Тоскливая песнь ребаба События

Тоскливая песнь ребаба

На закрытии Зимнего фестиваля искусств в Сочи прозвучала мировая премьера Кузьмы Бодрова

В Сочи завершился XVII Международный фестиваль искусств Юрия Башмета, объединивший по традиции концерты камерной и симфонической музыки, театральные постановки, инструментальные и вокальные мастер-классы, конференции. Программа также отличалась необычайным богатством стилей и жанров, предлагая слушателям то совершить путешествие в мир солнечного джаза, то познакомиться с барокко четырех континентов, то подпевать русским народным песням и романсам. Одна из особенностей фестиваля – мировые премьеры современных композиторов, как мэтров новейшей музыки, так и молодых выпускников консерваторий. В этот раз «Русское концертное агентство» и Юрий Башмет вновь дали заказ авторам написать партитуру для Всероссийского юношеского симфонического оркестра – талантливых ребят, уже давно доказавших свое умение играть самые изощренные с точки зрения нотации и фактуры опусы. Каждый год сочинская публика узнает новые композиторские имена, которые звучат наряду с хитами вроде Увертюры к «Свадьбе Фигаро» и Второго концерта Рахманинова, и публика реагирует на всякого рода сонорные и алеаторные пьесы с большим интересом. Композиторы пишут не в стол, как это часто бывает, а получают за свое творение гонорар; оркестр последовательно разгадывает авторские головоломки и, соответственно, повышает градус мастерства – в общем, все при деле и все довольны.

В этом году на закрытии было представлено целых три мировых премьеры современных композиторов, и что характерно, представителей Московской консерватории. Первая, «Грезы» для симфонического оркестра, баяна, балалайки и домры, принадлежала Денису Хорову. Тембрально красочная, переливающаяся мажорными трезвучиями и модуляциями, партитура с явным уклоном в минимализм напоминала типичный саундтрек к семейному игровому кино о приключениях Последнего Богатыря или другого сказочного персонажа. Подробности должны были по идее отчетливо рассказывать солисты, но звучание трио народных инструментов буквально потонуло в пучине оркестра под управлением Алексея Рубина (маэстро провел все три премьеры). И старания Степана Смирнова, Максима Бельника и Всеволода Якубовского, трех трогательных мальчиков-солистов, так и остались незамеченными. Вторая новинка заключительного вечера сочинского фестиваля – композиция Folded Linen Олега Крохалева, которая переводится как «сложенное белье», но, скорее всего, название отсылает к стилю рельефной резьбы, используемой для украшения деревянных панелей узором (автор не оставил каких-либо комментариев и не присутствовал в зале). Тихая сонорная пьеса (в которой два пиано – самое громкое, что есть, как пошутил Дмитрий Гринченко) стала непростым испытанием для слушателей, ожидавших следом примадонну Ольгу Перетятько и не готовых слушать, как разрастается в своих масштабах один-единственный звук. Разумеется, и акустика зала оказалась не готова к тихим инструментальным шелестам, уместным в каком-нибудь ДК «Рассвет» или других камерных площадках, но явно не в большом концертном пространстве.

Третья премьера финального вечера Зимнего фестиваля искусств – «Ночные видения Альгамбры» – была самой любопытной и качественно «сделанной». Что неудивительно: ее автор – маститый композитор Кузьма Бодров – постоянный резидент проектов Юрия Башмета, опытный музыкант, работающий во всех жанрах. В этот раз он обратился к ребабу – древнему однострунному смычковому инструменту, обычно сопровождающему повествования эпического характера. Солист, египтянин Хассан Моатац Эль Молла, в «обычной» жизни играет на виолончели в Катарском симфоническом оркестре, но о ребабе знает не понаслышке – владеет им свободно и виртуозно. Этот инструмент в его руках вел свою страстную, отчасти тоскливую песнь, прерываясь лишь на мгновение, чтобы уступить «пряным» симфоническим возгласам. Специфический «надломленный» тембр и высокая тесситура, импровизационная манера исполнения, поддерживаемая гудящим фоном низких струнных, – все это создавало ощущение, что мы сказочным образом оказались в пустыне под палящим солнцем и ветер поднимает песок. Или же, следуя программному названию, очутились во дворце Альгамбра – одном из самых известных памятников исламской архитектуры. Пьеса Кузьмы Бодрова отсылала к XIX веку, когда русские композиторы любили интегрировать Восток в свои сочинения, и стала новой попыткой показать сплав музыкальных традиций. До этой премьеры в мире существовал всего лишь один концерт, написанный для ребаба, – ливанца Марселя Халифа, но теперь есть шанс, что сочинение русского композитора откроет путь для новых возможностей звучания этого инструмента.

Луч света во тьме безысходности События

Луч света во тьме безысходности

Новую «Силу судьбы» Верди в Метрополитен-опере, которая не обновлялась там на протяжении тридцати лет, поставил польский режиссер Мариуш Трелиньски. В партии Леоноры выступила норвежская звезда Лиз Давидсен, а ее озлобленного мстительного брата Дона Карлоса исполнил Игорь Головатенко

Диалектика Валерия Полянского События

Диалектика Валерия Полянского

В Концертном зале имени Чайковского художественный руководитель Государственной академической симфонической капеллы России отметил свое 75-летие

Из Казани с оркестром Персона

Из Казани с оркестром

В Москве впервые представили молодой симфонический коллектив из Татарстана «Новая музыка» и отметили 85-летие Союза композиторов республики

Королева фуг События

Королева фуг

В Концертном зале имени Чайковского состоится концерт к 100-летию со дня рождения пианистки, композитора, педагога Татьяны Николаевой