Обреченные на успех События

Обреченные на успех

В Екатеринбурге отметили 80-летие Уральской специальной музыкальной школы

«Нас всего девять в России, а те, кто учится в таких спецшколах, составляют всего тринадцать сотых процента от всеобщего музыкального образования», – такие цифры привела Эльвира Архангельская, директор Уральской десятилетки (так в кулуарах называют такие школы, хотя постигают тайны профессии там целых двенадцать лет!). Добавим, что эти сотые процента вмещают как раз тех, кто потом идет в консерватории, завоевывает лауреатские звания на конкурсах и навсегда связывает себя с загадочной профессией музыканта.

За прошедшие десятилетия школа пережила многое. Ее открыли в 1943 году, в разгар Великой Отечественной войны, и дух борьбы, умение отстоять свои интересы и стремление быть в лидерах – то, что характеризует и ее учеников, и директора. Эльвире Архангельской удалось сохранить идентичность и уникальность школы-десятилетки тогда, когда пытались понизить ее статус до обычной с музыкальным уклоном. Но теперь все волнения – в прошлом. В Управление культуры пришел Илья Марков, начальник с музыкальным образованием, понимающий, как важно, чтобы был такой флагман в детском художественном  образовании.

Юбилей отмечали масштабно: вначале пригласили ветеранов на вечер в школу, затем провели отчетный концерт на сцене Свердловской филармонии – партнера и друга десятилетки. А финалом стала встреча выпускников, которые работают во многих творческих коллективах России – например, в столичных музыкальных театрах, таких как Большой, Мариинский, Михайловский, имени Станиславского и Немировича-Данченко, «Новая Опера», «Геликон-опера»; в оркестрах РНО, НФОР, ГАСО имени Светланова, «Виртуозы Москвы». А если оглянуться в отдаленное прошлое, то можно назвать имена композиторов Владислава Казенина, Вадима Бибергана, братьев Алексея и Юрия Муравлевых, скрипача Бориса Белкина, пианиста Наума Штаркмана…

Концепция центрального концерта могла иметь множество вариантов, но директор сделала акцент на оркестровой культуре и на редких сольных инструментах. Открывал программу оркестр «Лицей-камерата» под управлением патриарха в области педагогики на струнных инструментах Вольфа Усминского, которому в этом году исполнилось 93 года! Затем дефиле продолжили оркестры духовых и ударных инструментов (дирижер – Андрей Попов) и академических национальных инструментов (дирижер – Юрий Гаврилов), с которыми выступили выпускники школы Владислав Шумихин (маримба) и Илья Стреляев (домра). Владислав – один из заметных солистов РНМСО Московской филармонии, Илья – магистрант РАМ имени Гнесиных, стремящийся пропагандировать домру как академический инструмент.

Брендом школы сейчас является Уральский юношеский симфонический оркестр – в нем собраны талантливые дети со всего федерального округа. «Сессии проходят три-четыре раза в год, – говорит руководитель УралЮСО, главный дирижер Симфонического оркестра Ростовской филармонии Антон Шабуров. – Вначале партии проходятся с педагогами по специальности, потом проводятся групповые репетиции – нередко под руководством профессоров, приезжающих с мастер-классами по линии Образовательного центра Юрия Башмета. К моменту моего выхода к оркестру он полностью готов к творчеству: ноты выучены, и мы можем заниматься музыкой». УралЮСО объединяет ребят из Челябинска, Сургута, Ямала, Ханты-Мансийска, Магнитогорска, Кургана… Показателем высокого уровня УралЮСО, костяк которого составляют учащиеся Уральской десятилетки, стала впечатляющая интерпретация Сюиты из оперы «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова. Выстроенный баланс медных, мощные тутти, рисующие морские валы и шеренгу тридцати трех богатырей, и по контрасту – манящая мелодия Царевны-Лебедь: все образы зримо предстали в этом отнюдь не ученическом исполнении. Сами ребята понимают ценность этого опыта. «Те приемы, штрихи, принципы фразировки, о которых нам говорят на репетициях Уральского юношеского, я потом использую в своих сольных занятиях», – признается альтистка Любовь Кравченко, солировавшая вместе с контрабасистом Кареном Арутюняном в редко звучащей Концертной симфонии Диттерсдорфа.

 

Эльвира Архангельская вспоминает, как в 2017 году струнный квартет учащихся школы играл на встрече в верхах, после чего Президент РФ Владимир Путин, поздравив школьников, дал импульс к созданию сводного молодежного коллектива по образцу Всероссийского симфонического юношеского оркестра Юрия Башмета. С 2019 года проект УралЮСО заработал в полную силу, а с 2022 года стал официальным филиалом Всероссийского юношеского. Теплоту и неформальность дружбы подчеркнули слова поздравления, присланные к юбилею от знаменитого альтиста и дирижера: «Уральская десятилетка – это место, пропитанное талантами, где царит творческая атмосфера, где даются правильные профессиональные ориентиры». Кстати, ежегодно Юрий Абрамович отбирает учащихся школы к себе во Всероссийский юношеский (за десять лет через него прошло семьдесят человек), подтверждая тем самым авторитетность и качество образования.

