#ВСЕОНИ – ВСЕ НАШИ События

#ВСЕОНИ – ВСЕ НАШИ

В Московской и Санкт-Петербургской филармонии прошли концерты Всероссийского молодежного оркестра национальных инструментов – #ВСЕОНИ

Идея создания коллектива генерирована и воплощена Фондом содействия развитию музыкальной культуры «Орнамент» в соавторстве с «Петербург-концертом» в 2022 году. А в 2023 году #ВСЕОНИ объединил 85 молодых музыкантов в возрасте от 17 до 27 лет из 28 регионов России, отобранных на конкурсной основе по результатам профессиональных прослушиваний и отборочных туров.

Организаторы оркестрового проекта, нацеленного на сохранение и развитие национальных культурных традиций, вдохновлялись в том числе опытом В.В.Андреева. В 1888 году он создал Великорусский оркестр, заложив основные принципы формирования состава оркестра, репертуара, представляющего собой преимущественно обработки, фантазии, вариации на темы русских народных песен, романсов и переложения популярной классики.

Если в начале 2000-х годов появление в России сессионных молодежных симфонических оркестров было связано со стремлением вписаться в мировой тренд (в Европе, в США молодежных оркестров было уже немало, и не хотелось отставать), то культурно-исторический контекст, в котором родился Всероссийский молодежный оркестр национальных инструментов #ВСЕОНИ, совершенно другой. На наших глазах происходит естественная смена поколений слушателей и музыкантов, а значит, и развитие оркестрового исполнительства на национальных инструментах в нашей стране требует обновления, наполнения молодой энергией. Масштабность, многофункциональность идеи проекта #ВСЕОНИ отвечает этому запросу.

Образовательная функция проекта, как в любом сессионном оркестре, реализуется через мастер-классы ведущих специалистов в области исполнительства на народных инструментах и через работу с разными дирижерами. Помимо главного дирижера оркестра Андрея Долгова, в этом году с коллективом работали: главный дирижер Белгородского академического русского оркестра Евгений Алешников, художественный руководитель и главный дирижер Калининградского областного оркестра русских народных инструментов Антон Жуков, художественный руководитель и главный дирижер тамбовского АСО имени С.В.Рахманинова Алексей Моргунов.

Ценность этой образовательной работы внутри проекта оценил художественный руководитель Московской филармонии, председатель Совета Союза композиторов РФ профессор Александр Чайковский: «Многим юным талантливым музыкантам из разных, порой довольно удаленных от столиц регионов страны, у которых нет постоянной возможности общаться с большими мастерами, проект дает бесценную возможность развить свою квалификацию в совместном творчестве со своими сверстниками и под руководством опытных наставников».

Если сам по себе сессионный формат оркестра #ВСЕОНИ не является эксклюзивным, то подход к формированию репертуара очень отличается от других оркестров. С одной стороны, в этом вопросе нет ограничений, оркестр дружелюбно открыт для любой музыки, в которой живет «ген» народной культуры. С другой – авторы проекта прилагают особые усилия, чтобы стимулировать интерес молодых композиторов к оркестру национальных инструментов как составу, способному при сохранении своего традиционного национального колорита выражать современные идеи.

Программа этого года открывалась произведением «Звоны» талантливого московского композитора Екатерины Хмелевской. Специально по заказу #ВСЕОНИ один из самых ярких молодых композиторов Алексей Чернаков написал произведение «Глас народный», в партитуре которого голос многонациональной России передан широким спектром национальных инструментов – от русских домр и балалаек до башкирских курая и кыл-кубыза, осетинских гармоник. Концерт «Ловушка-2020» представителя сибирской композиторской школы, Красноярского края Владимира Кошелева написан в ковидном 2020 году специально для контрабас-балалаечника Михаила Дзюдзе. Исполненная третья часть Концерта передает растерянность, тревогу людей и автора перед новой реальностью. Пятая часть Симфонии № 1 известного петербургского композитора Антона Танонова – это драйв Techno, в котором молодые музыканты, попав в близкую им стихию, «оторвались», как на танцполе, и своей свободой, непосредственностью, юмором «завели» всех слушателей в зале, независимо от возраста!

Отмечая ценность и перспективность идеи создания нового репертуара для оркестра национальных инструментов, не могу не заметить, что в представленных произведениях молодых композиторов современность передается зачастую несколько однообразными приемами. Ритмические остинатные нагнетания, безусловно, мощно энергетически воздействуют и на молодых исполнителей, и на публику. Но очевидно и другое: композиторы недостаточно используют весь спектр, градиенты своеобразной темброво-образной палитры оркестра, что приводит порой к «плоскости» партитур, потере объема содержания. Но хочется верить, что именно благодаря целенаправленной работе руководителей проекта в этом направлении будут открываться новые имена композиторов, будет углубляться их понимание и мастерство в работе с оркестром национальных инструментов.

