Откровения Сергея Рахманинова События

Откровения Сергея Рахманинова

В рамках Зимнего фестиваля в Уфе прозвучали все концерты и симфонии Рахманинова

Нынешний год для НСО РБ стал особенным. Он получил звание «академического» и был переименован из Национального симфонического в Государственный академический симфонический оркестр Республики Башкортостан. Магические аббревиатуры ГАСО, Госоркестр – знак статуса, правильного вектора развития, заданного командой гендиректора Артура Назиуллина и главного дирижера Дмитрия Крюкова. «Когда я пришел в коллектив пять лет назад, то пришлось решать задачи совершенно нетворческие – мы с Дмитрием Крюковым занимались укреплением авторитета оркестра, нормализацией внутреннего климата и созданием рабочей дисциплины, – рассказывает Назиуллин. – Как только этого удалось достичь, то сразу заметно улучшились художественные результаты. Мы смогли показать свои достижения в столицах. Впервые за все время существования оркестр выступил в Концертном зале имени Чайковского и в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, а в Большом зале Московской консерватории нас не слышали четверть века. Но, считаю, пройден только начальный этап, все самое важное еще впереди».

Артур Назиуллин и первый заместитель министра культуры РБ Наталья Лапшина

Оркестр стал интенсивно гастролировать и по России: дважды в год выезжает к соседям – в Татарстан и Удмуртию, в 2021 году гастролировал в Екатеринбурге на Симфофоруме, в 2023 году ездил на фестиваль в Оренбург к Денису Мацуеву, став участником его проекта «Диалог поколений». Нынешней осенью открыли для себя искусство музыкантов из Уфы жители Дальнего Востока: при поддержке «Росконцерта» ГАСО РБ выехал в Южно-Сахалинск, Владивосток и Благовещенск. В общем, оркестр резко «рванул» вперед, стремясь наверстать годы сонного прозябания вне внятной творческой политики. Усилия коллектива не остались незамеченными: осенью ГАСО РБ выиграл несколько номинаций Большой оркестровой премии «440 герц», став вровень с ведущими оркестрами России.

Слово «академический» также отражает кредо оркестра: исполнять монументальные партитуры классиков – Бетховена, Брукнера, Малера, Чайковского, Шостаковича, Прокофьева, где все недостатки и достоинства видны как на ладони. В эту линию вписывается программа Пятого Зимнего фестиваля, полностью охватившая два важнейших жанра рахманиновского наследия – концерт и симфонию – и примыкающие к ним произведения.

«Мы не пошли по хронологии создания, а расположили сочинения так, чтобы соединить бесспорные шлягеры и менее репертуарные опусы Рахманинова», – объясняет Дмитрий Крюков. Он же взял на себя в фестивале и функцию ведущего, поясняя со сцены об идеях и особенностях замысла музыки. Делает это дирижер блестяще, без всякого популизма, и  его слова точно бьют в цель и действительно помогают слушателям понять суть и смыслы.

Фестиваль стартовал с Первой симфонии и Третьего фортепианного концерта, сыгранного Александром Гиндиным, а завершился Четвертым концертом, Рапсодией на тему Паганини и «Симфоническими танцами».

Филипп Копачевский

В финальном вечере приняли участие сразу два пианиста. Филипп Копачевский в особых представлениях не нуждается: в свои 33 года он имеет солидное портфолио, лауреатство на восьми серьезных международных конкурсах, выступления со всеми ведущими российскими оркестрами и дирижерами. Он прекрасно оснащен технически (все же школа Сергея Доренского!), мобилен, так что было интересно послушать его интерпретацию Четвертого концерта, считающегося несколько вторичным. У Копачевского сочинение прозвучало как ностальгия по прошлому, и в таком контексте оказались понятны то и дело мелькающие цитаты, фразы из Второго и Третьего концертов. Не было тут и привычной рахманиновской кантилены – в медленной части ее заменили эпизоды сосредоточенной медитации, сменяемой взрывами эмоций. Третья часть показалась самой выразительной и цельной: прошлое отступило, но окружающий мир оказался враждебен. Угрожающие отрывистые мотивы, стонущие интонации, накал страстей захватили внимание и вызвали искренний отклик зала. На бис Филипп Копачевский сыграл «Шествие троллей» Грига, еще больше нагнетая  атмосферу макабра. Аккомпанемент Дмитрия Крюкова, как всегда, был точен и внимателен: оркестр полностью разделил концепцию пианиста, предоставив ему карт-бланш в выборе темпов.

