Посвящение вагнеровским тенорам (продолжение) Внеклассное чтение

Посвящение вагнеровским тенорам (продолжение)

РОБЕРТ ДИН СМИТ

Не люблю Америку, но люблю американских коллег. У них постоянно хорошее, ровное настроение (или, по крайней мере, делают вид). На американских певцов можно положиться: у них развиты чувство ответственности и большая работоспособность. Пока немецкий певец будет ныть и вслушиваться в свои бронхи, американец выйдет и споет спектакль. Таково мнение, царящее в ведущих оперных агентурах.

Однажды летом 2008 года в Байройте ко мне подошел один из этой «стальной» когорты, улыбающийся американский супертенор Роберт Дин Смит, которым я уже несколько лет восхищался на фестивале. Мне нравилось, что «тяжелый» вагнеровский репертуар он пел в манере бельканто (может быть, исторически это и правильно: первыми исполнителями опер композитора были итальянцы). Каждый электроприбор имеет предохранитель, который спасает всю конструкцию от перенапряжения в сети. Так и Смит: он никогда не работал на пределе и, как никто другой, варьировал силу звука. К тому же динамика — одно из важнейших средств выразительности. О Смите шла слава «непотопляемого» тенора, которому не нужна страховка, а, наоборот, он всегда готов «влететь» за заболевшего коллегу в любую из первых партий вагнеровского репертуара.

«Herr Kammersänger». — «Herr Professor». — «Bob». — «Semjon». Формальности были соблюдены, и мы перешли на «ты». «Сердечный привет от моей жены». — «Спасибо!» — «Ее зовут Дженис Харпер, и она шлет тебе свою книгу о вокале». Я вспомнил: несколько лет назад я приехал в Мангейм с мастер-­классом. Все дни в зале находилась симпатичная женщина средних лет и внимательно слушала мои занятия. В последний день она подошла ко мне, представилась как профессор вокала Высшей школы музыки и поблагодарила за полученное удовольствие.

Такое случается редко — мы, музыканты, сфокусированы в первую очередь на себе любимых и не всегда открыты для чужого мнения. Книга-подарок была вручена, тем самым увертюра отзвучала, и мы отправились пить кофе. Это былo долгое кофепитие, плавно перешедшее в обед. За это время я задал тысячу вопросов и выяснил все, что мне хотелось знать о певце.

Оказывается, он учился в Питсбурге не только вокалу, но и игре на саксофоне. Затем он перебрался в нью-йоркский Джульярд и продолжил обучение у знаменитого Даниеля Ферро. Тот вел его как баритона, так что о партии Тристана в Байройте Боб тогда не мечтал. Воздержусь от критики в адрес маститого коллеги — я неоднократно был свидетелем, когда в спорных ситуациях педагогом выбирается более легкий, не требующий стольких усилий путь воспитания баритона, а не трудоемкий процесс выращивания тенора. Жизнь поначалу доказала правоту Ферро: лирический баритон Смит выступал на сценах многих маленьких театров Германии. Но произошла судьбоносная встреча с Дженис Харпер, и ее педагогическое мастерство превратило лирического баритона в тенора, которого в начале девяностых годов принимают в ансамбль Мангеймской оперы. Отсюда Смит стартует на самый верх и подписывает контракты со всеми крупнейшими оперными театрами мира. Их перечень отнимает много полезного места у статьи, но для представления о географии успеха Роберта я его привожу, ограничившись лишь названием городов. Это Мюнхен, Вена, Милан, Рим, Неаполь, Париж, Нью-­Йорк, Берлин, Дрезден, Гамбург, Лондон, Москва, Чикаго, Лос-­Анджелес, Сан-­Франциско, Мадрид, Барселона, Цюрих, Токио.

Флорестан в Ла Скала, 2003

«Сёмен, у меня предложение, — обратился ко мне певец, — моя жена всегда мечтала, что мы запишем с тобой CD, согласишься?» Полагаю, не родился еще аккомпаниатор, который сказал бы в тот момент Дину Смиту нет! Конечно же, я выразил восхищение от перспективы совместной работы. «У Дженис в следующем году круглая дата, и я хотел бы подарить ей нашу запись, но не CD, а видеофильм с концерта. Почти все следующее лето я опять буду в Байройте, и хорошо бы снять фильм здесь. Только, пожалуйста, держи идею в секрете!» Я предложил прозондировать почву в Маркграфском оперном театре. «Это было бы прекрасно, но у меня нет на них выхода», — посетовал Боб. «Зато у меня есть!» — сказал я. Неожиданно певец посмотрел на часы, встал и извинился. «Я должен идти, жена ждет меня на занятия». Оказалось, Дженис ездит с мужем по миру, и каждый день (!) они добрый часик занимаются. «Чудес не бывает», — подумал я.

Быть Солом Юроком, чтобы договориться о концерте с Робертом Смитом, было необязательно, так что через несколько дней мы снова встретились, чтобы выбрать одну из предложенных театром дат и согласовать программу.

Согласовывать, собственно, было нечего: за всю свою интенсивную оперную жизнь у Роберта не нашлось времени, чтобы собрать камерный репертуар больше чем на один вечер, так что я довольствовался «чем Бог пошлет» (точнее, Боб). С другой стороны, все было давно крепко-­накрепко выучено, и, встретившись следующим летом, мы, минуя подготовительный этап, сразу приступили к последней стадии репетиций — к художественной. С киношниками Боб уже тоже договорился, и они, навьюченные всем необходимым, прибыли в Байройт. По их замыслу, генеральная репетиция накануне концерта записывалась в костюмах и со светом. Таким образом, после «основного» концерта в их распоряжении должен был быть весь материал в двой­ном количестве. Я отдаю должное профессионализму Смита: оба вечера он спел превосходно, поэтому материала для монтажа было предостаточно.

Прошли несколько месяцев, и почта доставила мне в Берлин коробочку авторских экземпляров видео. Боб сделал жене прекрасный подарок — его безупречный вокал, «увековеченный» в интерьере одного из самых прекрасных театров Германии, впечатляет.

Иногда так случается, что послесловие к веселой и радостной истории выходит грустным: с Робертом Смитом мы вместе на сцену больше не выходили. Можно понять — где взять востребованному тенору время, чтобы учить новые программы! Но мы остались друзьями, изредка встречаемся, и я знаю, что если станет невтерпеж от окружающих тебя озабоченных постных лиц, то «за углом» (он тоже берлинец) живет Боб, и можно зарядиться от него улыбкой и хорошим настроением — их порой так не хватает!

Групповой портрет в рамке воспоминаний Внеклассное чтение

Групповой портрет в рамке воспоминаний

О преподавателях кафедры фортепиано Ленинградской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова

Сколько было зайцев? Внеклассное чтение

Сколько было зайцев?

«Князь Игорь» Бородина как медицинская концепция

Жизнь артиста Внеклассное чтение

Жизнь артиста

Посвящение вагнеровским тенорам (окончание) Внеклассное чтение

Посвящение вагнеровским тенорам (окончание)