хованщины» Модеста Мусоргского. Все эти сравнения явно говорят о том, что сочинение Бизе явно не первого ряда. Творческой лабораторией композитора его также не назовешь. Жанр французской гранд-опера в 1860-е, когда было написано это произведение, уже вышел из моды – опера Бизе даже для данной эпохи выглядит устаревшей. А еще «Иван Грозный» слишком продолжителен – в нем много длиннот, которые тормозят развитие действия.

Режиссер и худрук театра Юрий Александров свой спектакль сделал полностью классическим: все идет строго по либретто, а чисто театральная, насыщенная оперными штампами игра актеров превращает постановку в полный китч и не раз вызывает усмешку. За визуал в этой версии отвечает видео-арт (художники Вячеслав Окунев, Георгий Савельев) – именно благодаря видеопроекциям на сцене возникают водопад в кавказских горах, роскошные палаты Кремля, образы старинной Москвы. Учитывая скромные размеры основной сцены театра в особняке Дервиза этот прием с использованием современных технологий очень уместен.  Не поскупились и на роскошные исторические костюмы – они впечатляют своей отделкой и многочисленными деталями.

Большую работу проделали артисты театра – и здесь некого упрекнуть. Романтизированный Бизе образ Грозного удачно преподносит Юрий Борщев – зрителя ждет в прямом смысле не только любвеобильный, чувственный Иван Васильевич, но и отличный вокал. Откровенно хороша Евгения Кравченко в партии Марии – ее героиня по-французски нежна и изысканна. Певице удались и коварные верхушки, и рулады, выписанные Бизе. Очаровательная Виктория Мартемьянова с большим и звонким меццо-сопрано была убедительна в роли юного Булгарина. Драматически насыщен и вокально и актерски герой Антона Морозова – зловещий боярин Юрлов. Самой большой похвалы заслуживает Геворг Григорян в партии Темрюка – артист огромного масштаба и обладатель красивейшего наполненного баса. Ярамир Низамутдинов, исполнитель партии Игоря, порадовал культурой пения и эффектной подачей материала. Оркестр, ведомый Александром Гойхманом, также не вызывает вопросов – исполнение музыки Бизе получилось по-настоящему театральным и страстным. Но даже удачная музыкальная интерпретация не спасает общее впечатление от спектакля. Новой страницы в творчестве французского композитора он нам не открыл. Если уж и обращаться к неизвестному Бизе, то пусть это будут «Джамиле» и «Пертская красавица» – они на голову выше «Ивана Грозного».

Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Президентским фондом культурных инициатив.

Луч света во тьме безысходности События

Луч света во тьме безысходности

Новую «Силу судьбы» Верди в Метрополитен-опере, которая не обновлялась там на протяжении тридцати лет, поставил польский режиссер Мариуш Трелиньски. В партии Леоноры выступила норвежская звезда Лиз Давидсен, а ее озлобленного мстительного брата Дона Карлоса исполнил Игорь Головатенко

Диалектика Валерия Полянского События

Диалектика Валерия Полянского

В Концертном зале имени Чайковского художественный руководитель Государственной академической симфонической капеллы России отметил свое 75-летие

Из Казани с оркестром Персона

Из Казани с оркестром

В Москве впервые представили молодой симфонический коллектив из Татарстана «Новая музыка» и отметили 85-летие Союза композиторов республики

Королева фуг События

Королева фуг

В Концертном зале имени Чайковского состоится концерт к 100-летию со дня рождения пианистки, композитора, педагога Татьяны Николаевой