Шаура Сагитова и ГАСО РБ

В «Рапсодии на тему Паганини» солировала башкирская пианистка и композитор Шаура Сагитова. Одного поколения с Филиппом Копачевским, Шаура сосредоточила свою деятельность в республике: преподает, руководит ансамблем современной музыки «Самрау». Вместе с ГАСО РБ играла такие редкости, как Концерт № 2 Бартока и Концерт № 2 (для левой руки) Равеля. Ее взгляд на Рахманинова идет из нашего времени: эмоции уступают место рацио, а на смену спонтанности чувств приходит продуманность формы и деталей. В Рапсодии, как нигде у Рахманинова, много солирующих моментов у оркестра, где и первая скрипка Ильшат Муслимов, и духовые продемонстрировали и красоту кантилены, и виртуозность.

Публика горячо поддержала игру обоих солистов, слушатели устроили стоячую овацию и в антракте активно обсуждали музыку и пианистов, стремясь продлить прекрасные мгновения.

Второе отделение началось с соло главного дирижера Дмитрия Крюкова, который прокомментировал свое видение «Симфонических танцев» и особенностей позднего стиля Рахманинова. Для него это «глубоко апокалипсическое произведение, где понятие “танец” часто трансформируется в демоническую пляску; она сменяется раскаянием, когда человек в слезах молится у алтаря». В целом же три части цикла повествуют о сломе времен, об ужасах и испытаниях, после которых наступает прозрение и катарсис. Именно так и прозвучали «Симфонические танцы» – экзистенциально мощно, с резкими контрастами между эпизодами. В этой последней партитуре особенно сильно проявляется линеарное мышление Рахманинова: фактически вся третья часть представляет брожение голосов, тембров, интонирующих мотив церковной секвенции Dies irae («День гнева»). Оценивая интерпретацию, хочется подчеркнуть не только глубину концепции дирижера, но и филигранность выделки всех деталей, сыгранность музыкантов, благодаря чему в многоэтажной фактуре был прочерчен каждый голос.

Дмитрий Крюков

Сейчас модно делать симфонические сюиты из саундтреков известных триллеров или фэнтези, и в каком-то смысле «Симфонические танцы» прозвучали как грандиозная одиссея, захватившая внимание и мысли слушателей в свой водоворот образов.

Этот и предшествующие концерты Зимнего фестиваля смогли услышать не только присутствовавшие в ГКЗ «Башкортостан»: ГАСО РБ запустил свой «Виртуальный концертный зал» в рамках национального проекта «Культура». Теперь концерты оркестра в онлайн-трансляции, снятые на качественном оборудовании, смогут услышать и увидеть зрители в любой точке как Республики Башкортостан, так и России и всего мира.

Лучше, мама, не пищи События

Лучше, мама, не пищи

В Театре Сац поставили «Сказку о глупом неразумном мышонке»

Победа над собой События

Победа над собой

Госоркестр Башкортостана и Денис Мацуев дали концерт в Большом зале Московской консерватории

Луч света во тьме безысходности События

Луч света во тьме безысходности

Новую «Силу судьбы» Верди в Метрополитен-опере, которая не обновлялась там на протяжении тридцати лет, поставил польский режиссер Мариуш Трелиньски. В партии Леоноры выступила норвежская звезда Лиз Давидсен, а ее озлобленного мстительного брата Дона Карлоса исполнил Игорь Головатенко

Диалектика Валерия Полянского События

Диалектика Валерия Полянского

В Концертном зале имени Чайковского художественный руководитель Государственной академической симфонической капеллы России отметил свое 75-летие