Время молодых Тема номера

Время молодых

В «Новой Опере» прошли премьерные показы проекта «Война и мир. Наташа и Андрей»

Лирические сцены из оперы Сергея Прокофьева на Крещенском фестивале состоялись благодаря сотрудничеству трех институций – «Новой Оперы», Молодежной оперной программы Большого театра и Мастерской Брусникина. В композицию спектакля вошли первые семь картин плюс эпизоды из «военной» восьмой, а финалом стала двенадцатая, сцена ухода из жизни Андрея Болконского.

Идея поставить именно «Мир» выглядит достаточно оправданно, ведь если делать полноценную постановку всей оперы, несомненно, придется прибегать к купюрам. Да и вторая часть произведения Прокофьева, как известно, писалась под давлением сверху, и в некотором роде по уровню музыкального материала уступает первой. Теоретически можно было бы организовать показ произведения и в два вечера подряд – как и предполагалось в одном из вариантов самого композитора. Пример такого исполнения был единственный раз – спектакль 1982 года в Пермском театре оперы и балета.

Большим плюсом нового проекта стал исключительно молодежный состав, как постановочной команды, так и исполнителей.

Новаций с точки зрения понимания образов героев в постановке нет – режиссер Мастерской Брусникина Алексей Мартынов выстроил комфортные для вокалистов и не отвлекающие от музыки мизансцены, кстати, максимально близкие ремаркам самого композитора. Визуально спектакль выглядит стильно, но сдержанно (художник-постановщик – Сергей Рябов) – роскоши и помпезности нет и в помине. Декорации – «лес» из колонн – в двух финальных сценах, когда тела мертвых воинов лежат на сцене, а в центре умирающий Андрей и рядом с ним Наташа, превращаются в огромные белые бинты. Костюмы (художник по костюмам, видеохудожник – Вера Ахмеджанова) выполнены в стиле условного XIX века и отличаются достаточно скромной цветовой гаммой. Активно используются модные сейчас видеопроекции. Так, благодаря им становится понятно, что Андрей предчувствует свою любовь с Ростовой, только лишь увидев ее в Отрадном. Силуэт этой пары, кружащейся в вальсе, возникнет уже в первой картине в черной пустоте сцены, появится он и в финале – в час трагического прощания, как напоминание о счастливых, но утерянных мгновениях.

Особую атмосферу интимности, недоговоренности спектаклю придает свет (художник по свету – Татьяна Мишина), он как бы осязаемо продолжает линию прокофьевской интонации.

Исключительную деликатность в отношении к партитуре продемонстрировал Тимур Зангиев – музыкальный руководитель и дирижер-постановщик. Невесомость, почти что призрачная хрупкость звучания оркестра и общая целостность композиции спектакля – его огромная заслуга. Но главная победа – отлично выстроенный баланс между ямой и сценой, можно было спокойно расслышать и понять слова, произносимые певцами, каши не наблюдалось. Сбалансированностью по звуку отличился хор театра (хормейстер – Юлия Сенюкова), это явное достижение прославленного коллектива.

 

Совсем по-взрослому звучала молодежь – артисты и выпускники Молодежной оперной программы Большого театра. Идеально подходящий на роль Андрея Болконского аристократичный красавец Илья Кутюхин – обладатель роскошного, драгоценно отделанного баритона, которому не страшны даже коварные и опасные верхушки. Красив и нежен, но самодостаточен голос Елене Гвритишвили, порадовало, что она не прибегала к форсированию и драматизации. Ее Наташа Ростова получилась очень трогательной и живой (стоит отметить, что это дебют молодой артистки на оперной сцене, и абсолютно блистательный). Сложнейшую партию Пьера Безухова ровным, благородным звуком преподнес многообещающий тенор Илья Легатов – и визуально это тоже стопроцентное попадание. Лощеный красавец-ловелас Анатоль Курагин обрел идеальную во всех смыслах интерпретацию в лице Игоря Онищенко – обладателя темного баритонального окраса голоса и чувственной, сексуальной энергетики.  А вот Ульяна Бирюкова – Элен чуть переборщила с язвительностью интонаций. В этой партии хотелось бы слышать больше элегантности в ведении вокальной линии и бархатно звучащие, а не остро акцентированные низы (молодой певице есть на кого ориентироваться – в записи 1982 года Элен совершенно роскошно, очень мягко и с легкой полуулыбкой исполняет Тамара Ильинична Синявская). Запомнились Рамиля Баймухаметова в характерной роли фрейлины-сплетницы Перонской, Жасур Хайдаров – вечный авантюрист Долохов. С актерской игрой у моповцев также не возникло проблем – большинство из них выглядели очень органично на сцене, взаимодействовали друг с другом полноценно и создали запоминающиеся образы. Им удалось добиться тонкого психологического наполнения каждой из мизансцен.

Блестяще выступили старшие коллеги молодых певцов из «Новой Оперы» – Александра Саульская-Шулятьева (изумительно реалистичная, будто сошедшая со страниц романа Толстого Ахросимова), Виталий Ефанов (добродушный основательный граф Ростов), Андрей Фетисов (эксцентричный старик Болконский), Михаил Первушин (себе на уме ямщик Балага).

В постановке также были заняты учащиеся МГХУ имени Л.М.Лавровского – танцы в их исполнении (хореограф-постановщик – Александр Шуйский) дали дополнительный смысловой фон во время вальса Наташи и Андрея, создали изысканное обрамление сцене пленения Курагиным Наташи.

Спектакль рождает ассоциации с легендарным колобовским «Евгением Онегиным», до сих пор идущим в родном театре. Сосредоточенность на внутреннем мире героев, тема хрупкости человеческой жизни, аскетичная сценография и музыка как главный двигатель и транслятор смысла – вот что роднит эти две постановки, созданные с перерывом почти что в тридцать лет.  Когда-то в своем «Онегине» Евгений Владимирович вывел на сцену молодежь, теперь же его эстафету принимает свежая версия «Войны и мира». Видимо, настало время новых героев.

«Мелодия» нашей жизни Тема номера

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Книга за семью печатями Тема номера

Книга за семью печатями

На Крещенском фестивале в «Новой Опере» исполнили российскую премьеру музыкального апокалипсиса

Кто боится дюшановского колеса? Тема номера

Кто боится дюшановского колеса?

К десятилетию ансамбля N’Caged

Держим планку Тема номера

Держим планку

Девизом 2023 года может быть фраза «жизнь в предлагаемых обстоятельствах». Редакция составила свой рейтинг инфоповодов и персон, которые оказались наиболее значимыми в уходящем году.