Жизнь артиста Внеклассное чтение

Жизнь артиста

Я люблю незадолго до начала спектакля оказаться перед театром. В зависимости от царящих традиций — где понарядней, где попроще, где с цветами, где без них, — но везде со светящимися в ожидании чуда искусства глазами зрители спешат занять места в храме чувственных наслаждений. Вот-вот прозвучит третий звонок, и их любимцы, Богом избранные, предстанут в свете прожекторов, в блеске успеха и признания. Слушателям и невдомек, что за парадным фасадом таится рабская преданность профессии, готовность пожертвовать многим за минуту почитания. В этот момент не думают, что со временем глянец буклетов блекнет, а жизнь артиста идиллически безоблачна и прекрасна, только если это вальс Штрауса.


Владимир Чернов

С Володей и его женой Оленькой мы подружились еще в начале 1980‑х годов, когда он, увенчанный лаврами победителя престижного конкурса в Финляндии, был приглашен солистом в Кировский театр, ныне — Мариинку. С его уникальным чутьем к слову и фразе он блистал и на камерной сцене. Никогда не забуду, как переполненный Большой зал Ленинградской филармонии внимал его «Песням странствующего подмастерья» Малера. Заставить слушать немецкий цикл публику, по большому счету, неподготовленную к такому языковому испытанию, — это дорогого стоило! Впечатленный такой способностью, я предложил ему подготовить немецкий Liederabend, и Володя стал почти каждый день приезжать ко мне домой репетировать. Время было нелегкое, и Чернов нередко «баловал» мою семью палкой салями или банкой консервов из театральных пакетов — солисты оперы получали от города такую пищевую поддержку! Нашему проекту не было суждено состояться: подоспело приглашение из Метрополитен-оперы, и Володя в одночасье снялся и отправился в Нью-Йорк покорять своим искусством американцев. Там он быстро стал любимцем не только публики, но и главного дирижера — великого Джеймса Ливайна. Маэстро принял решение записать с русским баритоном все оперы Верди!

В середине этого грандиозного проекта случилось неладное — Володя начал терять слух на одно ухо. Пение невозможно без постоянного самоконтроля, и с наступлением болезни у Чернова нарушились все привычные навыки. Врачи предложили немедленно прооперировать больное ухо, но, к сожалению, первые попытки были неудачными. В таком состоянии о пении не могло быть и речи. Потекло время бездействия, томительного ожидания. Наконец, компетентный хирург был найден, и операция принесла успех. Ухо стало функционировать, и Володя начал учиться петь как сначала. Сегодня трудно сказать, восстановился ли тогда Чернов полностью, но однозначно он был снова готов к большим свершениям, и перед его оперным агентом встала задача — вернуть певца на большую сцену. Однако первое, что слышал менеджер, предлагая услуги своего артиста, было: «Разве Чернов не ушел со сцены, он еще поет?!»

Когда Вовинька (так я к нему обращаюсь) снова стал дееспособен, я в своем желании помочь другу задумал вернуться к идее совместного выступления, но с другой программой. Чернов блистательно одарен языково: стóит ему пожить в какой-нибудь стране две-три недели, как он уже бегло говорит на ранее незнакомом языке. После стажировки в Италии он вернулся с безупречным итальянским, и я понял, что много лет не дающая мне покоя идея диска песен Верди была словно «скроена» на него. Мы интенсивно работали над проектом, и когда диск был записан, то вместе с ним в нашем багаже оказался и готовый сольный концерт песен Верди. Я стал предлагать его там, где часто выступал. Венский Концертхаус, Зальцбургский Musikverein, камерные залы в Берлине и Дрездене пригласили нас. Но чаще всего я наталкивался на основанный лишь на слухах откровенный беспричинный скепсис в отношении Володиных возможностей. Оказалось, что Доброта, Благодарность, Уважение, Почитание нетипичны для мира искусства. Они скорее удаляющиеся в прошлое моральные категории. Все подчиняется законам маркетинга, и эмоциям в сегодняшнем рациональном мире места нет. Мне приятно вспомнить, что выступили мы тогда с Володей и в Москве — Большой театр любезно предоставил нам Новую сцену. Все прошло превосходно, и после концерта нас ждала подлинно «черновская» овация, а у служебного входа толпа верных поклонников организовала охоту за автографами своего любимца.

К сожалению, вернуть утерянные позиции в полной мере — этой мечте Вовиньки свершиться не было суждено: лишь единожды оступившись, ты выбываешь из гонок. Владимир Чернов получил соответствующее своему ушедшему в мире оперы признание на педагогическом поприще — высоко котирующийся в музыкальном мире университет в Лос-Анджелесе «выиграл» профессора Чернова для своих студентов. Мудрое решение!