Сразу поверил в УралЮСО и директор Свердловской филармонии Александр Колотурский, так что теперь коллектив ежегодно участвует в Международном фестивале «Безумные дни» с сольной оркестровой программой. Прошлым летом это была «Кармен-сюита» Щедрина. Кроме струнных там еще расширенная группа ударных, и ее лихо сыграли юные перкуссионисты – дети от шестого до одиннадцатого класса. Получилось настолько здорово, что УралЮСО был приглашен на фестиваль юношеских симфонических оркестров мира в Москву, в «Зарядье». Со Свердловской филармонией десятилетка очень дружит, проводит большое количество совместных проектов, в том числе такие важнейшие, как «Новая Уральская школа валторны» и «Новая Уральская школа трубы», в рамках которых с учениками занимались выдающиеся немецкие педагоги валторнист Кристиан Дальман и трубач Конрадин Грот. Им нравится в России – можно заниматься, не думая о времени, ребята жадно впитывают их знания и сразу виден колоссальный творческий рост. Плоды этой работы на юбилейном концерте продемонстрировал Алексей Голованов, проникновенно «спевший» на валторне Casta Diva из «Нормы» в сопровождении УралЮСО.

Постоянное общение и контакты с первым рядом музыкантов позволяет школе быть вписанной в общекультурную жизнь страны. Один из таких соединительных мостиков – проект «Акколада», содружество специальных музыкальных школ. «Он существует около пяти лет, – рассказывает Эльвира Архангельская. – Первый раз мы провели его вместе с Центральной музыкальной школой, потом делали его с Гнесинской десятилеткой. Мы очень дружим с ее директором Михаилом Хохловым, давно проводим вместе фестиваль “Январские вечера” в Свердловской области. И если в Москве проходит пять концертов фестиваля, то у нас – сорок пять! Все детские школы искусств “заразились” этой идеей, поняли, что это хорошая возможность объединить все отделения – хореографию, театральное направление, исполнителей на инструментах». А что удивляться, ведь Уральская десятилетка – еще и головной мозговой центр, выдающий креатив музыкальным школам. На ее базе с 2013 года существует Уральский региональный центр для музыкально одаренных детей и молодежи.

Особая история – технологическое оснащение УрСМШ, вызывающее легкую зависть у коллег: свой звукозаписывающий комплекс, видеоаппаратура, а в Большом концертном зале школы – семь видеокамер, что позволяет делать эффектные съемки. Существует фонд записей за последние десять лет, так что, к примеру, во время пандемии школе было что показать – трансляции шли каждую неделю. Развитием этого направления в школе занимается Алексей Бояршинов, руководитель отдела музыкально-информационных технологий и творческих проектов Регионального центра. Иногда стримы ведутся буквально с полей, как в случае, когда ученики школы принимали участие в Международном фестивале античного искусства «Боспорские агоны» в Крыму. Меценаты помогли, дали автобусы, на которых в Керчь привезли не только оркестр, но и все техническое оборудование для съемок.

«Уральская десятилетка дружит не только с Крымом, но и с Краснодарским краем, а конкретнее – с Образовательным центром “Сириус”, у которого есть в Свердловской области свое “дочернее” отделение – фонд “Золотое сечение”, проводящий на Урале образовательные смены и олимпиады. Мы серьезно с ними сотрудничаем, и благодаря их программам и конкурсу инструментального исполнительства “Золотая нота” к нам в школу попадают сумасшедше-талантливые дети», – о победах, успехах, проблемах, планах Эльвира Архангельская рассказывает так увлеченно, что невольно заряжаешься ее энтузиазмом и целеустремленностью. А когда она надевает вечернее платье в пол и выходит на сцену как музыковед, чтобы провести концерт, то аплодируешь ей за ее артистичность, за редкий дар оставаться собой, не погрязнув в чиновничьей рутине. Любое дело для нее – творчество, и понимаешь, что с таким директором Уральская специальная музыкальная школа просто обречена на успех.

Лучше, мама, не пищи События

Лучше, мама, не пищи

В Театре Сац поставили «Сказку о глупом неразумном мышонке»

Победа над собой События

Победа над собой

Госоркестр Башкортостана и Денис Мацуев дали концерт в Большом зале Московской консерватории

Луч света во тьме безысходности События

Луч света во тьме безысходности

Новую «Силу судьбы» Верди в Метрополитен-опере, которая не обновлялась там на протяжении тридцати лет, поставил польский режиссер Мариуш Трелиньски. В партии Леоноры выступила норвежская звезда Лиз Давидсен, а ее озлобленного мстительного брата Дона Карлоса исполнил Игорь Головатенко

Диалектика Валерия Полянского События

Диалектика Валерия Полянского

В Концертном зале имени Чайковского художественный руководитель Государственной академической симфонической капеллы России отметил свое 75-летие