Похулиганили от души События

Похулиганили от души

В Омской филармонии завершился фестиваль «Белая симфония»

«Белая симфония» пришла в Омскую филармонию семь лет назад вместе с директором Ириной Лапшиной, принесшей в жизнь почтенной организации (в 2025 году грядет 85-летие) свежие идеи и взгляды. «Филармония должна звучать повсюду», – таково кредо директора, и действительно, симфонический, камерный и духовой оркестры, Государственный академический Омский русский народный хор, Квартет народных инструментов «Тарские ворота», Вокальный квартет «Премьер» выступают и в залах филармонии, и активно гастролируют, и востребованы в различных региональных проектах. Более 700 концертов дает Омская филармония в год, и, согласно мониторингу Союза концертных организаций, она занимает высшие строчки по финансовым показателям и посещаемости публикой. Поддерживает проекты филармонии и министерство культуры Омской области: министр Юрий Трофимов лично принимал участие в пресс-конференции фестиваля, ходил на концерты, погружаясь в тонкости музыки Сергея Рахманинова и Терри Райли.

Красивая концепция «Белой симфонии» выросла из свойств белого цвета, луч которого, проходя через призму, разделяется на множество разноцветных лучей, составляющих спектр. В свою очередь, фестиваль демонстрирует творческую многогранность симфонического оркестра, богатство его репертуара. За семь лет существования сложились свои традиции: четыре взрослых и один детский концерт. В год 150-летия Рахманинова прозвучала опера «Франческа да Римини» в концертном исполнении: в городе нет полноценного оперного театра, поэтому пригласили солистов из соседнего Новосибирска. А Вторая симфония юбиляра вместе со Скрипичным концертом Чайковского составила программу открытия фестиваля, познакомив омичей с новыми артистами – китайским дирижером Кристофером Ченом и прекрасным молодым скрипачом Леонидом Железным. Обязательно в афише «Белой симфонии» – джазовая программа. В этом году она была посвящена движению симфоджаза сквозь стили и эпохи в новый век и познакомила слушателей с таким экспериментальным направлением, как industrial jazz, а представили ее артисты, чьи имена у всех на слуху: братья Ивановы – пианист Михаил и контрабасист Андрей, кларнетист Игорь Федоров, певица Полина Орбах.

А вот изюминкой финального концерта стала партитура американского минималиста Терри Райли In C. «Я планирую уложиться за полчаса, – обнадежил главный дирижер Омского симфонического оркестра Дмитрий Васильев. – А в принципе музыка может длиться и полтора часа. Партитура представляет лист бумаги, на которой выписаны 53 паттерна – коротких мотива, и музыканты сами решают, как им вступать».

Дело дирижера тут – координировать весь процесс. С оркестрантами были обговорены условные знаки, чтобы они понимали, когда переходить к следующему эпизоду или вообще завершить игру.

Публика с интересом следила за течением пьесы, пытаясь уловить в звуковых вибрациях смысл и разгадать некоторые шумовые эффекты, рожденные экзотическими ударными инструментами – дарбукой или дождевой флейтой (рейнстик). В решении ребусов помогали и выразительные жесты Дмитрия Васильева, который пытался пластически расшифровать эмоциональное содержание.

 

Назвав завершающую фестиваль программу «хулиганской», дирижер постарался раскрыть тему во всех аспектах. В этом ему помог победитель XV Международного конкурса имени П.И.Чайковского Дмитрий Маслеев. Его соло в Первом концерте Шостаковича было окрашено в легкие юмористические тона. Стиль игры Маслеева всегда очень интеллигентен, одухотворен. Ему особенно удалась вторая часть, где он погрузил публику в мир ностальгии по утраченной красоте. В прекрасной акустике Концертного зала Омской филармонии пианист мог позволить себе поколдовать над звуком, поиграть «вполголоса», заставив зал сосредоточиться и внимать. С ним на одной волне находился оркестр, подстраиваясь под настроения пианиста. В целом же сочинение построено на ошеломляющих контрастах и мгновенных переключениях, которые четко выполнялись по мановению руки дирижера.

Важная роль в Первом концерте Шостаковича отведена солирующей трубе, и Сергей Бутиков впечатлил чистотой интонации, технической стабильностью и изысканной градацией нюансов. Тишайшие фразы «под сурдинку» в стиле сфумато перенесли слушателей в атмосферу Бродвея, напомнили про «весь этот джаз», а виртуозные пассажи в финале внесли ту нотку хулиганства, которую обещала афиша.

В пару к Первому концерту Васильев поставил сюиту из музыки Шостаковича к фильму-балету «Барышня и хулиган». Строго говоря, композитор такого балета не писал. Хореограф Константин Боярский для фильма сделал микст из номеров трех балетов и киномузыки, поэтому омичей ждала радость встречи с такими шлягерами, как «Романс» из фильма «Овод» или «Танец ломового извозчика» из балета «Болт». В лирических частях прекрасно солировал концертмейстер виолончелей Владимир Сенатырев, а в Фокстроте эффектно сплелись реплики саксофона (Валерий Перминов), скрипки (Андрей Лопатин) и гитары (Вячеслав Пантелеев).

Завершал этот вечер сюрпризов Второй фортепианный концерт Николая Капустина, еще один раритет, в Омске прозвучавший впервые. Здесь Дмитрий Маслеев отбросил сдержанность и перевоплотился в лихого джазмена: фактура написана таким образом, что создается полная иллюзия сиюминутной импровизации. Оркестр и пианист купались в потоках пассажей, прихотливых ритмах, внушавших бодрость, оптимизм и упоение жизнью. В медленной части на момент повседневная суета отступила, дав место рефлексии, но затем тема переросла в гимническую оду, затопив мощным тутти все пространство зала. Восторг слушателей, стоя приветствовавших музыкантов, дал повод Маслееву сыграть на бис сольный Этюд Капустина. На творческой встрече (своего рода after party – еще одна симпатичная традиция фестиваля) Ирина Лапшина поблагодарила публику за доверие. «Многие уже не спрашивают, что будет в программе. Увидев анонс “Белой симфонии” или фестиваля новой музыки, или Симфопарка, просто торопятся успеть купить билеты, чтобы разделить с нами радость встречи с музыкой».

Победа над собой События

Победа над собой

Госоркестр Башкортостана и Денис Мацуев дали концерт в Большом зале Московской консерватории

Луч света во тьме безысходности События

Луч света во тьме безысходности

Новую «Силу судьбы» Верди в Метрополитен-опере, которая не обновлялась там на протяжении тридцати лет, поставил польский режиссер Мариуш Трелиньски. В партии Леоноры выступила норвежская звезда Лиз Давидсен, а ее озлобленного мстительного брата Дона Карлоса исполнил Игорь Головатенко

Диалектика Валерия Полянского События

Диалектика Валерия Полянского

В Концертном зале имени Чайковского художественный руководитель Государственной академической симфонической капеллы России отметил свое 75-летие

Из Казани с оркестром Персона

Из Казани с оркестром

В Москве впервые представили молодой симфонический коллектив из Татарстана «Новая музыка» и отметили 85-летие Союза композиторов республики