Владимир Чернов с женой на даче, 1988

Шерил Штудер

Одна из крупнейших фигур оперного мира, с которыми мне довелось сотрудничать. Петь в Байройте, пусть даже маленькую партию, — честь для любого певца. Это своего рода «посвящение в рыцари». Штудер, дебютировав там в 1985 году сразу в главной роли (Елизавета в «Тангейзере»), «задержалась» в вагнеровской столице до 2000 года, исполнив целую галерею главных ролей. Она пела Эльзу, Сенту, Зиглинду. Нет ни одного крупного фестиваля или оперного театра, где бы она не выступала с триумфом. Ее вокальное искусство получило закваску в Тэнглвуде — одной из главных фестивальных столиц США. А завершила она свое образование в Вене у знаменитого Ханса Хоттера (кстати, у него учился и Роберт Холл), где ее «немецкость» была доведена до совершенства.

Я познакомился с Шерил в 1996 году в Нью-Йорке на генеральной репетиции «Кармен» в постановке Дзеффирелли в Метрополитен-опере, где партию Эскамильо пел Сергей Лейферкус. Приезжая в Новый свет, ты попадаешь в страну улыбок. Если накануне перед вашей встречей у американца из жизни уйдут все родственники, знакомые и даже домашние животные, а он сам ничего не унаследует, на вопрос, как он поживает, тотально осиротевший бедолага широко улыбнется и скажет: «Спасибо, очень хорошо!»

Видеть Штудер в интерьере улыбающегося партера — уже это было событием. Сразу становилось ясно, что она пациентка лучшего в стране зубного врача: ее улыбка была неотразима! Она фланировала в сопровождении хмурого молодого человека, и подозрение, что это ее концертмейстер, несколько охладило мой пыл, ведь великая певица для нашего брата-аккомпаниатора — как сметана для кота! Меня представили, тридцать два белоснежных зуба были продемонстрированы, и мы разошлись.

Шерил Штудер

По-настоящему познакомились мы полгода спустя в Зальцбурге, когда Шерил пришла на наш концерт с молодым баритоном Йоргом Хемпелем. Хмурый молодой человек был по-прежнему при ней. Oказалось, это Эрвин Шварц, ее муж. Причина отсутствующей улыбки сразу прояснилась: немцы в подавляющем большинстве всегда чем-то озабочены. Снова запахло сметаной, но я сдержался: удачный концерт в тот вечер был не хуже любого предложения о сотрудничестве.

Последнее десятилетие уходящего XX века, казалось, было для Шерил Штудер, first lady оперы, примадонны театральных подмостков, безоблачным, и ничто не предвещало взрыва эмоций, произошедшего в 1998 году после опубликования официального заявления дирекции Мюнхенской оперы, в котором говорилось: «По причине плохой вокальной формы, не отвечающей требованиям театра, певица отстраняется от выступлений в роли Агаты в спектакле “Вольный стрелок” и театр расторгает договор с ней».

Война, царившая за кулисами театра, стала достоянием общественности. Выяснилось, что дирижер спектакля Зубин Мета, с которым уже долгие пять лет Штудер конфликтовала, отнюдь не в восторге от перспективы работы с ней, а режиссер-постановщик Томас Лангхофф находит, что Шерил языково и внешне (!) «недостаточно немецкая» и не отвечает его представлениям об образе Агаты. За ними и целый ряд отнюдь не «вольных стрелков» выбрали своей мишенью Штудер, но она не сдалась и мужественно повела войну: речь шла не только об огромной сумме денег, но и о престиже.

Я могу себе представить, что вокальная форма дивы была к тому времени не лучшей. Беспощадный, уничтожающий режим работы, который она выбрала для себя, наверняка имел последствия. Я не стану перечислять все оперные постановки, в которых певица приняла участие. Скажу лишь, что между 1987 и 1994 годом Шерил записала на компакт-диски двадцать восемь опер (естественно, главные партии!). К этому дóлжно приплюсовать дюжину отдельных дисков и десять видеофильмов. Кстати, в этот период времени 43‑летняя женщина подарила жизнь двум дочерям. Думается, Шерил перегнула палку, и интерес к ней из-за перенасыщения рынка ее работами стал ослабевать.

Мюнхенская опера старается в каждой постановке найти главную приманку. В тот раз ею должен был стать достигший пика своей популярности тенор Петер Зайферт. Его условием участия в спектакле было приглашение на роль Агаты его молодой жены Петры-Марии Шнитцер. Таким образом, Штудер оказывалась не у дел. Решающий удар нанес художник по костюмам: Агата, в его представлении, должна была появиться на сцене в маленьких шортиках, что, учитывая габариты Штудер, было просто нереально! Шерил никогда худобой не отличалась: еще в 1986 году я был на спектакле «Фиделио» в Зальцбурге, когда Бен Хеппнер, певший Флорестана и выглядевший как японский борец сумо, и Леонора — Штудер не могли по причине чрезмерной полноты «убедительно» обнять друг друга в финальной сцене! Так что в шортах или без, американская дива мюнхенской Агатой не стала. Шерил отсудила у театра бóльшую часть гонорара, но поблекший имидж в прежнем величии восстановить ей так и не удалось.

