Весны гонцы События

Весны гонцы

В «Сириусе» открылся новый музыкальный фестиваль

Только новоиспеченная федеральная территория успела прийти в себя после Всемирного молодежного фестиваля, как наступающая весна возвестила следующее мероприятие – открытие  концертного сезона. Весенний музыкальный фестиваль приурочен к приходу самого долгожданного времени года, когда распускаются цветы, а солнце чаще радует своим появлением. Южные жители избалованы этими природными радостями, но для приглашенных столичных артистов – большое счастье в начале марта позабыть про остатки серого снега и нарядиться в легкие пиджаки. Счастливый билет достался нашим прославленным музыкантам: гостями фестиваля стали пианист Николай Луганский, скрипач Павел Милюков, пианист Вадим Руденко, дирижер Алексей Рубин, лауреаты Конкурса имени П.И.Чайковского флейтистка София Виланд и скрипач Даниил Коган, а также хор мальчиков Хорового училища имени М.И.Глинки, РНМСО, Уральский молодежный симфонический оркестр, ВЮСО под управлением Юрия Башмета, ученики и выпускники Академии Русского балета имени Вагановой. «Богатая цветочная палитра фестиваля» – емко охарактеризовал программу музыкального торжества художественный руководитель Фонда «Талант и успех» Ханс-Йоахим Фрай. На протяжении двух недель (фестиваль завершится 24 марта) артисты будут передавать эстафету друг другу, возвещая приход весны, а заодно исполнять музыку русских и зарубежных композиторов эпохи романтизма.

Хор мальчиков-зайчиков

Случайно это или нет, но открытие фестиваля, как и начало восьмого концертного сезона, пришлись на 8 марта – день весны и красоты. Одна из целей фонда «Талант и успех» – постоянная популяризация молодых артистов. И вот сразу после завершения молодежного фестиваля в зале «Атом» Парка науки и искусств «Сириус» зажигали воспитанники Хорового училища имени М.И.Глинки. На юношеские, еще хрупкие плечи возлагалась огромная ответственность – поздравление прекрасной половины человечества и одновременно открытие масштабного музыкального события. Но мальчишки из старейшего профессионального учебного заведения, отмечающего в этом году 545-летие со дня основания, прекрасно справились со своей миссией, тем более что это уже далеко не первое выступление в «Сириусе».

Первая половина вечера была озарена русской духовностью вперемешку с детским озорством и непосредственностью. Исполнение фрагментов из рахманиновского «Всенощного бдения» – не самый обычный выбор для праздничного концерта. Ребята вдумчиво и серьезно исполнили сложный хоровой опус. Но все же фрагменты из цикла Чайковского «Шестнадцать песен для детей» мальчикам оказались ближе. Небольшие композиции из этого сборника отличаются простотой, ясностью выражения и неподдельной искренностью эмоций. С трогательным сочувствием к судьбе маленьких сироток прозвучал в их исполнении «Зимний вечер». Женская половина зала замерла, внимая каждой высокой ноте в этой вокальной зарисовке. А задорная прибаутка «Мой Лизочек так уж мал», посвященная племяннице композитора, еще долго не сходила с уст подпевающих слушателей.

Особенно умиляла теплота, с которой руководитель Хора Владимир Беглецов относится к своим птенцам – строгий наставник и чуткий родитель одновременно. Ребята с бесконечным обожанием следили за жестами своего учителя.

Во второй половине вечера роскошный подарок слушателям преподнес ансамбль юношей. Владимир Беглецов хорошо разбирается в пристрастиях публики. Программа концерта изобиловала популярными песнями, от зарубежной поп-классики – Yesterday Пола Маккартни, Moonlight Serenade Гленна Миллера, I Wonder Бенни Андерсона – до «Катюши» Матвея Блантера и «Подмосковных вечеров» Василия Соловьева-Седого.

