Вздох счастья События

Вздох счастья

Два значимых юбилея уральской столицы сошлись в этом году: 300-летие самого города Екатеринбурга и 90-летие Театра музыкальной комедии. По этому поводу в театр, как водится, созвали друзей и гостей.

О том, почему оперетта стала излюбленным жанром в стране победившего пролетариата, как она развивалась и меняла свой облик, соответствуя временам и стилям, можно понять на примере Свердловского театра музыкальной комедии. В 1933 году в энергичном промышленном центре заканчивали стройку грандиозного «Уралмаша», тогда же и было решено создать новый музыкальный театр для широкого зрителя, добавив яркую демократичную ноту в палитру уже существующих в городе театров: Оперного, Драмы и ТЮЗа. Открыв свой первый сезон опереттой «Роз-Мари» Фримля и Стотгардта (заметим, американская новинка оказалась в Свердловске всего через девять лет после бродвейской премьеры!), новый театр молниеносно стал достопримечательностью, завоевал расположение и преданную любовь горожан. Поразительный факт: Свердловская музкомедия – театр, которым за всю его историю управляли всего три творческих лидера, три главных режиссера.

Двадцать пять лет длилась эпоха Георгия Кугушева – театрального теоретика и собирателя талантов, сумевшего создать конкурентную столичным труппу. Эпоха, прерванная вынужденной паузой по известным обстоятельствам 1930-х, ведь театральный режиссер был княжеских кровей. Именно при Кугушеве свердловский театр стали называть «лабораторией советской оперетты». В 1963 году началась эра известного режиссера, народного артиста СССР Владимира Курочкина. Тот период позже назовут «золотым веком» Свердловской музкомедии: театр с гастролями объездил весь Союз, его главных артистов знали в лицо, их показывали по Центральному телевидению. А с 1986 года по 2022-й театр возглавлял Кирилл Стрежнев. Прекрасные годы и 60 спектаклей, многие из которых войдут в историю российского музыкального театра: новые темы и смелые идеи, новая режиссура и блистательная когорта актеров-учеников Стрежнева.

Два десятилетия из 36 лет вместе со Стрежневым работал директор по должности, а по сути продюсер, мотор и движущая сила главных театральных процессов Михаил Сафронов. Именно при нем Свердловская музкомедия стала своего рода театром-холдингом, когда помимо основной труппы (солистов, артистов балета, хора и оркестра) в театре появилось несколько самостоятельных творческих образований: ансамбль народных инструментов «Изумруд», детская вокально-хореографическая студия, «Эксцентрик-балет Сергея Смирнова». Позже к ним прибавились Джаз-оркестр Платона Газелериди и возникший из недр хора мужской вокальный коллектив Non solo. Новые коллективы расширяют границы жанра и привносят массу новых возможностей. В начале нового века Сафронов поставил задачу реформировать жанр, произвести смену зрительских поколений, и способ для этого выбрал самый надежный, хотя и не самый простой: создание оригинальных спектаклей, сделанных с нулевого цикла, от работы с композиторами и либреттистами до выпуска премьеры. Метод принес свои плоды: одних только «Золотых Масок» у труппы не счесть, как и других наград.

Сегодня театром управляет тандем двух известных режиссеров. Их последние премьеры и вошли в юбилейную программу: «Маскарад» Игоря Рогалёва в постановке главного режиссера Нины Чусовой и «Баядера» Имре Кальмана, осуществленная худруком театра Филиппом Разенковым. А еще был джазовый вечер «Музком-бенд приглашает» и интерактивная экскурсия «Загадки счастливого места».

Но главный праздник случился на юбилейном концерте под названием «Театр в городе». Нет, не безразмерных размеров традиционный гала с папками и официальными речами, от которых сводит скулы. Автору шоу Чусовой вместе с отличной командой постановщиков удалось невозможное: превратить «датский» концерт в захватывающий спектакль, в котором хроника театра оказалась вписанной в историю Свердловска-Екатеринбурга. В нем сумели поведать об этапах большого пути, о взаимной любви города и театра, и каждый номер концерта имел символическое значение. Музыкально-театральное путешествие вглубь веков началось со сцены, навеянной мифами Урала горнозаводского, «Шигирский идол» с музыкой «Изумруда» и хореографией Сергея Смирнова. Хор девушек из «Аскольдовой могилы», спетый ансамблем солисток театра, напомнил, что опера Верстовского была самой первой, сыгранной в Екатеринбурге. Куплеты из музыкальной комедии Щербачева «Табачный капитан» имели отсылкой Госпремию (тогда Сталинскую), полученную театром за спектакль Кугушева в 1946 году. Чередой возникали персонажи легендарных спектаклей-долгожителей Курочкина – «Рыцарь Синяя Борода» и «Путешествие на Луну» Оффенбаха, «Черный дракон» Модуньо и «Пусть гитара играет» Фельцмана. О знаменитых постановках на музыку уральских авторов рассказали фрагменты из оперетты Сергея Сиротина «Царица и велосипед» и коллаж из reality-мюзикла Александра Пантыкина «www.силиконовая дура.net». В попурри из «Принцессы цирка» на сцене появились и цирковые артисты, ведь любимейший спектакль в свое время сыграли на арене Екатеринбургского цирка. Новым составом воссоздали атмосферу уникального проекта Дмитрия Белова – remix-оперы Моцарта Figaro с умопомрачительным микстом из энергетики клубных ритмов и высокой классики XVIII века. Узнали мы и о мечте Разенкова сделать спектакль об уральском роке по песням группы «Чайф». Полюбоваться артистизмом воспитанников Детской студии смогли в отрывке из мюзикла «Оливер!».

 

Одной из главных кульминаций шоу-спектакля стал момент, когда за два рояля сели два прекрасных джазовых пианиста – главный дирижер театра Борис Нодельман и Платон Газелериди. Зазвучал звонкий и летучий Цфасман («Снежинки»), а на множестве сценических экранов понеслись панорамные кадры современного Екатеринбурга, самые лучшие его виды! Вздох восторга и счастья буквально пронесся по залу.

Конечно, «Театр в городе» дал парадный портрет современной труппы Музкомедии – сегодня там есть кому петь, играть, радовать глаз и душу. Зрители постарше окунулись в атмосферу ностальгии, не забыли и звезд прошлого, кумиров публики – Анатолия Маренича, Марию Викс, Полину Емельянову, Нину Энгель-Утину, Виктора Сытника… Кстати, одна из главных примет Свердловской музкомедии – присутствие в труппе нескольких блистательных семейных дуэтов – продолжается и в наши дни. Собственно, как и жизнь любимого городом театра, для которого 90 лет – только очередная веха.

Луч света во тьме безысходности События

Луч света во тьме безысходности

Новую «Силу судьбы» Верди в Метрополитен-опере, которая не обновлялась там на протяжении тридцати лет, поставил польский режиссер Мариуш Трелиньски. В партии Леоноры выступила норвежская звезда Лиз Давидсен, а ее озлобленного мстительного брата Дона Карлоса исполнил Игорь Головатенко

Диалектика Валерия Полянского События

Диалектика Валерия Полянского

В Концертном зале имени Чайковского художественный руководитель Государственной академической симфонической капеллы России отметил свое 75-летие

Из Казани с оркестром Персона

Из Казани с оркестром

В Москве впервые представили молодой симфонический коллектив из Татарстана «Новая музыка» и отметили 85-летие Союза композиторов республики

Королева фуг События

Королева фуг

В Концертном зале имени Чайковского состоится концерт к 100-летию со дня рождения пианистки, композитора, педагога Татьяны Николаевой