Если говорить о произведениях, в которых, на мой взгляд, идеально в единый поток слились живущая в природе народного оркестра связь с национальной почвой и современность, воплощенная в захватывающей искренности импровизаций на грани джаза и народного музицирования, то это композиции «Слезы капали» и «Наигрыш» уникального фьюжн-музыканта, мультиинструменталиста Сергея Клевенского. Вместе с молодыми оркестрантами он вовлек слушателей в переживание какого-то невероятного восторга и счастья.

Привлекать к совместной работе самых сильных солистов – еще один принцип проекта. И это правильно! Работа с первоклассным музыкантом-солистом – это тоже бесценный мастер-класс. Невозможно не захотеть подражать таким ярким личностям, как исполнительница на цимбалах из Республики Беларусь Вероника Прадед (один из ярчайших номеров в программе – «Концертино» для цимбал с оркестром белорусского композитора Владимира Курьяна), как один из самых известных представителей молодого поколения российских альтистов Сергей Полтавский (он исполнил с оркестром третью часть Концерта для альта Белы Бартока), как лауреат всероссийских и международных конкурсов, солист Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н.П.Осипова Константин Захарато (музыкант поразил сногсшибательными «кульбитами» на трех струнах в Концерте для балалайки с оркестром Александра Рогачева).

В репертуаре оркестра присутствует и классика. Бережно, трогательно с юношеской чистотой оркестр под управлением Евгения Алешникова исполнил «Вешние воды» Рахманинова. Звучавший в голове текст известного романса – «Мы молодой весны гонцы, она нас вызвала вперед» – очень символично дополнял восприятие вдохновенной игры молодых музыкантов.

 

Я бы высказала пожелание оркестру не игнорировать и произведения в традиционной народной стилистике. Например, «Провожание» из Сюиты «Узоры луговые» Георгия Шендерева, погружающее в состояние созерцательности, любования русскими пейзажами, было встречено многими слушателями эмоциями, которые нельзя назвать устаревшими, они вечные и пробуждают порой глубоко спрятанные, сокровенные чувства любви к Родине. Прозвучавшему на московском концерте монологу Василия Шукшина о Родине в исполнении заслуженного артиста России Андрея Мерзликина эта музыка придала особую пронзительность.

Еще один принцип в идеологии #ВСЕОНИ – просветительский, связанный с популяризацией многонациональной культуры нашей страны, часто имеющей общие корни с творчеством народов граничащих с нами стран. Российская культура открыта изначально в силу своей исторически сложившейся многонациональной природы. Оркестр #ВСЕОНИ воплощает эту открытость через включение в свой состав дополнительных национальных инструментов разных регионов! Сочетание русских балалаек, домр, башкирского курая, карельских кантеле, белорусских цимбал, осетинских гармоник обогащают красочность звучания оркестра, они учитываются и при создании партитур произведений. В этом смысле оркестр #ВСЕОНИ уникален и не имеет аналогов в стране.

Тембр каждого из национальных инструментов подобен ассоциативному коду к душе каждого человека. Стоит ему зазвучать, и мгновенно в сознании слушателя возникают то картины русских бескрайних полей, степных просторов, то вздымающихся в небо гор и сверкающих водопадов в ущельях Кавказа, то таинственно манящего «зеленого моря тайги», могучих рек Сибири. В музыке оркестра национальных инструментов оживает ген памяти о Человеке, о Мире, не враждебном, а полном любви и добра, мире тончайшей нежности и великой созидательной силы.

В нынешней программе «дружба» народных культур была представлена в выступлении белорусской цимбалистки Вероники Прадед, в исполнении композиции популярной финской певицы Йенни Вартиайнен Pirunkuru в аранжировке Вячеслава Иванова для кантеле (струнный щипковый инструмент карелов, вепсов, финнов), цимбал (инструмент типичен для российско-белорусского пограничья) и гуслей звончатых, известных со времен Киевской Руси в юго-западных регионах. Примечательно, что и солировали на них участники оркестров из Республики Беларусь, Петрозаводска (Карелия) и Москвы.

Открытием и потрясением для многих было знакомство с самым древним монгольским струнным инструментом морин-хуур. Его благородный, завораживающий, напоминающий виолончель тембр мы услышали в Концерте для морин-хуура №3 Шатара Өлзийбаяра, который великолепно исполнил гость из Монголии Бямбажав Энх-Амгалан.

Я думаю, что работа с национальными инструментами – это очень интересный и перспективный путь, на котором оркестру #ВСЕОНИ удастся сделать немало открытий и удивить нас новыми произведениями.

