Морские фантазии События

Морские фантазии

В Новосибирске прошел Рождественский фестиваль искусств

Фестиваль юбилейный, проходит в пятнадцатый раз, но в этот год вереница спектаклей и концертов имеет косвенное отношение ко времени Рождества и скорее настраивает на праздничный лад в течение первой половины декабря. Форум традиционно делится на два параллельных направления: драматические постановки, которые привозят из разных городов в Новосибирск, и музыкальные программы. На вопрос, что интересного и нового состоялось в этот раз, генеральный директор Новосибирской филармонии Ирина Устинова ответила так: «Мы смогли показать разные оркестры: после 22-летнего перерыва к нам приехал НФОР с Владимиром Спиваковым, ансамбль Questa Musica со своим руководителем Филиппом Чижевским, оркестр волынщиков Москвы, джазовый бэнд Станислава Чигадаева и этно-фолк-группа Hodila Izba. Мы возродили концерты в области – наши гости побывали в Искитиме, Бердске и Тогучине. Всего за время фестиваля состоялось более тридцати событий, которые посетило около двадцати тысяч слушателей».

Рождественские мотивы предстали в самых причудливых вариациях. Ансамбль Questa Musica вместе с инструментальными концертами Баха привез «Рождественскую мессу» французского композитора Марк-Антуана Шарпантье, а Чигадаев и его команда составили гремучий дивертисмент из известных новогодних песен эпохи СССР в джазовых каверах. Хибла Герзмава отдала дань великой русской классике и 150-летию Рахманинова, спев романсы юбиляра и Петра Ильича Чайковского.

На закрытии знаменитый Новосибирский академический симфонический оркестр играл под управлением молодого московского дирижера Арсентия Ткаченко. Сейчас время стремительных взлетов, и пример Арсентия подтверждает, что не стоит бояться давать дорогу молодежи. В свои 32 года артист уже несколько сезонов работает как штатный дирижер Московского театра мюзикла и Национального филармонического оркестра России, там же курирует стажерскую группу дирижеров, постоянно выступает с «Виртуозами Москвы», имеет свои концерты в Московской филармонии и на других площадках столицы и не только. В Новосибирск он приехал после гастролей с Красноярским камерным оркестром. Для Рождественского фестиваля Арсентий Ткаченко предложил музыку, дающую простор фантазии и способную отчасти компенсировать климатические особенности региона. Слушая увертюру «Гебриды, или Фингалова пещера» Мендельсона, публика мысленно погружалась в теплые волны, представляя ландшафт уникальной базальтовой пещеры. И это не совсем метафора: оркестр звучал то мягко, прозрачно, как бы «отрисовывая» водную гладь, то величественно, не без драматических всплесков, как бы напоминая о шотландских преданиях. Эти красочные страницы музыки Мендельсона, удачно выбранные дирижером для начала, дали настрой всему вечеру.

 

Очевидно, что отправной точкой рождения «морской темы» стало сочинение британца Джона Ленехана «Легенда о Морском шелковом пути», предложенное дирижеру филармонией. В свою очередь, российская премьера состоялась благодаря энтузиазму китайской пианистки Клаудии Янг, по заказу которой был создан этот необычный фортепианный концерт. Пять частей позволили продолжить виртуальные путешествия и мысленно проделать экзотический путь из Китая в Сингапур и Вьетнам. Затем переместиться в Бруней и Лаос, заехать в Камбоджу, Филиппины, Таиланд, «увидеть» Мьянму, Малайзию и Индонезию. Ткань концерта была соткана из цитат песен народов этих стран, и удивительно, как некоторые мелодии по своему ладовому строю оказались близки русскому фольклору.

Клаудия рассказала, что исполнение планировалось еще перед пандемией, но пришлось ждать три года (прямо как в поговорке!), чтобы осуществить этим летом премьеру в Китае и привезти новинку в Сибирь. Пианистка получила образование в Вене, воспитывалась на Моцарте и Шопене, и в ее туше ощущалась рафинированность европейской культуры, соединенная с загадочностью Востока. Оркестр и дирижер приложили все усилия, чтобы воплотить все живописные детали инструментовки, сохраняя главенство рояля. После выступления Клаудия Янг призналась, что немного волновалась, как русские музыканты воспримут эту музыку, но с первой же репетиции поняла, что успех «Великому морскому пути» обеспечен, а самой ей было очень комфортно и удобно с новосибирцами. Теперь она мечтает, чтобы следующей осенью оркестр смог приехать в Пекин, к ней на фестиваль, и показать там свое искусство.

Во втором отделении прозвучала фантазия «Русалочка» австрийского композитора Александра фон Цемлинского. Написал он эту музыку в начале 1900-х, и потребовалось более века, чтобы партитура нашла своих адептов в России. Масштабное трехчастное полотно построено на сюжете сказки Андерсена про Русалочку, готовую ради своей любви к Принцу лишиться дара речи. Нежный голос Русалочки передан соло первой скрипки (Валерий Карчагин), которой композитор поручает выразительные реплики. В оркестре в ответ звучат разные по характеру эпизоды – зловещие, драматические, романтически-возвышенные. Сложная драматургия (исполнялась оригинальная «длинная» версия) была блестяще выстроена Арсентием Ткаченко, и почти часовое сочинение слушалось на одном дыхании. Оплакивая гибель Русалочки, зал в то же время высоко оценил мастерство дирижера и своего оркестра. Стиль музыки эпохи модерна, предполагающий преувеличенную амплитуду эмоций, сложный баланс между голосами и тембрами многоэтажной фактуры, был достойно освоен Новосибирским академическим симфоническим оркестром, вновь подтвердившим свой флагманский статус. Несмотря на массивность и протяженность «Русалочки», зрители явно рассчитывали на бис и долго не отпускали артистов со сцены.

А пока филармония готовится к анонсированию программы одиннадцатого выпуска Транссибирского Арт-Фестиваля. Также после Нового года будет представлен новый фирменный стиль: филармония готовит имиджевый ребрендинг – смену цветовой гаммы и логотипа. «Время движется вперед, и хочется, чтобы имидж филармонии также соответствовал этому, был ориентирован на современную аудиторию, – говорит Ирина Устинова. – Внешне новый логотип минималистичен, в какой-то степени упрощен и в то же время скрывает возможность для множественности смыслов». Теперь «цвет настроения» – синий, в тон панорамных окон главной концертной площадки Новосибирской филармонии – Государственного концертного зала имени А.М.Каца. А геометрические линии отражают детали декора на основной сцене зала и разновекторность творческих устремлений Новосибирской филармонии.

Луч света во тьме безысходности События

Луч света во тьме безысходности

Новую «Силу судьбы» Верди в Метрополитен-опере, которая не обновлялась там на протяжении тридцати лет, поставил польский режиссер Мариуш Трелиньски. В партии Леоноры выступила норвежская звезда Лиз Давидсен, а ее озлобленного мстительного брата Дона Карлоса исполнил Игорь Головатенко

Диалектика Валерия Полянского События

Диалектика Валерия Полянского

В Концертном зале имени Чайковского художественный руководитель Государственной академической симфонической капеллы России отметил свое 75-летие

Из Казани с оркестром Персона

Из Казани с оркестром

В Москве впервые представили молодой симфонический коллектив из Татарстана «Новая музыка» и отметили 85-летие Союза композиторов республики

Королева фуг События

Королева фуг

В Концертном зале имени Чайковского состоится концерт к 100-летию со дня рождения пианистки, композитора, педагога Татьяны Николаевой