Книга за семью печатями Тема номера

Книга за семью печатями

На Крещенском фестивале в «Новой Опере» исполнили российскую премьеру музыкального апокалипсиса

Открытия для Крещенского фестиваля – дело привычное. В этот раз на сцене «Новой Оперы» собралась большая компания – оркестр и хор театра, шесть солистов и локомотив всего действа – дирижер Федор Безносиков, – чтобы открыть российскому слушателю «Книгу за семью печатями» Франца Шмидта. Эта оратория, по словам ведущего концерта Ярослава Тимофеева, стала первой удачной попыткой музыкального осмысления «Откровения Иоанна Богослова». «Апокалипсис» по Шмидту – все та же история о грядущем падении человеческого мира, Страшном суде и вознесении праведников. Но пара тузов в рукаве припасена.

Для начала Шмидт делает эту историю вневременной. Созданная на пороге Второй мировой войны, лишенная исторических привязок в либретто, оратория может быть пророчеством для любой эпохи. С другой стороны, композитор делает рассказ о снятии печатей кинематографичным. Всадники Апокалипсиса будто проходят перед взором рассказчика-Иоанна, и «общие» планы сменяются «крупными»: от голода умирают мать и ее дитя, смиряются с участью человечества двое выживших брата «во смерти». А еще в ораторию добавляется полный надежды посыл – вероятно, ставший спасительным для самого композитора. На излете жизни, потеряв любимую дочь, Шмидт будто утешился словами страдающих: «Тот, кто выстоит до конца, будет спасен». Это намерение выстоять отчетливо слышится и в музыке.

Кстати, о ней. «Книга за семью печатями» – смесь позднего романтизма и неоклассицизма с легким привкусом атональности. Хоровые голоса сплетаются в полифонические косы, барочная звукоизобразительность сочетается с вполне себе вагнеровскими созвучиями, а тональные границы лейтмотивов размываются. Партитура выстраивается в вереницу препятствий – и ждет преодоления.

За дело взялся Федор Безносиков. Усмиряя форму, собирая и расцвечивая фактуру, он упорно пробивался к свету сквозь масштабную партитуру с ее мрачным содержанием – и в конце пришел к выстраданному, но незамутненному мажору. Оркестр с полной отдачей следовал за дирижерской волей, хоть и складывалось впечатление, что в бесконфликтных эпизодах ощущение внутреннего движения у них не всегда совпадало.

Серьезный вызов принял солист Дмитрий Шабетя. Певцу не вполне далась вытягивающая жилы тесситура и без того сложной, а, главное, долгой партии Иоанна: под конец оратории случались ощутимые потери. Величественно, но несколько надсадно доносил Виталий Ефанов из глубины сцены партию Голоса Господа. Екатерина Мирзоянц, Александра Саульская-Шулятьева, Станислав Мостовой и Михаил Первушин старательно сливали свои голоса в ансамбли земных и небесных обитателей. Наконец, едва ли не главная роль в оратории отведена хору. И коллективу «Новой оперы» было где разгуляться: справляясь с техническими трудностями, хор переливался множеством красок: он возвещал волю господа и ужасался ей, шептал слова утешения и требовал возмездия, смирялся и ликовал. Вот уж кто точно выстоял до конца.

«Мелодия» нашей жизни Тема номера

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Кто боится дюшановского колеса? Тема номера

Кто боится дюшановского колеса?

К десятилетию ансамбля N’Caged

Время молодых Тема номера

Время молодых

В «Новой Опере» прошли премьерные показы проекта «Война и мир. Наташа и Андрей»

Держим планку Тема номера

Держим планку

Девизом 2023 года может быть фраза «жизнь в предлагаемых обстоятельствах». Редакция составила свой рейтинг инфоповодов и персон, которые оказались наиболее значимыми в уходящем году.