У проекта #ВСЕОНИ благородная и амбициозная цель – сделать исполнительство на национальных инструментах популярным во всей стране, привлечь к нему как можно больше молодых музыкантов и слушателей. Для этого нужна сильная команда. Помимо продюсера Инги Кутянской, душой и лидером проекта является главный дирижер, лауреат многих дирижерских конкурсов Андрей Долгов.

Чтобы понять его уникальность как руководителя и оценить огромную роль в том эффекте, который вызывают выступления #ВСЕОНИ, нужно видеть Долгова за кулисами, на репетициях и, конечно, за пультом: это музыкант огромной веры в свое дело.

В одном из интервью Андрей Долгов сказал: «Я исполняю музыку, чтобы людям было светлее, легче жить, чтобы что-то внутри них менялось к лучшему. Мне кажется, на наших концертах такое происходит. Я сегодня понимаю, что #ВСЕОНИ – это больше, чем концерт, больше, чем мастер-классы. Мне кажется, #ВСЕОНИ становится творческим молодежным движением, захватывающим разные регионы нашей страны. Есть очень важный, крутой момент в нашем проекте. Дело в том, что после этой учебной сессии у ребят появились друзья во всех городах страны! Когда ты приезжаешь, допустим, в Новосибирск, ты пишешь в чате: “Ребята, я здесь! Подскажите, куда здесь пойти поесть, куда пойти что-то интересное посмотреть”. И тут же откликаются друзья. Так же происходит, когда у тебя появляется какая-то реальная проблема, допустим, сломался инструмент. #ВСЕОНИ – движение молодых, заинтересованных людей, готовых помогать друг другу, это новое поколение профессионалов. Я очень рад, что у нас появляется это сообщество, и я уверен, что оно с каждым годом будет все крепче и крепче».

Уже после первого концерта #ВСЕОНИ это ощутили многие, но очень ярко выразил Андрей Мерзликин: «Это мегапроект! Для меня он символ молодой, единой и прекрасной России. Только представьте: девчонки и мальчишки из больших и маленьких городов, самых далеких населенных пунктов страны, которые даже не подозревали о существовании друг друга, собрались в Санкт-Петербурге и, объединившись в огромный оркестр, всего за несколько дней сыгрались, почувствовали себя единым могучим музыкальным организмом и показали профессионализм высшего класса! Это был триумф! Мне казалось, что у нас на глазах зарождалось новое музыкальное сообщество новой России!»

От себя добавлю. #ВСЕОНИ не только проект, который сконцентрировал и направил силы талантливой молодежи, педагогов-наставников, исполнителей-солистов, молодых композиторов, дирижеров на участие в развитии, оживлении оркестрового исполнительства на народных инструментах у нас в стране. Сообщество #ВСЕОНИ, благодаря своей увлеченности, помогает прикоснуться к пониманию тайны пробуждения нашей генной памяти под воздействием звучания оркестра национальных инструментов. Вы можете любить симфоническую и камерную музыку, быть поклонником джаза, рока или шансона, но только энергия, заключенная в звучании этого оркестра, способна подарить вам ощущение единства, родства, с каждым, сидящим в зале. Для этого мало быть мастером-исполнителем, нужно бесконечно любить все то, что составляет суть понятий «родная земля», «память», «народный дух», «национальная культура».

Чувства, переживаемые на концерте #ВСЕОНИ, настолько мощные, живительные, искренние, что в финале слезы радости не скрывают ни слушатели, ни исполнители. Бесконечными овациями зал благодарил музыкантов за возникшее потрясающее чувство могучего, защищающего и прекрасного МЫ, которого так не хватает в современной жизни, и с которым так не хочется расставаться.

Луч света во тьме безысходности События

Луч света во тьме безысходности

Новую «Силу судьбы» Верди в Метрополитен-опере, которая не обновлялась там на протяжении тридцати лет, поставил польский режиссер Мариуш Трелиньски. В партии Леоноры выступила норвежская звезда Лиз Давидсен, а ее озлобленного мстительного брата Дона Карлоса исполнил Игорь Головатенко

Диалектика Валерия Полянского События

Диалектика Валерия Полянского

В Концертном зале имени Чайковского художественный руководитель Государственной академической симфонической капеллы России отметил свое 75-летие

Из Казани с оркестром Персона

Из Казани с оркестром

В Москве впервые представили молодой симфонический коллектив из Татарстана «Новая музыка» и отметили 85-летие Союза композиторов республики

Королева фуг События

Королева фуг

В Концертном зале имени Чайковского состоится концерт к 100-летию со дня рождения пианистки, композитора, педагога Татьяны Николаевой