Иностранные хиты молодежь исполняла вдохновенно. Каждый юноша смог продемонстрировать свои вокальные способности, порой это напоминало шуточный песенный баттл. И конечно, не обошлось без мальчишечьих проделок. Коллектив немного схулиганил, изменив слова в песне Соловьева-Седого: «Подмосковные вечера» превратились в родные «Петербургские». Эта песня венчала праздничный вечер. Ребятам все же пришлось не нарушать авторскую задумку и упомянуть подмосковную идиллию хотя бы в последней строфе. Публика залилась смехом. Насыщенный трехчасовой вечер отпечатался в сердце каждого слушателя радостным воспоминанием. Весенний фестиваль открыли бодро, 8 Марта отпраздновали на всю катушку.

Один Луганский хорошо, а два еще лучше

Долгожданным стал дебютный приезд Николая Львовича в «Сириус». Луганский щедро делился своим талантом со слушателями, захватив концертную эстраду аж на два дня. Первый вечер был полностью сольным, а на следующий день пианист выступил в паре с уже знакомым ему коллективом – Российским национальным молодежным симфоническим оркестром. После концерта артист поделился впечатлениями от нахождения на федеральной территории:

«Я так понимаю, здесь очень ревностно относятся к делению на Сочи и “Сириус”. В Сочи я играл не так много, но два раза точно – очень-очень давно с моим другом Вадимом Руденко, который, кстати, здесь, в “Сириусе”, очень много преподает и играет концертов. Он часто рассказывал мне об этом месте, как и мой приятель кларнетист Евгений Петров. А еще я играл в Сочи в 2010-х, по-моему, на фестивале Башмета.

И вот в “Сириусе” наконец-то оказался и я. Мне тут очень интересно, здесь чувствуется хорошая атмосфера. Еще я наблюдаю, как здесь много всего создано за десять лет… это замечательно! Наверное, результаты образовательных программ и разных сессий будут видны по-настоящему лет через пять-десять. С нетерпением будем ждать и увидим, какие получились музыканты, ученые, спортсмены. Это любопытно. Может быть, “Сириус” когда-то будет восприниматься россиянами так же, как англичанами Кембридж».

На самом деле, публика не хотела отпускать Николая Львовича. Творческая встреча слушателей тет-а-тет со всемирно известным пианистом была насыщенной. Один за одним сыпались вопросы от зрителей, каждый хотел приоткрыть для себя загадку гения. Луганский уже убегал на последние приготовления к концерту, а настойчивые гости и жители федеральной территории не давали ему в дверях проходу! Рыцарем, спасшим музыканта от чрезмерного внимания обожателей, стал дирижер Алексей Рубин, который в этот вечер к тому же выступал за пультом. Разговор с ним был не менее оживленным: публика хотела в деталях разузнать особенности дирижерского ремесла. Дирижер буквально напрямую принял эстафету от воспитанников Хорового училища – он и сам выпускник этого учебного заведения.

Подобные беседы – важная часть всех мероприятий фестиваля, да и концертного сезона. Наряду с лекциями и мастер-классами они входят в просветительскую программу. Добавились и новые форматы – викторины и музыкальные квизы, направленные на популяризацию классического музыкального искусства.

Концерты Луганского прошли на одном дыхании. Для сольного вечера пианист выбрал изысканную и даже концептуальную программу. Петь или говорить на своем инструменте? Нежные и воздушные «Песни без слов» Мендельсона, игривая Третья и декламационная Четвертая баллады Шопена, прослоенные ре-бемоль-мажорным ноктюрном, сложные по своему музыкальному языку транскрипции некоторых сцен из драм Вагнера.

Последними Луганский по-настоящему удивил слушателей, доказав, что Вагнер хорош и на рояле. Знаменательное событие: как раз 8 марта Луганский выпустил новый альбом с фортепианными транскрипциями сцен из нескольких произведений немецкого романтика. Концерт стал небольшой рекламной акцией. Публика «Сириуса» жадно выспрашивала на творческой встрече после концерта, где же можно приобрести или послушать пластинку целиком. Увы-увы, но маэстро был не осведомлен в этом вопросе, и альбом все еще остается в ограниченном доступе для российских слушателей.

