Гендель без сантиментов События

Гендель без сантиментов

Ораторию Генделя L’Allegro, il Penseroso ed il Moderato впервые в Москве исполнили отечественным составом исполнителей

Оратория, которую дирижер Александр Рудин представил в Концертном зале имени П.И.Чайковского, совершенно не типична для творчества Генделя.  Ее название переводится как «Радостный, Задумчивый и Умеренный». Сюжет аллегоричен и раскрывает своеобразную несостоятельность или даже неполноценность чувств и свойств, присущих людям. Например, Радостный с первой же арии тенора пытается обесценить Меланхолию, которую реабилитируют в финале второй части – у нее все же есть свое очарование. На подобных диалогах антагонистов и строится динамичный сюжет с извечными философскими подтекстами.

При жизни композитора оратория пользовалась популярностью, ее действительно красивую и изобретательную музыку любила публика. Сегодня она периодически звучит в зарубежных странах, записана лучшими коллективами и солистами. В России ситуация иная: с одной стороны, эта оратория долго хранилась в «запасниках», с другой – за последние три года мы услышали уже вторую интерпретацию.

В декабре 2021 года  L’Allegro, il Penseroso ed il Moderato в том же КЗЧ исполнял французский ансамбль Les Arts Florissants под управлением Уильяма Кристи с европейской командой певцов. Сопрано Рэйчел Редмонд и тенор Джеймс Уэй пели виртуозно и, главное, стильно: с интонационной точностью и инструментальным звучанием их подвижных голосов. Басу-баритону Сретену Манойловичу менее удавалась кантилена, но даже при этом культура барочного звучания не разрушалась. Дискант Бенедикт Форстнер чуть ли не обеспечил тогда провал, поскольку его голос был в опасном предмутационном периоде. Звучание оркестра и хора соответствовало нашему представлению об исторически информированном исполнительстве: публика прощала огрехи «натуральным» медным и восхищалась живописными картинами, которые обеспечивали струнные, флейты, челеста, орган. Не обошлось в тот вечер и без театрализации с акцентом на небольшие мизансцены и сценическую раскрепощенность солистов.

Столь подробные воспоминания о предыдущем исполнении оратории в данном случае неизбежны. «Отечественный вариант» оказался кардинально другим, поэтому через сравнение открывается большое поле для дискуссии. Оркестр Musica Viva, принципиально не ставя аутентичность во главу угла, пригласил только двух специалистов: органиста и клавесиниста Николая Мартынова, а также исполнительницу на теорбе Асю Гречищеву. Нельзя сказать, что в сравнении с вариантом Уильяма Кристи получилась колоссальная разница именно по звуку как таковому, различия оказались в эмоциональной плоскости.

Кристи допускал исполнительские шероховатости, но добивался особого куража, вскрывал неочевидную харизму музыки. Рудин выбрал академический и сдержанный подход: он развивал сюжет неспешно и как бы с эффектом взгляда со стороны, подчеркивая мелодическую линию и генделевские находки в плане инструментовки. Однако не стоит делать выбор в пользу первого или второго прочтения – оба они получились убедительными, поскольку для драйва в оратории есть барочная энергетика и насыщенная драматургия, а выбор менее эмоционального подхода оправдан смысловой нагрузкой стихотворений Джона Мильтона и Чарльза Дженненса, что требует определенной сосредоточенности и вдумчивости.

Существенный процент успеха обеспечил вокальный ансамбль Intrada: как всегда, придраться к ним трудно, «барочность» как концепцию и технику  музыканты демонстрируют на высоком уровне. Сопрано Диляра Идрисова также в барокко давно как «рыба в воде»: жаль, что таких певиц в России можно пересчитать по пальцам одной руки. Тенор Сергей Годин и баритон Игорь Подоплелов пришли в ораторию Генделя, буквально сказать, совершенно из другой оперы – невозможно сегодня петь барочную музыку, игнорируя международные тенденции исполнения, особенно если на фоне Intrada и Диляры Идрисовой слышна разница не в их пользу. Зато у нас есть потрясающий дискант Виктор Скоробродов – талантливый обаятельный мальчик с удивительной музыкальностью и, судя по всему, работоспособностью. Хочется, чтобы каждый вечер и в каждом концертном зале исполнение отличалось всем тем комплексом, который присущ этому юному артисту с большим будущим.

Луч света во тьме безысходности События

Луч света во тьме безысходности

Новую «Силу судьбы» Верди в Метрополитен-опере, которая не обновлялась там на протяжении тридцати лет, поставил польский режиссер Мариуш Трелиньски. В партии Леоноры выступила норвежская звезда Лиз Давидсен, а ее озлобленного мстительного брата Дона Карлоса исполнил Игорь Головатенко

Диалектика Валерия Полянского События

Диалектика Валерия Полянского

В Концертном зале имени Чайковского художественный руководитель Государственной академической симфонической капеллы России отметил свое 75-летие

Из Казани с оркестром Персона

Из Казани с оркестром

В Москве впервые представили молодой симфонический коллектив из Татарстана «Новая музыка» и отметили 85-летие Союза композиторов республики

Королева фуг События

Королева фуг

В Концертном зале имени Чайковского состоится концерт к 100-летию со дня рождения пианистки, композитора, педагога Татьяны Николаевой