Светлана Сурганова: Я научилась любить жизнь более осознанно Персона

Светлана Сурганова: Я научилась любить жизнь более осознанно

В этом году петербургский коллектив «Сурганова и Оркестр» отмечает свое двадцатилетие. К солидной дате фронтвумен группы Светлана Сурганова подходит, с одной стороны, с размышлениями о событиях, которыми были наполнены два десятилетия творческого пути, с другой – с желанием раздвинуть привычные рамки, заглянуть за горизонт, используя усовершенствованную жизненным опытом оптику. Вероятно, поэтому, обсуждая юбилейный концерт в Crocus City Hall (18 ноября), исполнительница и ее верный соратник соло-гитарист Валерий Тхай искали нетривиальное решение для формата праздника. Музыканты хотели максимально дистанцироваться от набивших оскомину номенклатурных гала-концертов.

О том, как родилась идея театрализованного представления с элементами клоунады, Светлана Сурганова (CC), Валерий Тхай (ВТ), а также привлеченный ими к проекту продюсер Александр Юрасов (АЮ) рассказали представителям СМИ в пресс-центре РИА. Впрочем, собравшимся было интересно узнать не только о юбилейном шоу, но и о том, как изменилась группа с ранних 2000-х.

С чистого листа

СС Первый наш большой концерт состоялся 26 апреля 2003 года в ДК «У Финляндского вокзала». Тогда собралась целая плеяда замечательных артистов, музыкантов, которые на тот момент составляли ядро коллектива «Север комбо». Стилистически мы начинали с латиноамериканской эстетики, и это было очень танцевально, подвижно, весело. Ребята выучили программу и фактически записали наш дебютный альбом «Неужели не я» за три недели – в рекордные, на мой взгляд, сроки. Программу мы явили публике 26 апреля, так что именно эта дата считается днем рождения коллектива «Сурганова и Оркестр». Дико волновались, ведь у нас не было никакого опыта сценического выступления в подобном составе: с брасс-секцией, гитарой, барабанами и другой перкуссией – все это требовало, конечно, грамотной подзвучки.

Если говорить об отсутствии каких-то регалий, «золотых дисков», то, конечно, коллективу «уже» двадцать лет, а если говорить о том, что все живо, творчество в радость, и мы готовы заниматься им еще как минимум столько же, то коллективу «еще» двадцать.

За это время произошло много всего. Менялся состав участников, были некоторые острые моменты, разногласия. С бас-гитаристом Денисом Сусиным прошли этап притирки, сейчас вместе с ним работать – полный восторг, это глубокий, интересный, креативный музыкант. С Сергеем Соколовым мы расстались, хотя это скорее многоточие во взаимоотношениях. Помню его, люблю. Клавишник Александр Арсеньев покинул коллектив в 2009 году и уже много лет сотрудничает с Еленой Ваенгой, тем не менее мы все равно в едином информационном поле, мы помним друг о друге, и, когда встречаемся, бросаемся друг другу в объятья.

Новый облик «старых знакомых»

На юбилейном концерте в Москве 18 ноября «Сурганова и Оркестр» выступит с программой «Метанойя», в которую вошли композиции группы в переработанной аранжировке, позже их можно будет услышать на новом альбоме.

СС Каждый наш альбом – переосмысление, и новая программа, которая получила название «Метанойя», – это очередное переосознание того, что случилось много лет тому назад. Я утешаю себя тем, что педагоги из года в год передают разным детишкам одно и то же знание. Люди, приходящие в храм, читают из раза в раз одни и те же молитвы. Наверное, это все-таки имеет какой-то смысл. Я поняла, что мои песни для меня самой и ближайшего окружения подобны некой молитве, заговору, – тому, что выравнивает вибрационное, энергетическое поле.

Режиссером юбилейного концерта выступил Александр Юрасов.

