Пусть больше не повторится Мнение

Пусть больше не повторится

Теракт в «Крокус Сити Холле» потряс всю страну

После беспрецедентных по своей жестокости терактов в ранних 2000‑х в Театральном центре на Дубровке на мюзикле «Норд-­Ост», на фестивале «Крылья» в Тушино, в Школе №1 в Беслане казалось, что для безопасности культурно-образовательных и развлекательных учреждений, концертных организаций были предприняты максимально эффективные меры. Прошло время, и мы стали привыкать к мысли, что эпоха терроризма осталась позади, в первом десятилетии миллениума. Мы часто испытываем раздражение, когда при входе в театр или филармонию нас настойчиво просят показать содержимое сумок, пройти через металлоискатели, но мы относимся к этим элементарным правилам как к необходимости, продиктованной бдительностью. От них в некоторой степени зависит наше собственное спокойствие и уверенность в безопасности нашего пребывания в общественных местах. Последнее, о чем мы задумываемся, наслаждаясь выступлением любимых артистов, — использованы ли в интерьерах зала огнезащитные облицовочные материалы, обтянуты ли кресла невоспламеняющейся тканью, и как будет проходить эвакуация в случае внештатной ситуации.

Никто из многотысячной публики, пришедшей 22 марта на выступление легендарного рок-коллектива «Пикник» в «Крокус Сити Холл», самый крупный концертный зал в северо-западной части столицы, не мог даже в самом жутком ночном кошмаре представить себе, что окажется в тот вечер на поле боя, и вместо гитарных риффов зазвучат автоматные очереди. Группа вооруженных до зубов боевиков ворвалась в Зал имени Муслима Магомаева и открыла огонь на поражение. Стреляли, не выбирая жертв, без разбора, как по безликим мишеням. Уцелевшие в этой кровавой бойне спасали себя и делали все возможное и невозможное, превозмогая страх, боль, чтобы помочь другим. Это сверхъестественное бесстрашие перед лицом опасности, решительность и мужество дорогого стоят.

Убийцы в камуфляже не выдвигали никаких требований к властям, не брали заложников — они пришли, чтобы совершить гнусную казнь. Кровь ради крови. Перед своим уходом они разлили горючую смесь и подожгли кресла. Хватило всего восемнадцати минут (столько длилось вторжение), чтобы здание «Крокуса» превратилось в филиал ада на земле. Пожар, угарный газ и обрушившаяся кровля унесли больше жизней, чем пули. Погибли 144 человека*, среди них трое детей. Еще более 500 пострадавших были отправлены в разные медицинские учреждения Москвы и области.

В субботу, 23 марта, к выгоревшей дотла концертной площадке стали приносить цветы и игрушки, а в воскресенье, в общенациональный день траура, несмотря на промозглую, дождливую погоду, пробки на подъезде к территории комплекса «Крокуса», стихийный мемориал посетило более десяти тысяч человек. Среди них не только жители близлежащих микрорайонов, для которых произошедшие в пятницу события равноценны теракту у порога их дома; к мемориалу съезжались со всей Москвы и Подмосковья. Вечером волонтеры и множество неравнодушных людей почтили память погибших минутой молчания. Под песню «Журавли» на музыку Яна Френкеля на стене концертного зала появилась проекция уходящих в небо птиц.

Обломки уничтоженного пламенем «Крокуса» еще не остыли, спасатели выполняют свой профессиональный долг, сутками разбирая завалы; еще не завершилось опознание тел, и кажется уж слишком преждевременным разворачивать дискуссию о восстановлении площадки. Но компания бизнесменов Агаларовых уже сообщила, что «Крокусу» быть — не в ближайшем будущем, но в перспективе. Решение противоречивое и касается моральной стороны вопроса. История знает много случаев, когда сгоревший в результате пожара театр возрождался из пепла на том же месте, но в новом обличии. В случае с «Крокусом» ситуация иная: место ли для увеселительного заведения там, где произошло массовое убийство и руками террористов была создана братская могила?

Светлая память погибшим. Пожелания скорейшего выздоровления тем, кто выжил.

* — По данным на 30 марта.

Фавориты конкурса Чайковского Мнение

Фавориты конкурса Чайковского

Редакция журнала «Музыкальная жизнь» обсуждает будущих конкурсантов

Склад, апартаменты, храм Мнение

Склад, апартаменты, храм

В Большом театре состоялась премьера оперы Верди «Луиза Миллер»

РЕНЕССАНС СОВРЕМЕННОСТИ Мнение

РЕНЕССАНС СОВРЕМЕННОСТИ

Зачем современному композитору использовать драматургию и стиль прошлой эпохи?

Снег не знал и падал Мнение

Снег не знал и падал

«Севильский цирюльник»: впечатления через тринадцать лет спустя после премьеры. Взгляд участника «Журналистских читок».

УБЕРЕЧЬСЯ В РОКОВОЙ ДЕНЬ

Очевидцем теракта в «Крокус Сити Холле» стал автор «Музыкальной жизни» Дмитрий Сараев. Он оказался в эпицентре стрельбы на входе в зал и получил огнестрельное ранение. К счастью, в настоящий момент его жизни ничего не угрожает.

Дмитрий «Космич» Сараев,
основатель компаний RIFagency и SpaceRiff

Спасибо… …и судьбе, и ангелам, и всем-всем-всем людям из моего окружения и даже незнакомым, что переживают, поддерживают меня —  сумасшедший шквал звонков, сообщений, миллион килотонн позитивной энергии складываются в моем сердце из каждого вашего посланного луча, это очень круто! Такого не было еще никогда в моей жизни, даже после и/или перед самыми крутыми проектами, концертами, что мы делали с Денисом Рыбкиным (R.I.P.) и другими коллегами, ни на один юбилей или событие в жизни!

Не могу я не высказать и слова соболезнования близким погибших и поддержки пострадавшим 22 марта в «Крокусе». И, как это ни цинично прозвучит, благодарности тем людям, что были в нашей группе спасавшихся в проеме-аппендиксе на входе в зал и оказались за мной — основной удар урагана автоматического и огня дробовиков расстреливавших нас в упор террористов пришелся именно на них, и мы, кто был чуть в глубине, выжили в немалой степени благодаря именно им!