Мендельсоновские «хиты» для домашнего музицирования в руках Луганского прозвучали «незамысловато». Именно это слово хорошо подходит, чтобы описать подход исполнителя. Луганский был лиричен, обошелся без напыщенности, песенное начало расцвело в каждой из шести сыгранных миниатюр. Теплая певучесть ми-мажорной пьесы, страстный ля-бемоль-мажорный «дуэт», виртуозный вихрь «Паучьей песни», задушевная нежность фа-диез мажора – разные грани несложных пьес Мендельсона раскрылись в интерпретации Николая Львовича.

Луганский – человек XIX века. Произведения Шопена стали настоящей жемчужиной вечера. В Третьей балладе была изящно выстроена линия, капризные акценты тщательно соблюдены и не преувеличены. Пианист исполняет Шопена с прекрасным вкусом, в высшей степени музыкально передает тонкую душевную организацию композитора. А кода Четвертой баллады стала настоящей драматической кульминацией вечера. По своему эмоциональному накалу и кристально чистой игре она смогла бы выбить стекла в любом доме.

Однако Вагнер на фортепианной клавиатуре немного померк. Эпичность и масштаб партитур композитора потерялись в транскрипции, а вся сочность оркестровых красок исчезла. После концерта с Николаем Луганским удалось обсудить такой неожиданный выбор программы и его личностное отношение к композитору.

Публика была щедра на овации и долго не отпускала пианиста с авансцены, зная, что завтра музыкант выступит вновь и уже с оркестром. Вечер с РНМСО был не менее эмоциональным. Музыкальный коллектив и пианист прекрасно сработали вместе, исполняя Первый концерт Рахманинова во второй редакции: слегка невнятные пронзительные аккорды меди Луганский тут же прикрыл громоподобными каскадами октав, а оркестр в главной и побочной партиях аккуратно подсвечивал раскатистые пассажи солиста.

Возможно, жест Алексея Рубина мог показаться мелким, а его поведение на сцене местами манерным, но все же оркестр под его руководством звучал достойно. Особенно он очаровал публику своим совершенным, импрессионистично утонченным звучанием в равелевской «Гробнице Куперена», несмотря на грандиозность своего состава. Кокетливое звучание группы деревянных духовых придавало опусу особый шарм. Однако «Энигма» от Элгара прозвучала не столь красочно. Портреты семьи и близких друзей композитора были исполнены качественно, но скучновато. Порой не хватало чувственной патетики и яркости сольных тембров. Настоящей звездой в этом сочинении оказалась концертмейстер виолончелей в своей почти сольной двенадцатой вариации. (Адресат ее посвящения, виолончелист Бэзил Джордж Нэвинсон, в свое время вдохновил Элгара на создание виолончельного концерта.) Густым и богатым тембром своего инструмента девушка смогла обнять битком набитый зал.


Трехдневное огненное, стремительное открытие с легкостью могло бы телепортировать гостей и жителей «Сириуса» уже в Большой летний фестиваль. Однако до него еще целая весна, и пока на остальной части федерации пейзаж не радует и не бодрит, в «Сириусе» она уже вовсю идет…

Луч света во тьме безысходности События

Луч света во тьме безысходности

Новую «Силу судьбы» Верди в Метрополитен-опере, которая не обновлялась там на протяжении тридцати лет, поставил польский режиссер Мариуш Трелиньски. В партии Леоноры выступила норвежская звезда Лиз Давидсен, а ее озлобленного мстительного брата Дона Карлоса исполнил Игорь Головатенко

Диалектика Валерия Полянского События

Диалектика Валерия Полянского

В Концертном зале имени Чайковского художественный руководитель Государственной академической симфонической капеллы России отметил свое 75-летие

Из Казани с оркестром Персона

Из Казани с оркестром

В Москве впервые представили молодой симфонический коллектив из Татарстана «Новая музыка» и отметили 85-летие Союза композиторов республики

Королева фуг События

Королева фуг

В Концертном зале имени Чайковского состоится концерт к 100-летию со дня рождения пианистки, композитора, педагога Татьяны Николаевой