АЮ Мне не нравится слово «шоу». Я двигался, насколько это возможно, аккуратно, старался проявить деликатность ко всем тем произведениям коллектива «Сурганова и Оркестр», накопившимся за столько лет. Это нельзя назвать «отчетным концертом», это концерт-путешествие внутрь богатого, многослойного мира Светланы. Это как пластинка, в которой, перепрыгивая с дорожки на дорожку, встречаешься с непохожими друг на друга образами Сургановой, ее переживаниями в разные творческие этапы. Мне показалось, будет правильным отойти от классического формата концерта-дивертисмента, и, поскольку со стороны коллектива было высказано пожелание внести театрально-цирковой элемент, мы постарались реализовать это в гармонии с музыкальным материалом. Хотелось также сделать не концерт как набор аттракционов, а концерт как высказывание, тем более что поэтический и музыкальный материал, созданный Светланой, по-настоящему глубокий. Начинаем мы с шоу, но выходим в итоге на иную высоту – в мир горний, как у Гёте. Насколько мы справились с такой амбициозной целью – судить зрителю. Мы постараемся быть нескучными.

Валерий Тхай, в свою очередь, рассказал о том, к какому идеалу формата юбилейного концерта стремилась группа.

ВТ Два года назад мы как-то ехали со Светланой в машине. Я задал вопрос: «Через два года у коллектива юбилей, и, если бы тебе на выбор предложили режиссеров – Лемуана, Серебренникова, Вячеслава Полунина, то кого бы ты выбрала в качестве постановщика праздничного концерта?» Она ответила: «Конечно, Полунина!» Мы ведь были очарованы им, даже ходили в его Академию дураков. В итоге мы придумали концепцию, в которой наши песни звучат в качестве саундтреков, а каждый из нас изображает какого-то персонажа. Мы очень хотели отойти от шаблонного «праздничного набора», поэтому искали радикальное решение. Ребята из группы, выслушав наши идеи, сильно напряглись. Понимания мы не нашли. Каждому из режиссеров, с которыми обсуждались варианты проекта, мы рассказывали о желании стать частью какого-то мирового циркового движения, но отклика не было. Реакция Александра Юрасова отличалась от остальных – он поддержал наш настрой.

СС В моем возрасте человек уже, как правило, начинает впадать в детство. Хочется сказки, волшебства, отстраненности. Конечно, Вячеславом Полуниным очарована вся планета, и на его «Снежном шоу» я была раз девять. Мы мечтали заполучить его в качестве режиссера, но не срослось.

Попасть в кадр

Еще одним подарком поклонникам к юбилею группы стал выпуск фотоальбома в двух томах (в настоящее время доступна первая часть). В нем собраны фотографии «кинолент ушедших будней, эпизодов ярких дней» коллектива «Сурганова и Оркестр».

СС Благодаря усилиям наших поклонников материализовалась фотолетопись нашей группы. В этом уникальном издании столько информации, сколько я сама о себе не помню. Так что на досуге буду перелистывать этот фотоальбом и вспоминать «все, что было не со мной». Снимки, охватывающие первые десять лет, чудесно подобраны! Второй том – тоже увесистый фолиант – будет посвящен следующему десятилетию. Инициатором этого издания выступила Наталья Логачева – наш друг и поклонник. Она провела масштабную работу. Тот, кто действительно интересуется нашей историей, теперь может в подробностях, в картинках ознакомиться с ней благодаря такому артефакту.

Сохранение внутреннего света

СС Если еще лет десять назад в наш райдер входило полтора литра виски, ящик пива, красная икра, закуски и прочие радости, то теперь в райдере только двадцать бутылочек воды без газа и чай. Представляете, какие метаморфозы претерпело сознание, какая произошла аскетизация? Все ушло в дух – от материального насыщения к высокодуховным вибрациям.

Я не могу сказать, что за эти двадцать лет у меня произошла существенная переоценка ценностей: ценности, заложенные моими родителями больше полувека тому назад, я храню, пестую и развиваю в себе по сей день. Считаю колоссальной удачей то, что меня воспитывали данные мне богом родители – Зоя Михайловна и Лия Давыдовна Сургановы – две святые женщины, которые когда-то взяли меня из детского дома.