Прошел еще год, и Шерил позвонила мне сама. Она предложила аккомпанировать ей в турне из трех концертов по городам Германии. Мы быстро оговорили программу (Шуберт, Шуман в первом отделении, во втором — песни Рихарда Штрауса) и встретились в Мангейме накануне концерта. После первой репетиции сложилось ощущение, что мы понимаем друг друга с полуслова. На следующее утро к завтраку певица спустилась одна, и на вопрос, где она потеряла мужа, Штудер сказала, что он очень тяжело привыкает к новым кроватям и поздно заснул. «Да, нелегкая участь быть мужем гастролирующей певицы!» — посочувствовал я. Концерты прошли превосходно — Шерил была в отличной форме, и пресса единодушно хвалила новорожденный ансамбль. Мы, довольные содеянным, разъехались по домам, договорившись продолжить наши творческие контакты.

Удачные совместные выступления сближают людей. Еще недавно незнакомые, чужие, они становятся близкими, словно родными. С симпатией и сочувствием я издали наблюдал, как боец-Штудер пытается пробить себе дорогу назад, на вокальный Олимп. Но когда в 2003 году Шерил согласилась на полную профессуру в Высшей школе музыки в Вюрцбурге, я понял: предыдущая, оперная, глава карьеры певицы закончилась. Интересно — здесь таится принципиальное различие ставших педагогами певца и пианиста: звание профессора для нас — повышение рыночной стоимости, а для певца — прощальное Ade! Отдельные маленькие роли в операх, где Штудер некогда блистала в главных партиях, конечно же, были слабым утешением. В 2006 году мы встретились в Карлсруэ, куда оба были приглашены для работы в жюри конкурса. «Жаль, что нам не довелось продолжить наши совместные выступления», — посетовала певица. «Не ставь крест на нашем ансамбле, не все еще потеряно!» — возразил я.

Вернувшись домой, я сел на телефон и стал обзванивать театры и залы, где у меня уже были сделаны контракты. Пришлось пойти на хитрость: после своих маленьких вопросов я задавал как бы между делом другой — а не хотели бы они вновь услышать Штудер? Те, кто повежливее, отвечали в приглушенных тонах, а те, кто менее дипломатичен, — резче. Но всех их связывало одно: никакого интереса к творчеству ушедших в художественное небытие у них нет. А ведь еще совсем недавно многие из них судорожно пытались найти свободные дни в насыщенном календаре певицы, пытаясь пригласить ее с концертом.

И все-таки, нам довелось еще дважды вместе выйти на сцену. На мое предложение откликнулась Леночка Гаудасинская, художественный руководитель и директор фестиваля «Три века классического романса». Это был прекрасный концерт в Mалом зале Петербургской филармонии. Шерил ранее не выступала здесь, но (вот оно, русское почитание больших исполнителей!) зал был полон, и успех превзошел мои ожидания. А со вторым концертом певица вновь вернулась «на круги своя» в Байройт. Когда я предложил доктору Свену Фридриху, директору вагнеровского дома-музея и национального архива, «от имени сурового Рихарда отдать должное Штудер за содеянное на Зеленом холме» и пригласить ее с Liderabend, тот без колебаний согласился.

Штудер была счастлива вновь петь на фестивале в Байройте. Утром, в день концерта, мы встретились в зале для репетиции. Настроение было приподнятое. Неожиданно, посмотрев на часы, Шерил сказала: «Маленький перерыв — я должна подъехать на вокзал, встретить мужа». (Хмурый немец к тому времени уступил свое место лучезарному греческому тенору.) Я высказал свое удивление, ведь от вокзала до виллы Wahnfried — десять минут пешим ходом. «Я быстро, туда-сюда!» — успокоила меня певица. Оказалось, греческий герой машину не водит, но зато «очень хорошо управляет катером». В представлении о семейных обязанностях Шерил осталась верна себе!

В тот вечер небольшой зал, конечно же, был продан подчистую, Штудер пела замечательно (помните, у Рихарда Штрауса — Wie einst im Mai — «Как когда-то в мае»?) и своим лучезарным искусством преобразила хмурое немецкое собрание в парад улыбок, которым (конечно же) верховодила она, американка, отвечающая на любой вопрос: «Спасибо, очень хорошо!»

***


…Сейчас прозвучит третий звонок, в зале погаснет свет и начнется спектакль. Но на смену старым исполнителям-звездам пришли новые. Они полны надежд и верят, что жизнь артиста идиллически безоблачна и прекрасна, не только если это вальс Штрауса! Бог им в помощь!

 

На фото вверху — Владимир Чернов, Семен Скигин и Сергей Лейферкус.

Групповой портрет в рамке воспоминаний Внеклассное чтение

Групповой портрет в рамке воспоминаний

О преподавателях кафедры фортепиано Ленинградской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова

Сколько было зайцев? Внеклассное чтение

Сколько было зайцев?

«Князь Игорь» Бородина как медицинская концепция

Посвящение вагнеровским тенорам (окончание) Внеклассное чтение

Посвящение вагнеровским тенорам (окончание)

Посвящение вагнеровским тенорам (продолжение) Внеклассное чтение

Посвящение вагнеровским тенорам (продолжение)