Шагыйрь и Симфония с колоколом События

Шагыйрь и Симфония с колоколом

В Казани проходит XIII Международный фестиваль современной музыки имени Софии Губайдулиной Concordia

В Концертном зале имени С.Сайдашева вновь чествуют Софию Губайдулину, отметившую в октябре 92-летие, – в Казани стартовал фестиваль современной музыки Concordia. Каждый год маэстро Александр Сладковский и Госоркестр Республики Татарстан устраивают мощное погружение в необъятный, сложный и все еще не изведанный до конца мир музыкального авангарда XX столетия и музыки, написанной сегодня. Российские и мировые премьеры раритетов или сочинений, созданных по заказу худрука ГАСО РТ, звучат в исполнении ярчайших солистов и симфонического оркестра, за пультом которого друг друга сменяют опытные дирижеры из разных стран. И всякий раз ноябрь и декабрь, самые холодные мрачные месяцы в году, раскрашиваются в Казани яркими красками: в столицу Республики Татарстан стекаются ценители новейшей современной академической музыки и преданные поклонники фестиваля, продвижению которого способствует один из ведущих  российских продюсеров Алексей Пилюгин.

В этом году форум не изменил своего вектора, успешно заданного маэстро Сладковским тринадцать лет назад. В программе концертов объединились сочинения крупных мастеров прошлого века и опусы молодых авторов. Один из них прозвучал на открытии, прошедшем, кстати, без Александра Сладковского: накануне со своими подопечными он завершил выступление в Китае. «Бразды правления» маэстро передал коллегам Дмитрию Железнову и Сергею Ферулеву, которые дирижировали оркестром Центра современной музыки Софии Губайдулиной и Государственным камерным хором Республики Татарстан. Они представили в том числе поэму «Шагыйрь» («Поэт») 27-летнего композитора Миляуши Хайруллиной, выпускницы Казанской консерватории, которую уже можно назвать продолжателем отечественной симфонической школы и отчасти симфонического письма Губайдулиной. Кстати, ее живописную, построенную на татарском фольклоре оперу «Кави – Сарвар» ГАСО РТ исполнит в апреле следующего года. Это будет второе обращение оркестра к этой интересной партитуре Хайруллиной. Как и к Концерту для органа с оркестром «Великий шелковый путь» другого татарского композитора, Эльмира Низамова, который местная публика уже слышала этой весной, здесь же, на открытии IV Международного органного фестиваля. Красочный, иллюстративный диалог «короля инструментов» (партия органа – Евгения Кривицкая) и ГАСО РТ под управлением Кристофера Чена на фестивале Concordia прозвучал не менее эффектно и кинематографично.

В рамках фестиваля состоялось без преувеличения историческое событие – в Казани впервые была исполнена Третья симфония Шнитке. За это гигантское полистилистическое полотно взялся испанский дирижер Сесар Альварес, выучивший его с оркестром всего за два дня. Результат оказался грандиозным, а бас-гитара, электрогитара, клавесин, чембало, включенные в партитуру Шнитке, отлично вписались в акустику Зала Сайдашева. В другом опусе Альфреда Гарриевича – Первом виолончельном концерте – блистал солист Сергей Словачевский, сумевший отчетливо передать всю боль и страдания этого сугубо личного произведения. Дебютным было и выступление в Казани лауреата прошедшего в этом году Конкурса Чайковского, пианиста Энджела Вонга. Второкурсник Московской консерватории солировал во Втором фортепианном концерте Шостаковича, подкупив публику своей милой непосредственностью, легкостью и свежестью интерпретации.

 

Экватором фестиваля Concordia стал концерт, посвященный 120-летию Арама Хачатуряна. Прижизненный армянский классик, Арам Ильич навеки вписал свое имя в историю советской музыки XX века, хотя и не пошел по «авангардному пути», как Губайдулина, продолжая создавать сочинения в русле отечественной традиции, искусно смешивая национальный колорит и европейский симфонизм. Для концерта в Казани маэстро Карен Дургарян, вставший за пульт Госоркестра Республики Татарстан, выбрал самый знаковый опус Хачатуряна – Вторую симфонию, которую музыковед Георгий Хубов окрестил также «Симфонией с колоколом». Этот четырехчастный цикл, открывающийся и закрывающийся действительно колокольным набатом, во многом напоминает Седьмую симфонию Шостаковича. Обе написаны в годы Великой Отечественной войны как реакция на эту катастрофу, близки по своему содержанию и отчасти тематизму. Маэстро Дургарян отчетливо подчеркнул это родство как на уровне формы, так и в отдельных эпизодах: например, тема малого барабана из первой части напоминала знаменитую «тему нашествия», а финал (в до мажоре) также воспринимался как ликующий клич победы. ГАСО РТ звучал с присущим ему широким масштабом, мощью, наполненностью каждого звука, погружая в эту пучину, сквозь которую всплывали темпераментные, полетные квазифольклорные темы.

Безусловным украшением вечера-приношения Хачатуряну стала «Праздничная увертюра» Александра Арутюняна – также мэтра армянской музыки прошлого столетия, который, кстати, впервые в Армении стал писать сочинения для оркестра и медных духовых соло. Маэстро Дургарян, который уже много лет руководит фестивалем духовых инструментов имени Арутюняна у себя на родине, решил познакомить казанцев с наследием своего соотечественника. «Праздничная увертюра», исполненная подопечными Александра Сладковского в стремительном энергичном темпе, оживила в памяти беззаботные картины советского быта, звучала как саундтрек к кинокартине, снятой на «Мосфильме». В таком же изобразительном ключе развернулся и Концерт № 1 для виолончели с оркестром Шостаковича. Сочинение, своего рода бросившее вызов виолончельной Симфонии-концерту Прокофьева (Шостакович написал его по «горячим следам» премьеры прокофьевского цикла), оказалось сыграно весьма театрально. ГАСО РТ с легкостью фокусника вынимал из партитуры угловатые гротескные темы, которые перехватывали деревянные духовые и струнные. Солист Рустам Комачков демонстрировал тембральное богатство своего инструмента и в финале, наконец, одержал победу над валторнистом, с которым на протяжении всех частей соревновался в маскировке песни «Сулико». Эстафету Комачкова вскоре подхватит Александр Рамм, который выступит в следующей программе фестиваля Concordia с Концертом для виолончели с оркестром Барбера. Также публику ждет встреча с «Чехов-Симфонией» Александра Радвиловича, «Ночным отдыхом в Мадриде» Берио, Stille und Umkehr Циммермана – в исполнении примут участие дирижеры Алексей Рубин и Алессандро Кадарио, скрипач Даниил Коган и, конечно же, Госоркестр Республики Татарстан.

Луч света во тьме безысходности События

Луч света во тьме безысходности

Новую «Силу судьбы» Верди в Метрополитен-опере, которая не обновлялась там на протяжении тридцати лет, поставил польский режиссер Мариуш Трелиньски. В партии Леоноры выступила норвежская звезда Лиз Давидсен, а ее озлобленного мстительного брата Дона Карлоса исполнил Игорь Головатенко

Диалектика Валерия Полянского События

Диалектика Валерия Полянского

В Концертном зале имени Чайковского художественный руководитель Государственной академической симфонической капеллы России отметил свое 75-летие

Из Казани с оркестром Персона

Из Казани с оркестром

В Москве впервые представили молодой симфонический коллектив из Татарстана «Новая музыка» и отметили 85-летие Союза композиторов республики

Королева фуг События

Королева фуг

В Концертном зале имени Чайковского состоится концерт к 100-летию со дня рождения пианистки, композитора, педагога Татьяны Николаевой