Есть песни, скрытые смыслы которых открылись мне какое-то время спустя. К примеру, меня вдруг осенило, о чем же строчка «Я хочу любить тебя руками» в моей композиции «Мураками», и подсказка пришла от прекрасного педагога, физика, богослова и философа Александра Филоненко. В одной из своих лекций он рассказывал о картине Рембрандта «Возвращение блудного сына». Мы видим отца, обнимающего свое дитя за плечи. Я не знала, но, оказывается, руки отца написаны по-разному: одна – мужская, другая похожа на женскую. Это символ милосердия и справедливости. Откинув милосердие, справедливость приводит к жестокости. Сочетание милосердия и справедливости – то, в чем нуждается каждый человек, пришедший в этот мир. «Я хочу любить тебя руками» можно интерпретировать как «я хочу обнимать тебя и принимать тебя таким, какой ты есть, каким тебя создал бог, подобно отцу и матери, без критики, без посягательства на личность». И то, что со мной произошло за последние годы, в чем состоялась моя личная метаморфоза, – как раз в чуде доверия и приятия, принятия этого мира. Я по-прежнему люблю жизнь, но люблю ее более осознанно, чем раньше.

Что осталось во мне от Светы Сургановой периода 2003 года? Надеюсь, что внутренний свет, и, кстати, это лейтмотив, фабула и вектор нашего трехчастного музыкального спектакля в «Крокусе», это любовь, уважение к жизни как к уникальному явлению. И мне хотелось бы обратить всеобщее внимание и вернуть к базовым настройкам, о которых мы, к сожалению, начинаем забывать, поэтому в мире происходит то, что мы сейчас наблюдаем. Справедливость, милосердие – это то, что я не перестану ценить никогда, это мой стержень.

Саундтрек жизни

СС Если бы вы попросили меня составить плейлист из композиций, которые повлияли на меня или связаны с какими-то воспоминаниями, то я бы ответила, что его содержание ситуативно и выглядело бы иначе полгода или год назад. То, что вошло бы в него сейчас: Concerti grossi Альфреда Шнитке, «Хорошо темперированный клавир» Баха, некоторые песни из репертуара Аллы Пугачёвой, например, «Реквием» на стихи Марины Цветаевой, несколько песен из репертуара Далиды…

О гармонии с собой

СС Наша ученая в области нейронауки Татьяна Черниговская как-то процитировала высказывание Шнитке: «Ошибка или обращение с правилом на грани риска и есть та зона, где возникают и развиваются животворные элементы искусства». Нужно позволять себе ошибки, не надо стремиться к идеальному. Гиперперфекционизм ни к чему, кроме как к неврозам, не приведет. Жемчужина бы не возникла в раковине, не будь песчинки, а песчинка по идее – мусор, артефакт, неправильность. Надо отпустить себя и позволять делать глупости, не бояться быть непохожим на других, не идти вместе с толпой, а максимально постараться быть всем для себя, постараться раскрыть замысел Бога.

Когда люди занимаются любимым делом, когда внутри коллектива есть взаимопонимание, когда это легко, то нет и усталости, нет выгорания.

За двадцать лет я научилась доверять. Это главная моя победа и заслуга в духовном росте.

Кристина Беленькая: Для меня коллекция проигрывателей – часть истории XX века Персона

Кристина Беленькая: Для меня коллекция проигрывателей – часть истории XX века

Георгий Исаакян: Классика прекрасна тем, что у нее нет одного «правильного» решения Персона

Георгий Исаакян: Классика прекрасна тем, что у нее нет одного «правильного» решения

Якоб Ульман: Я не могу жить без истории Персона

Якоб Ульман: Я не могу жить без истории

Из Казани с оркестром Персона

Из Казани с оркестром

В Москве впервые представили молодой симфонический коллектив из Татарстана «Новая музыка» и отметили 85-летие Союза композиторов республики