У ворот гусли вдарили События

У ворот гусли вдарили

Гастрольный проект «Русских гуслей волшебных перезвон» проехал по городам России

Сказители, поющие вещие песни, Садко, услаждающий новгородских купцов, – образ гуслей неизменно ассоциируется с былинными героями, русским фольклором, архаичными временами. Белгородский академический русский оркестр Белгородской государственной филармонии задался целью расширить, а где-то даже опрокинуть эти клишированные представления. И собрал в программе сочинения, где гусли звончатые помещены в современный контекст. Проект уже на стадии создания вызвал интерес оригинальностью и актуальностью подхода и потому получил поддержку Минкультуры РФ. Охват действительно всероссийский: старт состоялся во Владимирской филармонии. После оркестр выступил в Рязани, Чебоксарах, в поселке Ишеевка Ульяновской области, Тольятти, Кузнецке, Пензе, Воронеже, Курске. Не остались обделенными и жители Белгородской области. Кроме концертов во время этого мощного вояжа проходили творческие лаборатории с участием оркестра и исполнителей на гуслях звончатых и творческие встречи с солистами и главным дирижером оркестра, художественным руководителем Белгородской филармонии Евгением Алешниковым. По его словам, к гастролям готовились основательно. Сшили новый комплект концертных костюмов, да не простой, а дизайнерский, с модной сейчас асимметрией и расцветкой в духе гжельской росписи.

Русский народный оркестр обладает своими оригинальными колористическими возможностями, и программа была составлена так, чтобы максимально раскрыть все богатство красок инструментов. Полонез Василия Андреева мыслился как торжественный пролог: это сочинение классика жанра воспринималось почти как аналог Полонеза из «Евгения Онегина» – яркое, динамичное, создающее праздничное настроение.

Герои русских сказок и образы природы – эти темы главенствовали в произведениях первого отделения. Посвист соловья (бывают и такие инструменты в оркестре!) открыл Концерт №2 «Русская сказка» петербуржца Константина Шаханова. Композитор не просто присутствовал в зале, но и оказался исполнителем-мультиинструменталистом, поразившим публику владением и гуслями звончатыми, и окариной, и жалейкой. Артист менял костюмы, выходил в разных образах, что также помогало погрузиться в мир фольклорных сюжетов. Для частей концерта Шаханов выбрал такие знакомые с детства названия, как «В некотором царстве», «Василиса Премудрая», «Сивка-бурка». Но не стоит думать, что композитор стремился к иллюстративности: напротив, разнообразие жанровых ассоциаций – от плясовой до этно-рока с «игривыми» синкопами – давало простор воображению. Были в этой музыке и поэтические моменты, и фантастические, когда зал замирал, вслушиваясь в мерцающие звуковые блики. Оркестр под управлением Евгения Алешникова способствовал полету фантазии, настолько продуманны были контрасты – и динамические, и темповые. А в кульминациях, когда домры и балалайки начинали соревнование в виртуозности, дух захватывало от невероятных скоростей.

Кстати, эту партитуру оркестр собирается издавать на средства гранта, приложив к нотам компакт-диск с файлами оркестровых партий. Популяризируя тем самым новую яркую музыку.

Королевой концерта стала московская артистка Ольга Алексеева: ее тонкая вдохновенная игра заставила забыть, что гусли звончатые – инструмент с ограниченным звукорядом и диапазоном. Безусловно, сыграло роль и искусство аккомпанемента Белгородского академического русского оркестра и Евгения Алешникова, который сделал все, чтобы солистка предстала в самом выгодном свете. Тихой кульминацией вечера стал сольный выход Ольги Алексеевой с лирической пьесой собственного сочинения «Маленький принц».

Еще одной важной линией вечера стала тема родины. Ей были посвящены сюиты «Русь» Шаханова и «Сказ о Белогорочке» Николая Бирюкова, которого объявили как официального композитора Белгородской филармонии. Действительно, создан прецедент, благодаря тому, что статус профессии «композитор» теперь официально узаконен, и творцы могут работать, наконец, не числясь лекторами или библиотекарями.

Также во второй части вечера прозвучали обработки народных песен. «Ходила младешенька» Веры Городовской запомнилась проникновенным диалогом солирующих гуслей и оркестра, а в напев «Ты дума моя, дума» Константин Шаханов придумал ввести тембр окарины, колоритно сочетавшийся с тремоло домр и рок-интонациями оркестра.

Гусли звончатые в этой программе не только выступали как символ русского мира, но стали еще и средством межкультурного общения, средством погружения в фольклорные мотивы других стран и народностей. «Кельтские танцы» Шаханова впечатлили разнообразием тематического материала и стилевых наслоений. Эстрадные ритмы, фьюжн, неоклассика, своей остинатностью вводящая в транс, – композиция яркая, и ее отлично провел молодой дирижер Михаил Токаев. Дело в том, что Евгений Алешников как президент Ассоциации дирижеров профессиональных оркестров народных инструментов растит и поддерживает молодежь, и Михаил Токаев вполне оправдал доверие.

А затем оркестр пригласил публику в «Кругосветное путешествие». Его автор, Александр Цыганков, причудливо соединил японские, неаполитанские песни с нашей «Калинкой», и диатоника плавно сменялась пентатоникой.

Завершился концерт лихой «Фантазией на три русские темы» Шаханова (где автор процитировал песни «У ворот гусли вдарили», «Ты воспой в саду, соловейко» и «Вдоль по морю синему»). Слушатели устроили стоячую овацию, оценив мастерство, художественный вкус, с которым была выстроена программа. Откликаясь на горячий прием, белгородцы сыграли на бис фольклорный хит «Березничек», где солировали Ольга Алексеева (гусли звончатые), автор, герой вечера Константин Шаханов (гусли звончатые альтовые) и артист оркестра Вячеслав Рыбцов, выскочивший на авансцену с настоящей косой. Такого видеть раньше еще не приходилось. Его зажигательное соло стало эффектной точкой вечера, подарившего людям ярчайшие эмоции и впечатления.

Лучше, мама, не пищи События

Лучше, мама, не пищи

В Театре Сац поставили «Сказку о глупом неразумном мышонке»

Победа над собой События

Победа над собой

Госоркестр Башкортостана и Денис Мацуев дали концерт в Большом зале Московской консерватории

Луч света во тьме безысходности События

Луч света во тьме безысходности

Новую «Силу судьбы» Верди в Метрополитен-опере, которая не обновлялась там на протяжении тридцати лет, поставил польский режиссер Мариуш Трелиньски. В партии Леоноры выступила норвежская звезда Лиз Давидсен, а ее озлобленного мстительного брата Дона Карлоса исполнил Игорь Головатенко

Диалектика Валерия Полянского События

Диалектика Валерия Полянского

В Концертном зале имени Чайковского художественный руководитель Государственной академической симфонической капеллы России отметил свое 75-летие